Роль игры в формирование ценностного отношения к здоровью у детей | Ларькина Инна Васильевна. Работа №315105
Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом определяется целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работой, где ведущим средством выступает игровая деятельность, являющаяся главной составляющей двигательной активности ребенка. Игровая деятельность пронизывает всю жизнь ребенка, является источником обширной информации, методом воспитания и обучения, способствует их физическому и духовному здоровью. В виду кажущейся несерьезности, в силу своего развлекательного характера, игра вызывает у детей искреннюю заинтересованность, желание включиться в нее.
Роль игровой деятельности в формировании ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста
Автор: Ларькина Инна Васильевна.
Описание: Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом определяется целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работой, где ведущим средством выступает игровая деятельность, являющаяся главной составляющей двигательной активности ребенка.
По определению А. Н. Леонтьева, игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
При проведении утренней гимнастики, прогулок воспитатель должен использовать игровые моменты. Например, во время умывания можно использовать такие игровые ситуации, как «Белые варежки», «Вымытые ручки скрипят – спасибо говорят». При этом акцентируется внимание детей на то, как нужно выполнять то, или иное действие, и соответственно поощряется желание детей в применении культурно-гигиенических навыков, а также качестве их выполнения.
Чтобы сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения, педагоги искали ранее и продолжают искать различные способы. Ученый Е. А. Покровский советовал использовать педагогам детские игры. Подвижные игры он рассматривал как средство физического и умственного развития и воспитания детей. Е. А. Покровский, изучая использование игр для развития и воспитания детей, пришел к следующим выводам:
Игра – это выражение потребности организма к деятельности.
В педагогике для достижения разнообразных задач можно успешно пользоваться играми.
Игра не только помогает развитию и укреплению духовных и физических сил, но и является подготовительной школой для практической деятельности.
Многие ученые и педагоги (А. А. Леонтьев, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков и др.) рассматривали подвижные игры как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а также как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников.
Т. Н. Доронова описывает следующие виды игр, способствующие формированию ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников: подвижные и спортивные игры; дидактические игры; сюжетно-ролевые; пальчиковые игры; игровые ситуации. Рассмотрим все эти виды игр подробнее.
Подвижные игры и спортивные игры с правилами направлены на развитие основных видов движений (бег, прыжки, равновесие, ходьба, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, метание). Под влиянием движений улучшается функция сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы, при активных движениях дыхание совершенствуется, улучшается легочная вентиляция. Использование подвижных игр дифференцированно в режиме дня, доступно детям и соответствует их возрастным особенностям, повышает умственную и физическую работоспособность воспитанников. Дидактические игры (с предметами, настольно – печатные, словесные) способствуют накоплению знаний детей о здоровье, обретению умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.
Сюжетно-ролевые игры наиболее часто применяются для закрепления ранее полученных знаний. В процессе творческих сюжетно – ролевых игр с валеолггической тематикой дети накапливают опыт бережного отношения к своему и чужому здоровью.
Игровые ситуации используются для выработки у детей предварительного ситуативного поведения, ориентированного на охрану и укрепление собственного здоровья. Развитие воспитанников в процессе игровой деятельности с целью формирования здорового образа жизни будет эффективно при условиях:
Учёта возрастных и психологических особенностей детей.
Систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.
Создание комфортных условий для становления здоровой гармонично – развитой подрастающей личности.
Исследования отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) показывают значимую роль игровой деятельности в развитии здоровья у старших дошкольников, так как в игре не под давлением, а по желанию самих воспитанников происходит многократное повторение образовательного материала в различных его сочетаниях.
Современным педагогам и родителям необходимо обратить внимание на то, какое важное место занимает игра в жизни дошкольника. Это не просто развлечение и получение удовольствий, а сложный развивающийся процесс, создающий зону ближайшего развития для ребёнка. Необходимо понимать, что игра формирует личность ребёнка. Игра учит, формирует, изменяет и воспитывает детей. Анализ игровой деятельности ребёнка может служить диагностическим средством для определения уровня развития. На любом этапе развития, в любой своей форме игра способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию ребёнка. Именно через игру у ребёнка закладываются первоначальные представления об окружающей среде, здоровом образе жизни.
Выдающийся педагог Н. К. Крупская отметила особенности детских игр: вырабатываются организационные навыки; развивается выдержка и умение взвешивать обстоятельства; в игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз; развивается сообразительность, находчивость и инициатива.
М. А. Рунова утверждает, что с помощью разнообразных игр решаются задачи по формированию знаний о здоровом образе жизни, умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях. В условиях игры дети лучше запоминают познавательный материал. В играх ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. С помощью игр формируются полезные привычки детей. Всё это позволяет говорить о том, что разнообразные игры предоставляют большие возможности для формирования ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста. Посредством игр детям даются знания о том, как нужно заботиться о своём здоровье, даются представления о здоровом образе жизни, объясняется значимость сохранения своего здоровья с детства.
В процессе игры у детей не только тренируются и укрепляются те или иные группы мышц тела, но и формируется правильное представление дошкольников о здоровом образе жизни. Это свойство игры отмечал П. Ф. Лесгафт. Он указывал на преимущество игр перед упражнениями, считая их наиболее доступными и понятными для детей дошкольного возраста вследствие близости игровых образов и сюжетов детскому воображению. Главная ценность игр – специфическая форма организации и особый воспитательный эффект, игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, а действия организованы.
Используемые источники литературы:
Барабаш, В.Г. Ценностное отношение к здоровью как психолого-педагогическая категория / В.Г. Барабаш // Образование в период детства: традиции,реальность, инновации: Междунар. научно ‒ практ. конф. - М.; Шадринск, 2007. - С. 8-14.
Волошина, Л.Н. Представления современного ребёнка-дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни / Л.Н. Волошина, Л.П. Кудаланова // Фундаментальные исследования. - 2012. ‒ № 3. - С. 269-272.
Малоземова, И. И. Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью / И. И. Малозёмова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2017. - № 6. - С. 204.