Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль игры в физическом развитии дошкольников | Колошко Евгения Николаевна. Работа №362199. Номер работы: №362199

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматривается одна из современных образовательных направлений физической культуры и спорта - игра, раскрывается ее понятие, функции и принципы. Автор подчеркивает роль игры в жизни ребенка как необходимого условия формирования полноценной личности, рекомендует при выборе подвижных игр учитывать возрастные и физиологические особенности детей. Проведен педагогический эксперимент на базе Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения (МАДОУ) «Центр развития ребенка-детский сад №199 «Радужный» города Краснодар в виде анкетирования детей   старшего дошкольного возраста по проблеме их заинтересованности в игровой деятельности в дошкольном и вне дошкольном учреждении. Проанализированы результаты эксперимента и сделаны выводы о значении игры в жизни детей старшего дошкольного возраста. Определены основные направления работы с родителями по улучшению здоровья детей посредством игровой деятельности.

УДК

Роль игры в физическом развитии дошкольников

Е.Н.Колошко

SPIN-код

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка – детский сад №199 «Радужный»

 

Аннотация: В статье рассматривается одна из современных образовательных направлений физической культуры и спорта - игра, раскрывается ее понятие, функции и принципы. Автор подчеркивает роль игры в жизни ребенка как необходимого условия формирования полноценной личности, рекомендует при выборе подвижных игр учитывать возрастные и физиологические особенности детей. Проведен педагогический эксперимент на базе Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения (МАДОУ) «Центр развития ребенка-детский сад №199 «Радужный» города Краснодар в виде анкетирования детей старшего дошкольного возраста по проблеме их заинтересованности в игровой деятельности в дошкольном и вне дошкольном учреждении. Проанализированы результаты эксперимента и сделаны выводы о значении игры в жизни детей старшего дошкольного возраста. Определены основные направления работы с родителями по улучшению здоровья детей посредством игровой деятельности.

 

Ключевые слова: игра, старший дошкольный возраст, развитие, способность, физическая культура, современное направление.

 

Игра занимает в физической культуре важное место, поскольку она способствует не только физическому развитию, но и социальным, эмоциональным и когнитивным навыкам. Вот несколько ключевых аспектов:

1. Развитие физических навыков: Игры помогают развивать координацию, ловкость, силу и выносливость. Они способствуют улучшению моторики и общей физической подготовки.

2. Социальные навыки: Игры часто требуют командной работы и сотрудничества, что способствует развитию коммуникации, лидерства и умения работать в группе.

3. Эмоциональное развитие: Участие в играх помогает детям и взрослым управлять эмоциями, учиться справляться с победами и поражениями, а также развивать уверенность в себе.

4. Когнитивные навыки: Многие игры требуют стратегического мышления, планирования и принятия решений, что способствует развитию аналитических способностей.

5. Инклюзивность: Современные игры могут быть адаптированы для людей с различными физическими возможностями, что делает их доступными для всех.

6. Технологии: Внедрение технологий в игры (например, виртуальная реальность или мобильные приложения) открывает новые горизонты для физической активности и вовлеченности.

7. Здоровый образ жизни: Игры могут стать частью активного образа жизни, способствуя профилактике заболеваний и улучшению общего состояния здоровья.

Таким образом, игры в физической культуре не только развлекают, но и играют ключевую роль в формировании здорового, активного и гармоничного человека.

В современное время физическая культура призвана выполнять важные социальные функции, связанные с организацией здорового образа жизни подрастающего поколения и подготовкой его к предстоящей жизни. Физическая культура формирует интеллектуальные и социально-психологические компоненты, развивает духовный мир ребенка, расширяет мировоззрение [2]. Современный темп развития общества выдвигает новые требования к инструкторам физической культуры. Педагог в новых условиях должен не только улучшать физические качества детей, но и развивать в них творческий потенциал. Улучшить качество современного дошкольного образования поможет применение как традиционных, так и инновационных образовательных технологий на занятиях по физической культуре. Отрасль образовательных технологий находится в процессе постоянного развития и совершенствования. Любые инновации в этом направлении положительно влияют на образ жизни людей, их эмоциональное состояние и жизненные установки. В настоящее время все технологии осуществляются в соответствии с новыми открытиями медицинской и технической науки. Любая педагогическая технология имеет соответствующие цели и задачи, способствующие реализации образовательной деятельности в тех или иных формах [4].

В дошкольных учреждениях широко используются следующие виды традиционных образовательных технологий: технологии сохранения здоровья, игровые, соревновательные, технологии уровневой дифференциации, индивидуализации, технологии личностно-ориентированного образования, информационно-коммуникативные, метод проектов и другие. Технологии сохранения здоровья являются самыми значимыми, так как они способствуют сохранению здоровья ребенка на весь период обучения в дошкольном учреждении. Но, не менее значимыми являются и другие технологии, так как они способствуют формированию необходимых жизненно-важных знаний, умений и навыков у детей. Объектом нашего исследования является игра. Ее изучение всегда актуально, так как это одна из самых уникальных, интересных и доступных форм обучения, учитывающая возрастные особенности детей и отвечающая их интересам и потребностям.

Цель работы: определить значение игры в системе физического воспитания детей.

Задачи исследования:

1) изучить принципы и функции игры;

2) провести анкетирование детей старшего дошкольного возраста по проблеме заинтересованности в игровой деятельности.

Игра представляет собой современные педагогические инновации, которые основаны на процессе организации и развития деятельности дошкольников. Сфера физической культуры и спорта всегда обладает и будет обладать большим инновационным потенциалом [1]. Игра выполняет множество задач и играет ключевую роль в жизни дошкольника:

1. Развитие моторики: Игры помогают развивать как крупную, так и мелкую моторику, что важно для физического развития ребенка.

2. Социальные навыки: Через игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, делиться, сотрудничать и разрешать конфликты.

3. Эмоциональное развитие: Игры позволяют детям выражать и понимать свои эмоции, а также развивать эмпатию к другим.

4. Когнитивное развитие: Игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания и способности к решению проблем. Например, настольные игры могут помочь в развитии логического мышления.

5. Креативность: Игры стимулируют воображение и креативность, позволяя детям создавать свои собственные истории и миры.

6. Языковое развитие: В процессе игры дети учатся новым словам и фразам, развивают навыки общения и понимания языка.

7. Физическая активность: Подвижные игры способствуют укреплению здоровья, развитию силы, координации и выносливости.

8. Самостоятельность и ответственность: Игры могут помочь детям научиться принимать решения, брать на себя ответственность за свои действия и развивать самоконтроль.

9. Познание окружающего мира: Через ролевые игры или игры с предметами дети изучают окружающий мир, его правила и законы.

10. Подготовка к школе: Игры могут помочь в подготовке к обучению в школе, развивая навыки, необходимые для учебного процесса, такие как внимание, усидчивость и способность следовать инструкциям.

Таким образом, игры являются важным инструментом для всестороннего развития дошкольников, способствуя их физическому, социальному и эмоциональному благополучию.

Умелая организация образовательного процесса и соблюдение методических требований способствуют достижению этих задач. Различные двигательные действия, входящие в состав подвижных игр, оказывают воздействие на развитие двигательной реакции, ориентированию в пространстве, скоростных и силовых способностей. Благодаря планомерным подвижным играм занимающиеся непринужденно учатся работать в команде, развивают собственную ловкость, развитие лидерских качеств, развитие ритма и музыкальности, снижение стресса, быстроту и другие физические качества [3].

Игра - это особенная тренировка перед занятиями, а также так называемое специальное упражнение, которое нацелено на разогрев и подготовку, сосредоточенность, развитие навыков, эмоциональную разрядку, увеличение мотивации, развитие креативности. Интеграция игр в образовательном процессе может значительно повысить эффективность занятий и сделать их более приятными для детей. [5].

Игра является одним из основных видов деятельности человека. Игровой метод может быть применен к любым физическим упражнениям, при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями данного метода. Таким образом, игры на занятиях можно применять к таким разделам, как гимнастика, футбол, волейбол и другие командные виды спорта. Помогает развивать навыки работы в команде и тактическое мышление. Игровая деятельность выполняет несколько функций: диагностическая, отвечающая за самопознание в процессе игры. Коммуникативная, способствующая освоению способов взаимодействия между учащимися, а также навыков работе в команде. Игротерапевтическая, обучающая преодолевать различные трудности, возникающие в других сферах жизни. Развлекательная, нацеленная на то, чтобы воодушевить, доставить удовольствие, пробудить интерес.

Игра включает в себя следующие принципы:

- принцип прочности. Он помогает закрепить изученный материал путем многократного повторения;

- принцип наглядности. Предполагает показ игрового действия, благодаря чему учащиеся получают ясное представление о предлагаемом педагогом материале;

- принцип постепенности. В процессе игр происходит плавный переход от простых задач к более сложным;

- принцип доступности. Подбор игровых методов осуществляется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, давая возможность усвоить материал и в то же время представляя определенную сложность в выполнении.

В настоящее время дети дошкольного возраста предпочитают играть в интернет-игры, часами проводят время у смартфонов и планшетов. Мной было проведено анкетирование детей дошкольного возраста в целях изучения их заинтересованности в игровой деятельности.

Организация исследования: Исследование проводилось на базе МАДОУ МО «Центр развития ребенка-детский сад №199 «Радужный» города Краснодар. Контингент испытуемых: подготовительная группа в количестве 25 человек: 15 девочек и 10 мальчиков совместно с родителями. Детям и их родителям была предложена анкета из 11 вопросов по подвижным играм и игровой деятельности. Среди ответов необходимо было выбрать подходящий вариант или написать свой.

Вопросы для анкетирования:

1. Какие подвижные вы знаете?

2. Часто ли вы играете в подвижные игры на занятиях физической культуры? (часто, редко, почти не играем)

3. Какую позицию занимаете в игре? (активную, пассивную)

4. Какие качества вы проявляете в игре? (решительность, творчество, высокую эмоциональность, страх и неуверенность)

5. Напишите название своей любимой подвижной игры

6. В какие игры предпочитаете играть? (настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, интернет-игры)

7. Как часто вы играете в интернет - игры? (каждый день, 2-3 раза в неделю, не

играю)

8. Как часто вы играете в подвижные игры с друзьями? (1 раз в неделю, 2-3 раза в неделю, не играю)

9. Нравится ли вам играть в подвижные или настольные игры с родителями? ( да, нет)

10. Считаете ли вы, что игровая деятельность является отличным средством воспитания детей? (да, нет)

11.Где любишь играть в подвижные игры (на улице, в парке, в детском саду, дома)?

Результаты исследования.

Анкетирование показало, что дети дошкольного возраста часто играют в подвижные игры на занятиях по физической культуре, что свидетельствует о применении игры в дошкольном образовании. Наиболее известны детям такие подвижные игры, как: «Кошки-мышки», «Третий лишний», «Салки», «Вышибало», «Снайперы», «Мяч капитану», «Пионербол». Активную позицию в игре занимает 75 % детей (18 чел.), 25 % (6 чел.) играют пассивно. Страх и неуверенность в играх испытывает 12,5 % (3чел.) , положительные качества проявляет большинство детей - 87,5 % (21 чел.). Самые любимые игры у детей этого возраста: «Вышибало», «Краски», «Море волнуется», «Догонялки», «Съедобное-несъедобное», «Классики». Опрос показал, что очень большое количество детей - 56,2 % (14 чел.) предпочитает играть в интернет-игры, 12,5 % (3 чел.) любят настольные игры и лишь 31,3 %(7 чел) предпочитает играть в подвижные игры. С друзьями 1 раз в неделю играет 31, 3 % (7 чел.), 2 раза в неделю играет 18,7 % (4 чел.), 50 % (12 чел.) вообще не играет в подвижные игры с друзьями. Многие дети 93,7 % (23 чел.) очень любят играть с родителями, испытывая при этом положительные эмоции, лишь 6,3 % (2 чел.) не хотят играть со взрослыми. Все дети - 100 % единодушно пришли к выводу, что игра является замечательным средством воспитания.

Выводы. Игровой метод - неотъемлемая часть обучения на занятиях физической культуры для детей дошкольного возраста. В процессе игры у дошкольников происходит развитие физических, умственных, эстетических и нравственных качеств. Но самая главная задача игры - доставить удовольствие, насытить положительными эмоциями. Благодаря подвижным играм, которые применяются на занятиях, дети посещают занятия регулярно и с радостью. Показателями успешного проведения игровых технологий являются высокие результаты в спортивных соревнованиях. Педагогам в дошкольных учреждениях, а также родителям необходимо обратить внимание на снижение в современное время уровня заинтересованности детей в подвижных играх вне дошкольного учреждения. Дети все чаще увлекаются игрой в смартфонах и компьютерах, меньше двигаются и почти не играют на свежем воздухе. Игра - это детство, радость, общение, умение дружить, чего, к сожалению, становится все меньше и меньше. Мы рискуем получить неполноценное поколение, одурманенное современными гаджетами. Поэтому очень важно просвещать родителей, как в теоретическом, так и практическом аспекте [5].

В условиях домашнего воспитания надо стремиться выработать у ребенка желание играть в подвижные игры с друзьями во дворе, парковой зоне, игровой площадке. Родителям необходимо объяснить, что ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к игре, так как он сам нуждается в движении и будет охотно выполнять игровые задания. Если же не возникает желания играть, то необходимо выяснить причину этого негативного явления и в последующем создавать благоприятные условия. Ребенка необходимо постепенно вовлекать в новые виды игр, систематически повторяя их, чтобы это закрепилось в памяти. В играх можно помогать ребенку подтянуться на перекладине, совершить прыжок, перелезть через забор, при этом, ободряя похвалой. Пробудить интерес к играм поможет демонстрация умений перед другими членами семьи, друзьями или сверстниками. В этом случае развивается уверенность в себе и своих силах, возникает желание осваивать новое. Также для увеличения качества игровой подготовки важны совместные занятия родителей с детьми, что способствует повышению уровня мотивации и сближает их. Подвижные игры приносят пользу в том случае, когда дети занимаются систематически и с удовольствием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Гребенникова, Н. А. "Физическое воспитание детей дошкольного возраста". – М.: Просвещение, 2010.

2. Семёнова, Т. В. "Физическая культура в дошкольном образовании". – М.: Академия, 2012.

3. Лебедева, Н. А. "Методика физического воспитания в детском саду". – СПб.: Речь, 2009.

4. Кузнецова, Н. И. "Игровые технологии в физическом воспитании дошкольников". – М.: Феникс, 2015.

5. Шевченко, Н. В. "Физическое развитие детей: от рождения до школьного возраста". – М.: Книга по требованию, 2013.

6. Балашова, Е. В. "Дошкольная физическая культура: методические рекомендации". – М.: Владос, 2014.

7. Костюченко, Л. А. "Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста". – М.: Просвещение, 2011.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×