Роль игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста | Кавецкая Арина Николаевна. Работа №362514
В статье "Роль игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста" говорится о таких средствах образовательной деятельности, как занимательные игры, упражнения, задачи,геометрические конструкторы и их важной роли в формировании математических представлений. Занимательный материал разнообразен по форме, содержанию, развивающему и воспитательному влиянию. В игровом формате скрываются серьезные познавательные задачи, увлекающие и развивающие воспитанников. С помощью игры разивается внимание, память, мышление, воображение. Играя, ребенок приобретает новые знания, навыки, развивает способности. Точность и абстрактность математики как науки не должны выливаться в сухости ее преподавания обучающимся. Именно игра позволит заинтересовать детей и мотивировать их на познание.
РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА (из опыта работы).
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате ФЭМП и связанных с ними логических операций.
ФЭМП – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.
Одним из средств ФЭМП у детей дошкольного возраста являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию. Занимательный математический материал в силу свойственной ему занимательности, скрытой в ней серьезной познавательной задачи, увлекая, развивает детей. Единой общепринятой классификации не существует.
Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды:
1) развлечения:
а) загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты, математические фигуры;
б) геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Уникум» и др.
2) математические (логические) игры, задачи, упражнения.
Математическими считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений или аналогичных им.
Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Выращивание дерева», «Чудо-мешок», «Вычислительная машина».
- с блоками, кубиками на включение, нахождение
- шашки-шахматы
- словесные
3) дидактические игры и упражнения:
а) с наглядным материалом;
б) словесные.
Основное назначение дидактических игр – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д.
4) Обучающие игры, разработанные А.А. Столяром.
Обучающие логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы формировать не только ЭМП, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний. Эти игры используются как метод обучения, а не закрепления или повторения.
Система обучающих игр состоит из отдельных серий:
а) серия игр с обручами;
б) серия игр «Чудо-мешочек»;
в) серия игр «Вычислительные машины» Столяр, 279;
г) серия игр «Преобразование слов»;
д) серия игр «Ход коня» стр. 281
5) Развивающие игры (разработаны Б.П.Никитиным, З.М.Богуславской, Е.О.Смирновой и др.)
Нередко развивающая игра подменяется игровыми приемами, где преобладает активность взрослого, или простыми упражнениями.
Использование дидактических игрушек или пособий тоже нередко называют игрой – стоит ребенку дать пирамидку и считается, что игра состоялась. Но это не так.
Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность.
Развивающие игры характеризуются тем, что содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется цель игры, т.е. тем, для чего эта игра создана, на что направлена.
В цели два аспекта:
1) познавательный – чему должны научить ребенка;
2) воспитательный – способы сотрудничества, формы общения и отношения друг к другу.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования таких игр и упражнений. Их роль определяется на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Ребенку в играх интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, которая увлекает его.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывании результата, предложение решения).
В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и мыслительного обдумывания.
В ходе игр и упражнений дети овладевают умением вести поиск решений самостоятельно. Взрослый вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики, мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Игра является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желании проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к самому предмету – математике. Этот интерес к математике можно поддержать игрой.
Игра – это ведь не только удовольствие и радость для ребенка. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. те качества, которые необходимы ребенку в дальнейшем. Играя, ребенок может приобретать новые знания, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Вводя маленьких детей в мир математики, и показав им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполнив представление о каждом числе живыми ассоциациями, я обратила внимание, что в сказках числа тоже играют большую смысловую роль.
С раннего возраста дети слушают сказки. Поэтому я разработала несколько динамических занятий на сюжетной основе.
«В гости к 3 медведям».
«Белоснежка и 7 гномов».
«Остров сокровищ».
«Колобок».
Можно разработать занятие по одной сказке и менять задания. Такие занятия целесообразно проводить как диагностические (в конце месяца), чтобы выявить, как дети усвоили пройденный материал.
Вывод:
Таким образом, точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухости ее преподавания детям; отвлеченность понятий, которыми она оперирует, не должны порождать искусственность самой ситуации обучения. Тогда маленькие дети будут учиться, не зная, что это математика, а старшие будут ждать этого источника, особенно волшебных историй.
ЛИТЕРАТУРА:
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» под
редакцией А.А.
Столяра.
З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
Е.В. Сербина «Математика для малышей».
«Чего на свете не бывает» под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л.
Агаевой
.
«Давайте поиграем» под редакцией А.А. Столяра.
«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» А.А.
Венгер
, О.М. Дьяченко.
З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».
Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
Библиотека «Детство. Математика от 3 до 6».