Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль игры в воспитании и развитии старших дошкольников: современные игровые методики | Горчакова Ирина Витальевна. Работа №350732

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена роли игры в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются современные игровые методики, которые способствуют формированию у дошкольников социально-коммуникативных, познавательных, эмоциональных и творческих навыков. Обоснована значимость использования игровых методов и практик для всестороннего развития личности ребенка и подготовки его к успешному обучению в школе. Приведены примеры наиболее эффективных методик, используемых в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: игра, дошкольное образование, старшие дошкольники, игровые методики, развитие, воспитание, социальные навыки, творческое мышление.

РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ

 

Горчакова Ирина Витальевна, старший воспитатель

МБДОУ города Новосибирска "Детский сад №90 "Калинка"

 

Аннотация. Статья посвящена роли игры в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются современные игровые методики, которые способствуют формированию у дошкольников социально-коммуникативных, познавательных, эмоциональных и творческих навыков. Обоснована значимость использования игровых методов и практик для всестороннего развития личности ребенка и подготовки его к успешному обучению в школе. Приведены примеры наиболее эффективных методик, используемых в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: игра, дошкольное образование, старшие дошкольники, игровые методики, развитие, воспитание, социальные навыки, творческое мышление.

 

Игра занимает центральное место в жизни ребенка дошкольного возраста. Через игру дети исследуют окружающий мир, развивают воображение, учатся взаимодействовать с другими. Для воспитателей важно понимать, что игра — не просто развлечение, а мощный педагогический инструмент, который позволяет формировать у детей широкий спектр навыков. В последние годы разработаны и применяются различные игровые методики, направленные на решение образовательных и воспитательных задач в дошкольных учреждениях.

Игра — это естественная форма деятельности дошкольников, благодаря которой ребенок приобретает новые знания и умения, развивает эмоционально-волевую сферу и формирует навыки самоконтроля. Именно в игре у ребенка формируется представление о правилах, он учится проявлять терпение, уважение к другим, понимать значение взаимопомощи. Игра способствует развитию таких важнейших навыков, как:

1. Социально-коммуникативные навыки. Игра позволяет детям учиться взаимодействовать, обмениваться мнениями, соблюдать правила и делиться. В результате ребенок лучше социализируется, готовится к дальнейшему обучению в коллективе.

2. Познавательное развитие. Через игру дети знакомятся с окружающим миром, исследуют свойства предметов и учатся решать задачи. Это помогает развивать мышление, логику и навыки наблюдения.

3. Творческое и эмоциональное развитие. В игровой деятельности у детей развиваются воображение, фантазия и способность выражать эмоции. Через сюжетно-ролевые игры они проживают различные ситуации и могут исследовать эмоциональный мир, учась выражать и понимать чувства.

Современные методики предлагают педагогам богатый арсенал игр, направленных на всестороннее развитие дошкольников. Рассмотрим наиболее популярные и эффективные подходы.

Сюжетно-ролевая игра остается одной из наиболее популярных методик в воспитательной практике. Такие игры позволяют детям вживаться в роли, моделировать жизненные ситуации и получать опыт социального взаимодействия. Например, сюжетные игры «Семья», «Магазин» или «Школа» помогают детям развивать коммуникативные навыки и способность к сотрудничеству. В таких играх педагог выступает наблюдателем и направляет детей, помогая разыгрывать различные социальные сценарии.

Театральная деятельность позволяет детям раскрыть творческий потенциал, улучшить речь и развить эмоциональную выразительность. Дошкольники с удовольствием принимают участие в инсценировках сказок и небольших постановках. Театрализованные игры помогают развивать не только артистические навыки, но и уверенность в себе, снимают страх публичного выступления. Воспитатели могут использовать кукольный театр, пальчиковые спектакли, драматизацию сказок и рассказов.

Игры с логическими задачами, головоломками, конструкторами и настольными играми помогают детям развивать умственные способности и учиться находить решения в нестандартных ситуациях. К примеру, игры на сортировку предметов, простые математические задачи и головоломки на логику стимулируют аналитическое мышление и обучают детей решению задач.

Подвижные игры способствуют физическому развитию и формируют навыки командной работы. Эти игры помогают развивать координацию движений, ловкость, внимание и реакцию. Такие игры, как «Догонялки», «Прятки», «Классики», способствуют активному отдыху и эмоциональной разрядке детей. Воспитатель может включить в занятия специальные игры на координацию, ловкость, которые обеспечивают не только физическое развитие, но и укрепление социального взаимодействия в коллективе.

Эмоциональный интеллект становится все более актуальным аспектом воспитания. Воспитатели могут использовать игры, направленные на развитие навыков распознавания эмоций, выражения чувств и управления ими. Например, игра «Светофор эмоций» помогает детям учиться различать эмоции (зеленый — спокойствие, желтый — радость, красный — гнев), а также позволяет им выражать свои эмоции в безопасной среде.

Игровые методики, основанные на активном взаимодействии детей, дают множество преимуществ для развития дошкольников:

- способствуют более успешному усвоению знаний и закреплению навыков;

- позволяют выстраивать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей и интересов каждого ребенка;

- поддерживают у детей интерес к обучению, делая его процессом радости и удовольствия;

- развивают воображение, гибкость мышления и способность к поиску нестандартных решений.

 

Игровая форма работы позволяет педагогам сделать воспитательный процесс более увлекательным и продуктивным.

В заключение отметим, что игра — это основной инструмент для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста. Через игру у детей формируется понимание окружающего мира, навыки общения и сотрудничества, развивается интеллект и эмоциональная сфера. Современные игровые методики дают педагогам возможность качественно организовать образовательный процесс, делая его более продуктивным и соответствующим возрастным потребностям дошкольников. Внедрение сюжетно-ролевых, театрализованных и логических игр позволяет создать благоприятные условия для гармоничного развития ребенка и подготовки его к следующему этапу обучения в школе.

 

Список литературы

1. Васильева, Н. А. Игровые методики в дошкольном воспитании: современные подходы и технологии. — Москва: Вентана-Граф, 2019.

2. Климова, Е. С. Роль игры в развитии эмоционального интеллекта дошкольников. // Дошкольное воспитание, 2020. — № 8. — С. 37-42.

3. Лебедева, О. П. Театрализованные игры как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. — Санкт-Петербург: Просвещение, 2017.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×