Роль классической литературы в формировании личности школьника | Самохина Анна Валерьевна. Работа №350242
Аннотация: Классическая литература занимает особое место в школьном образовании, являясь важным инструментом для формирования целостной личности. В данной статье рассматривается роль классической литературы в воспитании и развитии школьников, её влияние на развитие моральных и этических ценностей, расширение кругозора, а также формирование умения критически мыслить. В тексте анализируются важнейшие аспекты, которые помогают литературе становиться не только средством усвоения знаний, но и важным элементом личностного роста учащихся. Также приводятся примеры из произведений, которые иллюстрируют влияние классической литературы на школьников.
Ключевые слова: классическая литература, воспитание, личность, нравственные ценности, школьник, критическое мышление, этика.
Самохина Анна Валерьевна, учитель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная школа № 32 Петропавловск-Камчатского городского округа
Аннотация: Классическая литература занимает особое место в школьном образовании, являясь важным инструментом для формирования целостной личности. В данной статье рассматривается роль классической литературы в воспитании и развитии школьников, её влияние на развитие моральных и этических ценностей, расширение кругозора, а также формирование умения критически мыслить. В тексте анализируются важнейшие аспекты, которые помогают литературе становиться не только средством усвоения знаний, но и важным элементом личностного роста учащихся. Также приводятся примеры из произведений, которые иллюстрируют влияние классической литературы на школьников.
Ключевые слова: классическая литература, воспитание, личность, нравственные ценности, школьник, критическое мышление, этика.
Литература всегда была важнейшим инструментом в формировании мировоззрения человека. Классическая литература, в особенности, оказывает наибольшее влияние на развитие личности школьника, создавая прочный фундамент для понимания нравственных и этических норм, глубинных смыслов жизни, а также вдохновляя на поиск собственного пути в мире. Её роль в системе образования трудно переоценить, ведь она не только помогает учащимся осваивать язык, но и развивает их эмоциональную сферу, способствует формированию чувства справедливости и ответственности за свои поступки.
Классическая литература знакомит школьников с историей и культурой, позволяет увидеть и понять многогранность человеческой натуры, предостерегает от ошибок и учит ценить важные аспекты жизни, такие как честность, труд, доброта, любовь. Через произведения великих писателей, таких как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Ю. Лермонтов, школьники знакомятся с вечными темами, такими как свобода, долг, выбор, и понимают их актуальность в любых исторических условиях.
Прежде всего, классическая литература способствует развитию эмоционального интеллекта. Важно отметить, что через произведения классиков дети могут переживать чувства, которые были бы им чужды в реальной жизни, например, отчаяние, горе, трагическое осознание собственной слабости или, напротив, великодушие и героизм. Эти переживания помогают школьнику развивать способность к эмпатии, а значит, и к лучшему пониманию других людей, их мотивов и поступков. Для многих школьников литературные герои становятся примерами для подражания или, наоборот, предостережениями от определенных ошибок. Трагические судьбы персонажей заставляют задуматься о смысле жизни, о месте человека в обществе, о своей ответственности перед родными, близкими, а также перед собой.
Классическая литература дает возможность школьникам через образы литературных героев осмысливать важнейшие вопросы о смысле жизни, о природе добра и зла. Персонажи, такие как Родион Раскольников из романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание, Анна Каренина из одноименного романа Л. Н. Толстого, Печорин из Героя нашего времени М. Ю. Лермонтова, олицетворяют идею внутренней борьбы, поиска истины, преодоления слабостей и страха. Эти произведения затрагивают темы, которые не теряют своей актуальности в любые исторические эпохи, а тем более в период взросления школьника, когда начинаются поиски своего я, ценностей и жизненных ориентиров.
Особое внимание стоит уделить влиянию классической литературы на развитие критического мышления у школьников. Чтение и осмысление произведений классиков помогает развивать способности к анализу, осознанию различных точек зрения и аргументации. Школьники учатся не только понимать содержание произведения, но и оценивать действия героев, их мотивы, а также ставить вопросы о правильности или ошибочности их поступков. Это позволяет им самостоятельно делать выводы, взвешивать свои поступки в реальной жизни. Например, выбор Раскольникова совершить убийство, рассуждения Обломова о жизни, разочарования Евгения Онегина в любви — все эти примеры становятся точками отсчета для осознания важности морального выбора и ответственности за свои действия.
Классическая литература имеет огромное значение в формировании социальных и культурных норм, важнейших ценностей, таких как верность, дружба, любовь, честь, долг перед Родиной и близкими. Многие произведения, написанные великими писателями, затрагивают вопросы общественного устройства, судьбы личности в условиях истории. Так, роман Война и мир Л. Н. Толстого не только рассказывает о войне, но и о судьбах людей, которые живут в условиях исторических катаклизмов. Этот роман учит не только политическому, но и моральному осмыслению исторических событий, а также ценности человеческой жизни.
Важным моментом является то, что классическая литература помогает школьникам осознавать свое место в мире, свои цели и стремления. Герои произведений часто переживают кризисы и изменения, что позволяет учащимся лучше понять себя. Проблема осознания своего внутреннего мира, поиски своего предназначения в жизни, решение вопросов морального выбора — эти темы лежат в основе многих великих произведений, будь то Преступление и наказание Достоевского или Герой нашего времени Лермонтова. Через осознание героизма, достоинства, внутренней борьбы персонажей школьники учат собственное развитие и поиски.
Еще одним важным аспектом является воздействие классической литературы на расширение кругозора школьников. Литературные произведения часто воссоздают богатый культурный контекст, знакомят с историей разных народов, с особенностями их традиций, жизни, мировоззрения. Школьник, читая классическую литературу, открывает для себя новые горизонты, лучше понимает мировую культуру и осознает свою связь с ней. Важно, что такие произведения часто способствуют формированию чувства причастности к общечеловеческому культурному наследию, понимания ценности этого наследия для сохранения и развития цивилизации.
Кроме того, классическая литература является неотъемлемой частью формирования творческих способностей школьников. Чтение произведений помогает развить воображение, художественный вкус, способность к интерпретации. На уроках литературы учащиеся часто анализируют литературные образы, символику, используя навыки анализа, синтеза, сравнения, что способствует развитию их творческого и аналитического мышления. Это также положительно сказывается на их способности воспринимать и интерпретировать текст, выделять ключевые моменты, выявлять глубокие смыслы, что полезно в любой области знания.
Роль классической литературы в формировании личности школьника не ограничивается только учебным процессом. Книги, которые ученик читает в школьные годы, становятся для него связующими звеньями между прошлым и настоящим, они помогают осмыслить важнейшие вопросы человеческого существования. Классическая литература учит не только быть грамотным читателем, но и стать мудрым человеком, готовым к внутренним поискам и столкновениям с извечными проблемами бытия. Эти произведения влияют на формирование целеустремленного, нравственного, мыслящего, культурного и эмоционально развитого человека, что особенно важно в подростковом возрасте, когда происходит становление личных ценностей и ориентиров.
Таким образом, классическая литература является важнейшей частью образования и воспитания, влияя на формирование глубоких духовных и моральных качеств личности, развивая критическое мышление и творческие способности, а также расширяя мировоззрение и культурный кругозор школьников.
Список литературы
Коцарева В. В., Гречишко Д. Н. Развитие личности как одна из педагогических проблем // Инновационная наука. 2016. №12-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-lichnosti-kak-odna-iz-pedagogicheskih-problem
Маклаков А.Г., Сидорова А.А. Особенности психического развития старших школьников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-starshih-shkolnikov
Свирина Н.М. Чтение подростков: результаты исследования и сравнительный анализ // Филологический класс. 2017. №3 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-podrostkov-rezultaty-issledovaniya-i-sravnitelnyy-analiz