Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 22.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Роль концертмейстера в классе хореографии" | Марценюк Ольга Сергеевна. Работа №300627

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Марценюк Ольга Сергеевна
        

Чтобы стать хорошим концертмейстером в классе хореографии, недостаточно быть хорошим пианистом, необходимо умение общаться, способность передать в каждом произведении свое отношение и настроение под каждый элемент движения в хореографии. Далеко не каждый превосходный концертмейстер может заниматься таким сложным  и серьезным делом. Для этого необходимо иметь некоторые врожденные, естественные способности, которые практически невозможно приобрести, поскольку даже усердно занимаясь и  прикладывая огромные усилия, не всегда удается развить в себе концертмейстерские способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Роль концертмейстера в классе хореографии»

хореографии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель Марценюк Ольга Сергеевна

МБОУ ДО «ДШИ №2им. Г.А.Шкала» г. Сатка

 

 

 

 

 

 

Сатка 2022г.

 

концертмейстер является универсальным специалистом и поэтому он должен

владеть как общими, так и специализированными знаниями в музыкальной среде.

А так как он владеет большим диапазоном знаний и навыков, то он востребован в

музыкальных учебных заведениях, в ДМШ, ДШИ на вокальном, хоровом,

струнно-щипковом, хореографическом отделениях.

Профессия концертмейстера увлекательная и непростая. Современный

концертмейстер является универсальным специалистом и поэтому он должен

владеть как общими, так и специализированными знаниями в музыкальной среде.

А так как он владеет большим диапазоном знаний и навыков, то он востребован в

музыкальных учебных заведениях, в ДМШ, ДШИ на вокальном, хоровом,

струнно-щипковом, хореографическом отделениях.

Профессия концертмейстера — увлекательная и непростая. Современный концертмейстер является универсальным специалистом и поэтому он должен владеть как общими, так и специализированными знаниями в музыкальной среде. А так как он владеет большим диапазоном знаний и навыков, то он востребован в музыкальных учебных заведениях, в ДМШ, ДШИ – на вокальном, хоровом, струнно-щипковом, хореографическом отделениях.

Какими же навыками должен владеть концертмейстер?

Это – читка нот с листа, подбор по слуху, транспонирование, работа в ансамбле. Чтобы стать профессиональным концертмейстером, нужно много и упорно учиться. Я бы еще добавила практический опыт работы: выступления с солистами на концертах, экзаменах, конкурсах различного уровня. Концертмейстер несет ответственность за окончательный результат, поэтому наша профессия считается трудной, требует много сил и внимания. Это не просто музыкант, он организатор, педагог, психолог. Главное качество – общая музыкальная одаренность. Она предполагает наличие музыкального слуха, чувства ритма, артистизма, образного мышления, фантазии. А мобильность, скорость, активность – наиболее важные качества для профессиональной деятельности концертмейстера.

Концертмейстер в классе хореографии должен своей игрой направлять учащихся не только на правильное, точное исполнение упражнения, но и на побуждение его к эмоционально окрашенным, четким, синхронным, согласованным движениям. Музыка не должна являться просто фоном к исполнению движения.

Чтобы стать хорошим концертмейстером в классе хореографии, недостаточно быть хорошим пианистом, необходимо умение общаться, способность передать в каждом произведении свое отношение и настроение под каждый элемент движения в хореографии. Далеко не каждый превосходный концертмейстер может заниматься таким сложным и серьезным делом. Для этого необходимо иметь некоторые врожденные, естественные способности, которые практически невозможно приобрести, поскольку даже усердно занимаясь и прикладывая огромные усилия, не всегда удается развить в себе концертмейстерские способности.

Пианист должен иметь творческие способности и богатую фантазию, неограниченное восприятие, которое позволяет увидеть все задуманное вместе с хореографом, как единое целое: движение, позы, постоянно меняющуюся картину и это все вместе должно быть гармонично. Таким образом, чтобы быть настоящим концертмейстером в классе хореографии надо иметь и артистические способности, и творческое мышление, знать свое искусство в совершенстве, безупречно владеть техникой. Настоящий концертмейстер имеет за плечами богатый опыт, который очень многое почерпнул когда-то у своих учителей. Работая в классе хореографии, концертмейстер должен иметь высокий уровень общей культуры, он должен знать историю танца и музыки, должен иметь представление о нравах и обычаях различных народов в те или иные времена.

Когда хореограф слушает прекрасные мелодию, божественные звуки, его посещает вдохновение и это вдохновение он пытается выразить в танце. Концертмейстер же, как музыкант, помогает доступными ему выразительными средствами, передать настроение в музыке на тот или иной сюжет. Между звуком и движением не должно быть никакого несоответствия, у зрителя должно возникать ощущение, что музыка и танец является единым целым. Все детали должны гармонировать с движениями танца, с его сюжетом, с музыкальным сопровождением.

Задача пианиста на уроке классического танца – озвучивание упражнений, их музыкальное оформление. Это предполагает необходимость определенных методических знаний.

Учебный материал каждого класса насчитывает несколько десятков движений. У каждого движения есть своя интонационно-ритмическая основа, есть свой жанр, темп, характер. Это все должно найти отражение в музыкальном сопровождении, иначе нарушится взаимосвязь выразительных элементов музыки и танца, что приводит к несогласованности звучания и движения.

В настоящее время существует обилие разнообразного нотного материала для концертмейстеров и это проблема, потому что этот материал нужно правильно разместить в репертуарной папке, а потом еще и быстро найти нужные страницы во время занятия! А ведь как не хочется играть одну и ту же музыку из урока в урок. Тем более, что есть огромное желание познакомить учеников как можно с большим количеством классических произведений мирового балетного репертуара и не только!

Для музыкального сопровождения урока танца обычно широко используется балетная, танцевальная, оперная и симфоническая музыка. Чем больше, разнообразнее исполнительский репертуар концертмейстера, тем плодотворнее его деятельность. Урок хореографии представляет собой своего рода калейдоскоп, мозаику хореографических комбинаций, разных по характеру, технике исполнения и видами. По традиции урок начинается с экзерсиса. Экзерсис—это ряд разнообразных движений, которые развивают мускулатуру ног, их выворотность, постановку корпуса, рук и головы, координацию движений. Эти упражнения располагаются в порядке возрастающей трудности и повторяются по одному разу с каждой ноги для развития техники учащихся.

В повседневной практике занятий утвердился следующий порядок упражнений у станка:

Поклон

;

Demi

-grand

plie

;

Battement

tendu

;

Battement

tendu

jete

;

Rond

de jamb par

terre

;

Battement

fondu

;

Battement frappe;

Rond

de jamb en

l’air

;

Grand battement

;

Adagio.

Вторая часть урока – Allegro – посвящена работе на середине зала, а также прыжкам и различным турам.

Музыкальный материал в младших и старших классах отличается. Музыкальные примеры в младших классах должны быть простыми, их содержание и характер логически завершенными, понятными, гармонически ясными и эмоционально окрашенными. Желательно подбирать такие произведения, в которых отсутствует большой затакт, так как учащимся очень важно услышать сильную долю, ведь с нее начинается каждое движение.

В старших классах музыкальный язык усложняется:

ритмический рисунок становится более разнообразным и сложным;

темпы ускоряются;

ускоряется метрическая пульсация: счет идет не на каждую долю, объединяются 2-3 доли на «раз»;

увеличивается объем исполняемого фрагмента;

преобладают произведения с более насыщенной гармонией, с отклонениями и модуляционными переходами;

усложняется музыкальная фактура;

используется затакт.

Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить. Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому выполнению упражнений танцующими. Но здесь есть и другая крайность: слишком частая смена сопровождения рассеивает внимание учащихся.

В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность научить детей выделять в музыке главное: передавать движением различный интонационный смысл (ритмическое, мелодическое и динамическое начало).

Все это можно делать на любых этапах занятий: и в упражнениях, и в танцевальных этюдах.

Умело подобранная музыка, красивая мелодия, сочная гармония, эмоциональное исполнение, взаимопонимание танцовщиков и концертмейстеров- все это помогает выполнять урок классического танца с максимальной отдачей. Естественно, что такая работа приносит соответствующие плоды.

Пианисты должны знать ряд правил, придерживаться которых на уроке классики очень важно:

Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком. Урок продолжается полтора часа и такой «звук» не пойдет во благо никому;

Пианист должен знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения т.к. вся балетная лексика идет на французском языке;

Урок классики строится на импровизационном материале т.к. урок классики это живое взаимодействие музыки и пластики.

Музыкальное сопровождение должно прививать ученикам эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке. Оно приучает слышать фразу, разбираться в характере музыки, динамики и ритме;

Все комбинации должны строить

ся с учетом музыкальной фразы (

тактовой квадратности), начинаться и заканчиваться вместе с ней. Музыкальные фразы могут быть малые и большие: четыре такта, восемь, шестнадцать, тридцать два и т.д.

Не следует засорять аккомпанемент обилием лишних звуков—трелей, форшлагов, арпеджио. Особенно это важно в младших классах, музыка является своеобразной подсказкой: одно движение – одна нота, два движения – две ноты;

Важно обращать внимание на акценты т.к. одни движения выполняются на сильную долю, другие – из-за такта.

Это общие рекомендации, предваряющие непосредственную работу над музыкальным материалом для урока классического танца.

От мастерства концертмейстера зависит многое: его вдохновение и приподнятое настроение обязательно передается ученикам, и тяжелый балетный труд становится легче, приносит радость от общей слаженной работы.

 

быть хорошим пианистом, необходимо умение общаться, способность передать в

каждом произведении свое отношение и настроение под каждый элемент

движения в хореографии. Далеко не каждый превосходный концертмейстер

может заниматься таким сложным и серьезным делом. Для этого необходимо

иметь некоторые врожденные, естественные способности, которые практически

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×