Роль каллиграфии в начальной школе | Бойко Валерия Михайловна. Работа №345198. Номер работы: №345198
В последнее время я все чаще замечаю, что современные учителя и родители считают, что писать красиво - это неважно, главное - писать быстро и грамотно. Однако, все больше ошибок встречается из-за невнимательности и из-за того, что ученики сами не понимают, что пишут. В своей статье я попыталась ответить на следующие вопросы: "Что такое каллиграфия?", "Почему учиться писать красиво действительно важно?", "Как улучшить плохой почерк ребенка?".
Роль каллиграфии в начальной школе.
В наше время искусству каллиграфии практически не уделяется внимания. В образовательном процессе школьников уже давно отсутствует этот вид дисциплины, вследствие чего у детей, затем, естественно, и у многих взрослых состоявшихся людей не развиты навыки чистописания, плохо развита фантазия и мелкая моторика рук. Большая часть людей не имеет представления о красивом почерке и изящном письме. В эпоху компьютерных технологий, интенсивности жизни и чрезмерной активности нарушается концентрация внимания, появляются неврозы и другие неврологические заболевания, стрессы. Эти факторы также отражаются на аккуратном и чистом почерке людей, в особенности подрастающего поколения.
Формирование у младших школьников каллиграфического письма является такой же первостепенной задачей, как чтение и вычислительные навыки, так как от степени сформированности и автоматизированности этих действий зависит не только результат продвижения ребенка в учебной деятельности, но и его психологическое развитие. Задача для начальной школы состоит не только в том, чтобы обучать учащихся писать грамотно, но также красиво, быстро и аккуратно.
Почему учиться писать красиво действительно важно? Для начала разберемся с понятием «каллиграфия». Данный термин пришел к нам и существовал очень давно. Возник он еще в Древней Греции и состоял всего из двух слов, которые переводились на наш язык, как «красота» и «пишу». Исходя из этой, полезной нам информации, под данным термином мы будем понимать способность писать от руки четко, разборчиво и красиво, опираясь при этом на существующие образцы письма.
Каллиграфия имеет значительную и важную роль в письменной речи. На уроке письма дети учатся не только красиво писать буквы, но и вырабатывают в себе такие черты характера как исполнительность, внимательность, аккуратность, наблюдательность. Письмо имеет значение для развития умственной деятельности ребенка. Во время занятий развивается мелкая моторика рук, которая в свою очередь влияет на формирование коры головного мозга ребенка. Отечественные педагоги и психологи утверждают, что уроки каллиграфического письма развивают эмоциональную сферу. Современные дети и подростки пишут рукой очень мало, это обедняет их эмоциональный мир, лишает возможности подобрать слова для выражения чувств и переживаний.
Как улучшить плохой почерк ребенка? Неумение красиво и выразительно писать может привести не только к плохим оценкам и отставанию на уроке, но и к снижению самооценки ребенка. Причин, влияющих на качество письма и формирование плохого почерка ребенка, может быть несколько: неудобное положение (высокий или низкий стол или стул; спина находится в неправильном положении), неправильное положение тетради, неправильное держание ручки, нарушение мелкой моторики.
Какие методы тренировки правильности и каллиграфичности письма можно использовать? Раскраски. Рисование помогает успокоиться и сконцентрировать внимание. Для выработки правильности письма рисование тоже имеет свою пользу. Ребенок учится чувствовать пространство на бумаге, развивает внимательность.
Штриховка. Задания по штриховке рисунка следует подбирать по принципу от простого к сложному. Сначала это будут задания для обводки контура рисунка, а затем ребенок учится заштриховывать его горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями.
Срисовывание. Это упражнение предполагает перерисовки определенного рисунка в точности, это вырабатывает внимательность ребенка до мельчайших деталей, учит чувству размеров элементов рисунка.
Вырезание фигур по контуру. Начинать стоит с вырезания больших простых фигур – квадратов, кругов, постепенно усложняя объекты.
Завязывание узлов, бантов, плетение, вышивание, застегивания пуговиц – каждое из этих занятий способствует формированию мелкой моторики рук, а некоторые занятия (вышивание или плетение) могут стать хобби ребенка на долгие годы.
Письмо – это сложный навык, в формировании которого участвует практически весь мозг. Более того, для аккуратного и грамотного письма нужно, чтобы «включалось» и тело: чёткие слух и зрение, слаженная работа мышц рук и спины. Поэтому неудивительно, что освоение и регулярное использование ручного письма связано с другими важными навыками.
Аккуратный почерк, как и другие навыки, которые появляются у младшего школьника, не только пригодятся будущему взрослому в повседневной жизни, но и помогут освоить другие, более сложные умения. А родителям и педагогам обязательно нужно поддерживать ребёнка на этих первых ступенях взросления и помогать ему, чтобы в будущем он уже самостоятельно мог достигать новых высот.