Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль инновационных технологий в развитии личности школьника | Комашко Елена Ивановна. Работа №301914

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Что такое современные инновационные технологии в образовании, их классификация и особенности организации интерактивного обучения, новая роль учителя и ученика,а также  достоинства применения инновационных технологий в современном обучении. Кратко рассматривается вопрос, какие положительные возможности  для учителя и ученика можно получить при внедрении инновационных технологий в процесс обучения,  перечислены некоторые сложности, которые могут испытывать участники процесса образования. А также упоминается какие навыки вырабатываются в процессе обучения.

 

Роль инновационных технологий в развитии личности школьника

Комашко Елена Ивановна

МБОУ «СОШ №12» г. Новокузнецк

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение,  обновление) деятельность по созданию, освоению,  использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. ( Современный словарь иностранных языков)

Инновационные технологии – это производство (изобретение) нового для системы образования компонента.

   Инновация – это принципиально иной подход на основе новой идеи, существенно меняющий сложившиеся образовательные технологии, обусловливающий новый тип школьной организации.

Специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем ( Т.И. Шамова, Г.М.Тюлю):

-инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;

-использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;

-внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы  школы.

Инновационные образовательные технологии имеют следующие признаки:

вовлекают каждого учащегося в активный познавательный и информационно-коммуникативный процесс (здесь особая роль уделяется ИКТ);

позволяют создать условия для применения каждым учащимся приобретенных знаний;

помогают учащимся осознать, где, каким образом и для каких целей приобретаемые знания могут быть применены.

Современные инновационные технологии в образовании 

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса образовательного учреждения. Тем не менее, можно выделить  следующие наиболее характерные инновационные технологии. 

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении

Это использование аудио-, видео-курсов, компьютерно-обучающих программ, дистанционного обучения.

2. Метод проектов

3. Технология развития критического мышления

4. Коллективный способ обучения

5. Игровая технология

6. ТРИЗ

7.Модульное обучение

8. Технология «Портфолио» и др.

Особенности организации.

Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов. Интерактивное общение способствует умственному развитию. Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебная среда выступает как реальность, в которой ученик находит себя как область осваиваемого опыта, причем речь идет не просто о подключении его эмпирических наблюдений, жизненных впечатлений ученика в качестве вспомогательного материала или иллюстративного дополнения. Опыт учащегося - это центральный активатор учебного познания. В традиционном обучении учитель играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном - роль помощника в работе, одного из факторов, активизирующих взаимонаправленные потоки информации.

По сравнению с традиционным, в интерактивных технологиях ученики выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опыты ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску.

Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой их них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора - эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора - фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини - презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

По мнению педагогов достоинства инновационных технологий заключаются в следующем.

Дают возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания

Развивают самостоятельность в учебной деятельности

Увеличивают время проговаривания учебного материала на уроке

Создают положительный эмоциональный настрой, нет боязни неправильных ответов, чувство уверенности преобладает

Повышается коммуникативная культура

Растет мотивация к дальнейшему образованию

Повышается самооценка ученика

Положительный валеологический аспект, снимается психологическое напряжение ученика и учителя

Специфика использования технологий в следующем:

На первом этапе учитель проводит

информационный ввод, тем самым отвечает на вопрос «что изучаем и зачем изучаем»

организационный ввод, где учитель дает учебную установку, то есть отвечает на вопрос «как?»

предлагается алгоритм поведения,

учитель обращает внимание на варьирование учебного материала (показывая источники информации для обязательного изучения и ознакомления по выбору),

предлагает учебные и тестовые задания на различных этапах урока.

учащиеся имеют возможность оценить свои знания на промежуточном и итоговом контроле.

Инновационные педагогические технологии являются специфическими и достаточно сложными, требующие особых знаний, навыков, способностей.

Инновационная деятельность дает учителю возможность

Профессионального роста

Эмоциональную удовлетворенность

Возможность саморазвития

Организации дифференцированного обучения

Прогнозирование результатов обучения

Ранней диагностики и коррекции учебных результатов

Ученику дается выбор:

уровня, объема, содержания предметного знания (не ниже стандартного)

информационного источника для усвоения выбранного объема знаний

способа обучения в соответствии с индивидуальными личностными характеристиками (тип мышления, особенностями памяти)

темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам

формы, вида и времени контроля и самоконтроля

партнера для диалогового общения

роли слушающего или объясняющего

в процессе вырабатываются навыки

самостоятельной деятельности

коммуникативной деятельности

Диагностика полученных результатов происходит в форме

Наблюдения

Бесед

Анкетирования

Обмена опытом на педсоветах, семинарах

Вычисления коэффициента самостоятельности

Подведения итогов триместров, полугодий

Сдаче экзаменов в новом формате

Положительные изменения

Педагоги стали активнее участвовать в различных конкурсах школьного, районного и городского уровней. В результате апробации инновационных технологий накапливается банк педагогических идей, разработок уроков и тем с применением различных инновационных технологий. Методические разработки и комментарии, накопленные школьным МО по ОЭР, могут использоваться педагогами при переходе на новую форму обучения. По каждой технологии сделаны презентации, выполнены методические рекомендации по внедрению. За период эксперимента проведено более 100 экспериментальных, в том числе открытых, уроков, опубликовано более 40 статей по обобщению опыта работы, в том числе научных, проведен районный обучающий семинар для завучей по ОЭР.

При работе с применением апробируемых технологий педагоги испытывают трудности, связанные с

Большими временные затраты при подготовке

Недостаточным количеством множительной техники

 возможностью использования психологической поддержки

Индивидуальной работы учащихся за компьютером из-за ограниченности классов с персональными компьютерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×