Роль классической литературы в формировании культурной идентичности учащихся | Стебаева Светлана Владимировна. Работа №350042
Аннотация: В статье рассматривается значимость классической литературы в контексте формирования культурной идентичности у учащихся, особенно в условиях учебно-реабилитационных центров. Анализируется влияние литературных произведений на развитие критического мышления, эмоционального интеллекта и нравственных ориентиров. Приводятся примеры использования классических текстов в образовательном процессе, подчеркивающие их роль в установлении связи между прошлым и настоящим, а также в развитии чувства принадлежности к культуре.
Ключевые слова: классическая литература, культурная идентичность, учащиеся, учебно-реабилитационный центр, образовательный процесс, нравственные ориентиры, критическое мышление.
Стебаева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики Республиканский учебно-реабилитационный центр
Аннотация: В статье рассматривается значимость классической литературы в контексте формирования культурной идентичности у учащихся, особенно в условиях учебно-реабилитационных центров. Анализируется влияние литературных произведений на развитие критического мышления, эмоционального интеллекта и нравственных ориентиров. Приводятся примеры использования классических текстов в образовательном процессе, подчеркивающие их роль в установлении связи между прошлым и настоящим, а также в развитии чувства принадлежности к культуре.
Ключевые слова: классическая литература, культурная идентичность, учащиеся, учебно-реабилитационный центр, образовательный процесс, нравственные ориентиры, критическое мышление.
Классическая литература занимает важное место в образовательной практике, оказывая влияние на формирование культурной идентичности учащихся. В условиях учебно-реабилитационных центров, где обучаются дети с различными особенностями развития, роль литературы становится особенно значимой. Классические произведения не только обогащают внутренний мир учащихся, но и помогают им осознать свою принадлежность к определенной культуре и историческому контексту.
Литература как искусство слова способствует развитию критического мышления. Чтение произведений, созданных великими авторами, побуждает учащихся задавать вопросы, анализировать и сопоставлять события, героев и их поступки. Например, классические романы Федора Достоевского, такие как "Преступление и наказание", поднимают важные философские и нравственные проблемы, заставляя читателя задуматься о природе добра и зла, о последствиях своих действий. Для учащихся, находящихся в процессе формирования своей идентичности, такие размышления становятся актуальными и необходимыми.
Кроме того, классическая литература служит средством передачи культурных ценностей. Произведения, написанные в разные эпохи, отражают дух времени, традиции и обычаи народа. Чтение таких текстов позволяет учащимся соприкоснуться с историей своей страны и понять, как прошлое влияет на настоящее. Например, поэмы Александра Блока или стихи Анны Ахматовой могут вызвать у детей интерес к историческим событиям и культурному наследию России. Это формирует чувство гордости за свою страну и укрепляет культурную идентичность.
Важным аспектом работы с классической литературой является развитие эмоционального интеллекта. Литература помогает учащимся осознать и выразить свои эмоции, научиться сопереживать другим. Произведения, в которых глубоко прописаны чувства и внутренние переживания персонажей, становятся основой для обсуждений на уроках. Учащиеся могут делиться своими переживаниями, анализировать чувства героев и, таким образом, лучше понимать себя и окружающих. Это особенно важно для детей, которые могут испытывать трудности в общении и выражении эмоций.
Кроме того, классическая литература может способствовать формированию нравственных ориентиров у учащихся. Сюжеты, полные моральных дилемм и этических выборов, становятся важным источником для обсуждения правильного и неправильного. Например, произведения Льва Толстого, такие как "Война и мир", показывают сложные отношения между личными интересами и общественными обязанностями, что позволяет детям задуматься о своих собственных ценностях и поступках.
Использование классической литературы в учебно-реабилитационных центрах создает условия для формирования навыков критического мышления, что является необходимым в современном мире. Чтение и анализ текстов, обсуждение персонажей и их действий развивает у учащихся способность делать выводы и формировать собственное мнение. Это особенно актуально для детей, которые сталкиваются с предвзятыми мнениями или социальными стереотипами.
Важность классической литературы заключается также в ее универсальности. Произведения, написанные много лет назад, продолжают оставаться актуальными и в современном контексте. Темы любви, дружбы, предательства и поиска смысла жизни не теряют своей значимости и могут быть близки каждому поколению. Это позволяет учащимся, независимо от их жизненного опыта, находить в литературе отражение своих мыслей и чувств.
Работа с классической литературой включает в себя междисциплинарный подход. Литературные произведения можно связывать с историей, искусством, философией и другими науками. Это обогащает образовательный процесс и позволяет учащимся увидеть связь между различными аспектами культуры. Например, изучение "Евгения Онегина" Александра Пушкина может сопровождаться анализом исторического контекста, в котором создавалось это произведение, а также обсуждением его влияния на последующее развитие русской литературы.
Классическая литература является мощным инструментом для формирования культурной идентичности учащихся. Она помогает не только углубить знания о родной культуре, но и развить навыки, необходимые для жизни в современном обществе. Важно помнить, что работа с литературой должна быть доступной и интересной, чтобы увлечь учащихся и помочь им найти свой путь в мире искусства и культуры.
Таким образом, классическая литература играет ключевую роль в формировании культурной идентичности учащихся в учебно-реабилитационных центрах. Она обогащает внутренний мир, развивает критическое мышление, эмоциональный интеллект и нравственные ориентиры. Использование классических произведений в образовательном процессе помогает детям осознать свою связь с культурой, историей и обществом, что является важным шагом на пути к их личностному и социальному развитию.
Список литературы
Дамова Ф.Г. Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы // Проблемы педагогики. 2018. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury
Дубровина И. В. Отечественная классическая литература в контексте культурного развития школьников // Гуманизация образования. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennaya-klassicheskaya-literatura-v-kontekste-kulturnogo-razvitiya-shkolnikov
Тараносова Г.Н., Лелявская М.Г. Формирование социокультурной идентичности учащихся при изучении современной русской литературы // АНИ: педагогика и психология. 2017. №2 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsiokulturnoy-identichnosti-uchaschihsya-pri-izuchenii-sovremennoy-russkoy-literatury