Роль исторического образования | Мой кабинет. Работа №350943
Историческое образование играет огромную роль. Ему отводится ключевая роль в формировании традиционных духовных ценностей у подрастающего поколения. Духовные ценности создаются народом, обществом, в них выражается важное, значимое для всех. У российского народа есть традиционные ценности. Они объединяют нашу многонациональную страну.
Ельникова Валентина Борисовна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МКОУ «СОШ № 14» имени Слядневой В.И.
с.Надежда. Ставропольский край. Россия
Роль исторического образования в формировании традиционных духовных ценностей подрастающего поколения.
Сегодня воспитание современной молодежи осуществляется в крайне сложный, противоречивый период изменения социально-экономических и социально-политических условиях, обострившихся мировых проблем. В этой связи весьма актуальным становится духовно-нравственное воспитание молодежи.
Историческому образованию здесь отводится ключевая роль в формировании традиционных духовных ценностей подрастающего поколения. Большую роль играет Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”.
Духовные ценности создаются народом, обществом, в них выражается важное, значимое для всех. Передаются духовные ценности при помощи искусства, образования, деятельности религиозных организаций, средств массовой информации.
У российского народа есть традиционные ценности. Они объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну.
единство народов России.
патриотизм,
коллективизм, ценность общего дела,
широта души,
любознательность,
трудолюбие.
достоинство,
права и свободы человека,
гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы,
крепкая семья,
приоритет духовного над материальным,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений,
единство народов России.
Историческая память – это память о людях, создававших нашу страну, внёсший весомый вклад в её развитие, это сохранение культурного наследия, передача его от поколения к поколению, это гордость за великие страницы исторического прошлого страны.
Бесспорно, что учебная дисциплина «История России» обладает большим спектром обучающих инструментов, посредством которых осуществляется задача по духовно-нравственному воспитанию молодежи. Данная дисциплина преследует решение таких важных задач, как:
-культивирование общечеловеческих ценностей;
-формирование чувства ответственности за судьбу страны;
-воспитание высоких моральных чувств к своей Родине, чувства гордости за историческое наследие предков;
-наконец формирование собственной позиции по отношению к историческим событиям.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для этого дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об её нынешнем и будущем, школьник утверждает своё достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.
Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжёлых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить всё положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.
Любви к родине нельзя научить, но можно создать на уроках и внеурочной деятельности такую обстановку, такой нравственный настрой, что формирование этого важнейшего качества станет неотъемлемой частью образовательного процесса. Нельзя воспитать не заинтересовав.
Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя.
На своих уроках я применяю различные методы формирования нравственного воспитания. Например, изучая личностей, с учащимися целесообразно обсудить следующие вопросы:
-Как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к революции, Смуте?
-Как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами? Дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом можно наблюдать, как у них происходит формирование духовных ценностей. Настоящее воспитание историей заключается в предоставлении ученику реальных возможностей примерять на себе исторические роли.
Рассказывая о выдающихся личностях, сыгравших огромную роль в истории страны, можно ограничиться сухими фактами их биографий и деятельности, а можно привлечь яркие красочные воспоминания современников. Вовлечение учащихся в работу на уроках с текстами исторических документов позволяет ученикам самим оценивать те или иные исторические события. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, ребята одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Уроки стараюсь организовывать таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. Благодаря таким ценностно-проблемным ситуациям у ребёнка активизируется познавательная деятельность, развивается критическое мышление.
На уроках истории как нигде уместны дискуссия и споры, учитель, умело создающий на уроках проблемные ситуации, способствует развитию у детей умений отстаивать свою точку зрения, работать в группе, быть толерантным и коммуникативным, а это тоже качества гражданина. В конечном счёте, все эти формы работают на необходимый обществу результат. Очень важно обучить детей истории, но гораздо важнее воспитать их добрыми, порядочными людьми, достойными гражданами своей Родины.
История, как учебный предмет, - одна из немногих, формирующих интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, приобщающих их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути понятия - патриотизм. При этом ученик является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности. Как известно, задача школьного исторического образования двуедина. Во-первых, разбудить в душе юного россиянина любовь к истории, и в первую очередь отечественной. Во-вторых, добиться нравственной ориентации, на прекрасные образцы и гуманистический исторический опыт.
Посредством изучения истории становится возможным выявление незыблемых духовных ценностей, накопленных за все время существования человеческой цивилизации, понимание взаимосвязи каждого из нас с всеобщими нравственными и духовными законами; воспитание личности в нравственно развитой среде, способствующей осознанию себя как части своей Родины. Интернет-ресурсы помогают. Сайт «Историческая память: ХХ век», сайт Полит.ру, Портал «Уроки истории».
В своей работе по патриотическому воспитанию каждый учитель имеет возможность использовать и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Таким образом, такой предмет, как история, играет большую роль в формировании системы духовно- нравственных ценностей обучающихся.
Знание истории (истории своей семьи, своего народа, малой Родины, страны в целом) дает возможность человеку состояться как полноценная личность с активной гражданской и жизненной позицией. Реально переживают учащиеся чувство привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, проводят поисково-исследовательскую работу, участвуя в краеведческих олимпиадах и конкурсах («Отечество», «Мой музей» и т.д.), создают проекты, оформляют «Книгу памяти».
Краеведение имеет огромный потенциал: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Испытывая радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, учащиеся внутренне воспринимают идею патриотизма. Юный гражданин растет не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, земляков, на событиях из истории своего села, города. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве. История нашего края поистине велика и благодатна, и очень важно, чтобы учащиеся знакомились с историей Отечества через конкретных людей. Особое внимание при изучении краеведения необходимо уделить подбору материала. Так как он должен найти отклик в умах и сердцах детей, заставить их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками. Эмоционально окрашенные знания о своей семье, школе, своем районе, городе, крае являются необходимым условием укоренения молодого человека в родной культуре. Исторические знания об особенностях своей малой Родины - своего региона учащиеся могут изучать как на уроках истории, так и во внеурочной деятельности.
История - это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина. Знание истории помогает твердо стоять на родной земле, гордиться ее историческим прошлым, быть достойным ее будущего. Так усиливается любовь к Родине. Так человек приходит к осознанию того, что он является патриотом своего Отечества.
Роль исторического образования в духовно-нравственном воспитании трудно переоценить, поскольку оно должно продвигать в молодежном сознании образ и реальность уважения к историческому прошлому путем формирования нарративов развития личности и общества, отвечающим новым политическим , культурным и духовно-нравственным вызовам; способствовать задачам укрепления российской идентичности и продвижения общества по пути ответственного развития, наполненного идеями патриотизма, восстановления исторической справедливости с опорой на традиционные ценности России.
Эффективное духовно-нравственное воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни обучающихся.
Использованная литература
Богашев
А. Духовно – нравственное воспитание молодежи [Текст] /А.
Богашев
//Воспитание
школьников.-
2008.-№9.
Зенченко Е.В. Патриотическое воспитание на уроках истории во внеурочное время/
Е.В.Зенченко
//Эксперимент и инновации в школе. 2015. №2 С.20-23
Историческое сознание россиян: оценки прошлого, память, символы (опыт социологического измерения) / Под ред. М.К. Горшкова; ФНИСЦ РАН.М.,2022. С.248