Роль коллективной работы в формировании социальных навыков младших школьников | Сметанина Светлана Александровна. Работа №352989
Аннотация. Коллективная работа играет важнейшую роль в формировании социальных навыков младших школьников, что способствует их успешной адаптации в социуме. В статье рассматриваются принципы и методы организации коллективной работы в начальной школе, а также даются практические рекомендации по внедрению этих методов в образовательный процесс. Рассмотрены ключевые аспекты, такие как развитие коммуникации, ответственности, умения работать в команде и разрешения конфликтов, через коллективные формы деятельности.
Ключевые слова: коллективная работа, социальные навыки, младшие школьники, ответственность, коммуникация, сотрудничество, образовательный процесс, начальная школа.
Роль коллективной работы в формировании социальных навыков младших школьников
Сметанина Светлана Александровна, учитель начальных классов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 536
имени Т. И. Гончаровой Московского района Санкт-Петербурга
Аннотация. Коллективная работа играет важнейшую роль в формировании социальных навыков младших школьников, что способствует их успешной адаптации в социуме. В статье рассматриваются принципы и методы организации коллективной работы в начальной школе, а также даются практические рекомендации по внедрению этих методов в образовательный процесс. Рассмотрены ключевые аспекты, такие как развитие коммуникации, ответственности, умения работать в команде и разрешения конфликтов, через коллективные формы деятельности.
Ключевые слова: коллективная работа, социальные навыки, младшие школьники, ответственность, коммуникация, сотрудничество, образовательный процесс, начальная школа.
Современная образовательная система все больше акцентирует внимание на формировании у детей не только академических знаний, но и социальных навыков, которые необходимы для успешной жизни в обществе. Одним из эффективных способов развить эти навыки является использование коллективной работы в учебном процессе. Коллективная работа позволяет детям научиться взаимодействовать с окружающими, принимать участие в общем деле, разрешать конфликты и делиться своими достижениями с другими. Для младших школьников этот опыт крайне важен, так как в возрасте 6-10 лет начинается активное развитие социальных взаимодействий, и школа становится для детей важным этапом социализации.
Организация коллективной работы в классе способствует развитию таких ключевых социальных навыков, как коммуникация, умение работать в команде, лидерство, взаимопомощь и уважение к мнению других. Важно, чтобы дети не только научились работать вместе, но и осознали, что их вклад важен для общего результата. В процессе коллективной деятельности они учат друг друга, корректируют ошибки, учат терпению и толерантности.
Один из примеров использования коллективной работы на уроках — это создание проектов, в которых ученики совместно работают над исследованием или творческим заданием. Например, при изучении темы «Животные нашей страны» можно предложить детям провести исследование в группах, каждая из которых будет заниматься отдельным видом животных. Дети собирают информацию, рисуют, оформляют постеры, а затем представляют свою работу всему классу. В этом процессе ученики учат друг друга, обсуждают информацию и решают, кто за что отвечает в проекте. Такое сотрудничество позволяет детям понять, как важно взаимодействовать с другими людьми для достижения общей цели.
Коллективная работа на уроках искусства или труда также может стать эффективным инструментом формирования социальных навыков. Например, на уроках изобразительного искусства дети могут работать над созданием совместной картины или коллектива поделок. Они учат друг друга разным техникам рисования, делятся материалами и совместно решают творческие задачи. В процессе такой работы развивается не только творческое мышление, но и способность работать в коллективе, понимать и принимать идеи других.
Особое внимание при организации коллективной работы следует уделять развитию ответственности у детей. Важно, чтобы каждый ребенок осознавал свою роль в коллективной деятельности и нес ответственность за выполнение своей части работы. Для этого можно предложить распределение задач в рамках проекта, где каждый ребенок отвечает за определенную часть, например, поиск информации, создание макета или написание текста. Это помогает детям осознавать важность каждого шага в процессе и развивает чувство ответственности.
Не менее важным аспектом коллективной работы является разрешение конфликтов и выработка навыков компромисса. В коллективной деятельности всегда возникают разногласия, и важно, чтобы дети научились решать их мирным путем. Учитель может организовать специальные занятия или дискуссии, в которых дети учат друг друга, как правильно разрешать конфликты, слушать мнение других и находить компромиссные решения. Также полезно использовать игровые методики, где дети, обсуждая различные ситуации, учат друг друга, как можно поступить в той или иной конфликтной ситуации.
Для младших школьников важно создавать такие условия, которые позволят им безопасно и комфортно работать в команде. Коллективная работа должна быть организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, но при этом поддерживалась атмосфера уважения и взаимопомощи. Например, можно создать «группы поддержки», где более старшие ученики помогают младшим, объясняя материал или помогая с выполнением заданий. Это способствует формированию у детей навыков работы в команде и взаимопомощи.
Одним из ярких примеров успешной организации коллективной работы является проект «Друзья природы», где дети из разных классов или групп совместно занимаются исследованием экологии своего района. В ходе этого проекта они изучают, как заботиться об окружающей среде, проводят опросы, участвуют в акции по сбору мусора и разрабатывают предложения по улучшению экологической ситуации. В процессе работы дети учат друг друга, делятся своими знаниями, организуют совместные мероприятия и создают проекты, направленные на улучшение состояния природы. Этот проект не только развивает социальные навыки, но и способствует формированию у детей чувства ответственности за природу и окружающий мир.
Коллективная работа в начальной школе — это не только средство обучения, но и важный инструмент воспитания. Она помогает детям научиться уважать мнение других, работать над общими целями и справляться с трудными ситуациями. Важно, чтобы в процессе коллективной работы дети осознавали свою ценность в коллективе, учились слушать других и принимать решения совместно.
Завершая, можно отметить, что коллективная работа в начальной школе является важным элементом социализации младших школьников. Через совместную деятельность дети учат друг друга, развивают коммуникативные навыки, умение работать в команде, а также решать возникающие проблемы и конфликты. Это способствует формированию у детей ответственности, лидерских качеств и уважения к окружающим. Все эти навыки становятся основой успешной жизни в обществе и помогают детям не только в учебе, но и в дальнейшей социальной адаптации.
Список литературы
Варданян Ю.
В., Вдовина Н.
А., Семенюк А.
А. Исследование эмоционального интеллекта и
коммуникативости
младших школьников // Мир науки. Педагогика и психология. 2022.
№5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-emotsionalnogo-intellekta-i-kommunikativosti-mladshih-shkolnikov
Журакулова
К. Ж.
Психологические аспекты обучения учащихся начальной школы коллективной работе // Достижения науки и образования. 2018. №15 (37).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-obucheniya-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly-kollektivnoy-rabote
Исакова Ю. В. Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста /
Ю. В. Исакова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 157-158. — URL:
https://moluch.ru/archive/460/101198/
Сарсенова
А. А.
Коллективная деятельность учащихся на уроках в начальной школе // Вестник науки и образования. 2017. №2 (26).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kollektivnaya-deyatelnost-uchaschihsya-na-urokah-v-nachalnoy-shkole