Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль игры в развитии коммуникативных навыков у дошкольников | Долгова Оксана Владимировна . Работа №351216

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В современном мире, где технологии и виртуальное общение становятся всё более популярными, особенно важно уделять внимание развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Игра является одним из наиболее эффективных способов формирования этих навыков, поскольку она позволяет детям взаимодействовать друг с другом, учиться слушать и понимать других, а также выражать свои мысли и чувства.

Роль игры в развитии коммуникативных навыков у дошкольников

Долгова Оксана Владимировна,

Государственно бюджетное

Дошкольное образование (ГБДОУ) №73 детский сад

Приморского района г. Санкт-Петербург

Воспитатель

В современном мире, где технологии и виртуальное общение становятся всё более популярными, особенно важно уделять внимание развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Игра является одним из наиболее эффективных способов формирования этих навыков, поскольку она позволяет детям взаимодействовать друг с другом, учиться слушать и понимать других, а также выражать свои мысли и чувства.

Коммуникативные навыки включают в себя способность устанавливать контакт с окружающими людьми, слушать и слышать собеседника, выражать свои эмоции и желания, а также разрешать конфликты и находить общий язык с другими. Эти навыки являются основой для успешной адаптации ребёнка в обществе и его дальнейшего развития.

Игра предоставляет детям возможность практиковать эти навыки в безопасной и контролируемой среде. В процессе игры дети учатся договариваться о правилах, распределять роли, сотрудничать и помогать друг другу. Они также учатся выражать свои чувства и эмоции через игровые действия и диалоги. Это помогает им лучше понимать себя и других людей, что является важным аспектом развития коммуникативных навыков [5, c.12].

Существует множество видов игр, которые могут помочь в развитии коммуникативных навыков у дошкольников. Например, сюжетно-ролевые игры позволяют детям примерить на себя различные роли и ситуации, что способствует их пониманию социальных ролей и правил поведения. Дидактические игры учат детей следовать правилам и инструкциям, что также важно для развития коммуникативных навыков. Подвижные игры помогают детям научиться работать в команде и сотрудничать с другими, что также является частью коммуникативного процесса.

Важно отметить, что игра должна быть организована таким образом, чтобы дети чувствовали себя комфортно и безопасно [8, c.8]. Воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и предоставлять ему возможность выбирать те игры, которые ему больше нравятся. Также воспитатель может предложить детям новые игры или научить их новым способам играть в уже знакомые игры. Это поможет детям развиваться и получать удовольствие от игровой деятельности.

Сюжетно-ролевые игры — это один из видов творческих игр, в которых дети берут на себя роли и разыгрывают различные ситуации из жизни. В детском саду сюжетно-ролевые игры помогают детям развивать воображение, фантазию, коммуникативные навыки и умение взаимодействовать друг с другом.

Вот несколько примеров сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста:

1. «Магазин». Дети могут играть в магазин, где они будут покупателями, продавцами или кассирами. Они могут продавать различные товары, расплачиваться деньгами или специальными карточками, давать сдачу и т. д. Эта игра помогает детям научиться считать, сравнивать цены, общаться друг с другом и соблюдать правила поведения в общественных местах.

2. «Больница». Дети играют во врачей, медсестёр, пациентов и посетителей больницы. Они могут осматривать больных, ставить им диагнозы, назначать лечение, делать уколы, перевязки и другие процедуры. Эта игра развивает у детей интерес к медицине, уважение к профессии врача, а также умение заботиться о других людях.

3. «Семья». Дети играют в семью, где они выступают в роли родителей, детей, бабушек, дедушек и других родственников. Они могут готовить еду, убирать дом, ходить в гости, на работу и в школу. Эта игра способствует развитию у детей представлений о семейных ценностях, обязанностях и традициях.

4.«Школа». Дети играют в школу, где они становятся учениками, учителями, директором и другими работниками школы. Они могут проводить уроки, проверять тетради, выставлять оценки, вызывать к доске и т. п. Эта игра позволяет детям познакомиться с правилами поведения в школе, узнать о разных профессиях и подготовиться к будущей учёбе.

5. «Путешествие». Дети отправляются в путешествие по разным странам и континентам, используя карту, глобус или другие средства навигации. Они могут быть туристами, моряками, лётчиками, космонавтами и т.д. Эта игра расширяет кругозор детей, развивает их воображение и фантазию.

6. «Театр». Дети становятся актёрами, режиссёрами или зрителями театра. Они могут разыгрывать спектакли, сказки, басни или собственные истории. Эта игра учит детей выразительности речи, пластике движений, актёрскому мастерству и культуре поведения в театре.

7. «Стройка». Дети строят дома, дороги, мосты, заводы и другие сооружения из различных материалов (кубики, конструктор, песок, глина и т.п.). Эта игра знакомит детей с основами строительства,

Дидактические игры — это обучающие игры, которые помогают детям развивать умственные способности и получать новые знания. В детском саду дидактические игры используются воспитателями для обучения детей различным предметам и навыкам.

Несколько примеров дидактических игр для дошкольников:

1. «Найди пару». Детям раздаются карточки с изображениями разных предметов. Задача детей — найти пару одинаковых карточек. Эта игра помогает детям научиться сравнивать предметы и находить сходства и различия.

2. «Что лишнее?». Воспитатель показывает детям ряд картинок или предметов и просит их определить, какой предмет лишний по какому-либо признаку (например, по цвету, форме, размеру). Эта игра развивает у детей логическое мышление и умение классифицировать предметы.

3. «Кто что ест?». Дети получают карточки с изображением животных и должны подобрать к ним карточки с изображением еды, которую эти животные едят. Эта игра знакомит детей с миром животных и их привычками.

4. «Собери картинку». Детям предлагаются разрезанные на части картинки. Они должны собрать их в единое целое. Эта игра способствует развитию у детей внимания, памяти и мелкой моторики.

5. «Угадай звук». Воспитатель издаёт различные звуки (например, хлопает в ладоши, стучит по столу, звенит колокольчиком), а дети должны угадать, что это за звук. Эта игра развивает у детей слуховое восприятие и внимание.

6. «Волшебный мешочек». В непрозрачный мешочек складываются различные предметы (например, игрушки, овощи, фрукты). Дети по очереди ощупывают предметы и пытаются угадать, что это такое. Эта игра тренирует тактильные ощущения и воображение детей.

7.«Времена года». На столе раскладываются карточки с изображением различных сезонных явлений (дождь, снег, солнце, листья и т. д.). Дети должны выбрать карточки, соответствующие определённому времени года. Эта игра учит детей различать времена года и их признаки.

Подвижные игры — это отличный способ для детей дошкольного возраста развивать координацию, ловкость и выносливость. Они также помогают детям учиться работать в команде и сотрудничать с другими.

Рассмотрим примеры подвижных игр для дошкольников:

1. «Кошки-мышки». Дети выбирают «кошку» и «мышку». Задача «кошки» — поймать «мышку», которая может убегать от неё, используя различные предметы мебели или другие укрытия. Эта игра развивает у детей быстроту реакции и умение ориентироваться в пространстве.

2. «Светофор». Воспитатель показывает детям карточки с изображением красного, жёлтого и зелёного цветов. Когда он показывает красный цвет, дети должны стоять на месте, когда жёлтый — хлопать в ладоши, а когда зелёный — бегать по комнате. Эта игра помогает детям запомнить цвета светофора и правила дорожного движения.

3. «Ловишки». Один из детей выбирается «ловишкой», остальные разбегаются по площадке. Задача «ловишки» — догнать и осалить кого-нибудь из игроков. Тот, кого осалили, становится новым «ловишкой». Эта игра способствует развитию у детей ловкости и быстроты.

4. «Зайцы и волк». На одной стороне площадки обозначается «дом зайцев», на другой — «логово волка». Дети-«зайцы» прыгают на двух ногах по площадке, продвигаясь к «дому». По сигналу воспитателя «Волк!» «зайцы» убегают в «дом», а «волк» старается их поймать. Пойманные «зайцы» выходят из игры. Эта игра учит детей действовать по сигналу и соблюдать правила.

5. «Птички и кошка». «Кошка» сидит в центре круга, который образуют дети-«птички». «Птички» запрыгивают в круг и выпрыгивают из него, стараясь увернуться от «кошки». Если «кошка» поймает «птичку», то она выходит из игры. Эта игра тренирует у детей ловкость и реакцию.

6. «Передай мяч». Дети становятся в шеренгу и передают друг другу мяч. Последний игрок, получив мяч, бежит вперёд и становится первым. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не побывают первыми. Эта игра укрепляет мышцы рук и ног, развивает координацию движений.

7. «Найди свой цвет». В разных концах комнаты кладутся обручи или флажки определённого цвета. Детям раздаются маленькие мячи или кубики такого

Существует множество игр, в которые родители могут играть со своими детьми пяти лет. Вот несколько примеров:

1. «Угадай кто?». Один из участников игры изображает мимикой и жестами какое-либо животное или предмет, а остальные должны угадать, что это такое. Эта игра развивает у детей воображение и умение понимать невербальные сигналы.

2. «Что изменилось?». На столе раскладываются несколько предметов (например, игрушки, книги, карандаши). Дети закрывают глаза, а родители убирают один из предметов. Задача детей — определить, какой предмет исчез. Эта игра тренирует внимание и память.

3. «Съедобное-несъедобное». Родители бросают детям мяч, называя при этом различные предметы. Если предмет съедобный, дети ловят мяч, если несъедобный — отбрасывают. Эта игра помогает детям закрепить знания о продуктах питания.

4. «Кто больше?». Родители и дети по очереди называют слова на определённую тему (например, фрукты, овощи, животные). Побеждает тот, кто назовёт слово последним. Эта игра расширяет словарный запас детей и развивает их мышление.

5. «Найди клад». Родители прячут в комнате «клад» (например, игрушку или конфету), а дети ищут его, следуя подсказкам родителей. Эта игра учит детей ориентироваться в пространстве и решать логические задачи.

6. «Весёлый счёт». Родители считают до десяти, пропуская некоторые числа (например, 2, 4, 7). Задача детей — хлопнуть в ладоши, когда они услышат пропущенное число. Эта игра способствует развитию у детей внимания и математических навыков.

7. «Волшебный мешочек». В непрозрачный мешочек складываются различные предметы (например, игрушки, овощи, фрукты). Дети по очереди ощупывают предметы и пытаются угадать, что это такое. Эта игра тренирует тактильные ощущения и воображение детей.

Таким образом, игра играет важную роль в развитии коммуникативных навыков у дошкольников. Она позволяет детям практиковать социальные взаимодействия, учиться понимать и уважать других, а также развивать свою речь и умение выражать свои мысли. Это делает игру незаменимым инструментом для воспитания гармоничной и успешной личности.

Игровая деятельность — это основной вид деятельности детей дошкольного возраста [4,c.318]. Она важна по нескольким причинам:

1. Развитие физических навыков. В процессе игры дети активно двигаются, бегают, прыгают, лазают и т. д. Это помогает им развивать координацию движений, ловкость, выносливость и другие физические качества.

2.Умственное развитие. Игры требуют от детей внимания, памяти, мышления, воображения и других умственных способностей. Они помогают детям учиться анализировать информацию, принимать решения и решать проблемы.

3. Эмоциональное развитие. Игра позволяет детям выражать свои чувства и эмоции через игровые действия и диалоги. Это способствует их эмоциональному развитию и формированию эмоциональной сферы.

4. Социальное развитие. В игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться о правилах, распределять роли, сотрудничать и помогать друг другу. Это помогает им формировать социальные навыки и адаптироваться в обществе.

5. Творческое развитие. Игра предоставляет детям возможность проявлять свою фантазию и творчество. Они могут придумывать новые сюжеты, роли и правила, что способствует их творческому развитию.

6. Обучение через игру. Через игру дети могут получать новые знания и навыки. Например, они могут изучать цвета, формы, цифры, буквы и другие понятия. Игра делает обучение более интересным и эффективным.

7. Развлечение и удовольствие. Игра приносит детям радость и удовольствие. Она помогает им снять стресс, расслабиться и получить положительные эмоции.


Список использованной литературы.

1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.

2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду (программа и методические рекомендации). Программа и методические рекомендации: Мозаика Синтез; Москва; 2008 – 100с.

3. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника. // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 3. С. 62–70.

4. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999.

5. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1988.- 96 с

6. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128с.

7. Жуковская Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду. / Р. И. Жуковская. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1960. – 160 с.

8. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. // Вопросы психологии № 6 1966 Стр. 62 – 68.

9. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] : Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. педагогики ; [Науч. ред. А.В. Запорожец, Т.А. Маркова]. — Москва : НИИ общ. педагогики, 1978 (вып. дан. 1979). — 155 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×