Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль концертмейстера в развитии музыкально-творческих способностей учащихся на уроках хореографии. | Мой кабинет. Работа №343281

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В основе хореографического искусства лежит тесная связь движения и музыки, поэтому, кроме хореографа, на уроке с обучающимися работает концертмейстер.Концертмейстер на уроках классического танца, ритмики отвечает за музыкальную основу урока. Успех работы с детьми зависит от выразительного и художественного исполнения музыки концертмейстером.Репертуар концертмейстера должен быть подчинён техническим задачам, которые ставит педагог-хореограф.В данной статье рассматриваются обязанности концертмейстера по музыкальному оформлению уроков классического танца- знание принципов  построения урока, владение обширным репертуаром, чтение с листа, также образовательные и воспитательные задачи - изучение на основе музыкального материала основных элементов музыкальной грамоты, развитие музыкальности и чувства ритма у обучающихся.

Роль концертмейстера в развитии музыкально-творческих способностей учащихся на уроках хореографии.

 

 Развитие творческих способностей в настоящее время является одним из основных направлений воспитания подрастающего поколения. Хореография, как один из видов искусства, лежащий в основе эстетического воспитания, оказывает огромное влияние на развитие музыкально-творческих способностей обучающихся. 

В основе хореографического искусства лежит тесная связь движения и музыки. Искусство танцора заключается не только в умении точно исполнять движения, но и передавать смысл музыки. Поэтому, кроме педагога-хореографа, на уроке с обучающимися работает концертмейстер, от мастерства которого во многом зависит развитие музыкальности, чувства ритма, эмоциональности и осознанности при исполнении каждого движения обучающимися. 

На занятиях хореографией ребенок обучается не только искусству танца, но и учится распознавать музыкальные образы и их выразительное значение, определять структуру произведения, распознавать и сравнивать музыкальные фразы, определять характер произведения. Все это в итоге помогает учащимся воспринимать единство музыки и хореографии.

Концертмейстер на уроках классического танца, ритмики отвечает за музыкальную основу урока. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоническом единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Музыка на занятиях хореографии не является лишь сопровождением, фоном для того или иного упражнения, она органически включается в содержание каждого урока как неотъемлемая составная его часть. Так педагог классического танца Л. И. Ярмолович музыкальному оформлению дает следующее определение: «Под музыкальным оформлением урока надо понимать музыкальную композицию, облеченную в законченную форму, построенную по характеру, фразировке, ритмическому рисунку, динамике в полном соответствии с танцевальным движением и как бы сливающуюся с ним в одно целое». Использование на уроках высокохудожественной музыки обогащает учащихся эстетическими впечатлениями, расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает музыкальный вкус.

Репертуар концертмейстера должен быть полностью подчинен техническим задачам, которые ставит педагог-хореограф, концертмейстер обязан четко осознавать, что представляет собой то, или иное движение в ритмическом и темповом плане, а также понимать, какого оно характера. Поэтому концертмейстер должен знать терминологию, которая используется на уроках классического танца. Каждое движение балетного экзерсиса обозначается определенным французским термином, так же существует определенная последовательность движений, исполняемых во время урока у станка и на середине. Большинство терминов отражает характер определяемых ими движений.

Большое значение во время учебных занятий имеет заранее заготовленный музыкальный материал и умение быстро ориентироваться при выборе музыкальных произведений, соответствующих характеру, темпу и ритмическим особенностям конкретного движения.

Во время урока педагог-хореограф прорабатывает и изучает с учащимися большое количество обязательных движений экзерсиса, также сочиняет новые комбинации. В этом случае концертмейстеру необходимо уметь читать с листа и быстро осваивать новый материал, видоизменять его, подчиняя танцевальной комбинации, также пригодится умение импровизировать.

Таким образом в задачи концертмейстера на уроке классического танца входит:

1. Подробное изучение всех основных движениях классического танца, знание принципов построения урока, осознанное восприятие хореографического материала.

2. Понимание логики взаимодействия музыки и танца, передача выразительными средствами музыки основных элементов хореографического материала.

3. Владение обширным репертуаром, включающим музыку балетов, различные фортепианные, оркестровые, вокальные произведения русских и зарубежных композиторов.

4. Умение разучивать новые произведения в короткие сроки, читать с листа, импровизировать.

5. Умение видеть танцора или группу танцоров во время исполнения музыкального фрагмента, подчиняя музыку исполняемым движениям.

6. Постоянное повышение своего профессионального уровня, путем пополнения репертуара и совершенствования необходимых навыков.

В обязанности концертмейстера входит не только музыкальное оформление урока классического танца, но и участие в решении образовательных и воспитательных задач. В процессе обучения ему приходится иметь дело с разновозрастными группами учащихся, и, исходя их этого, помогать хореографу выстраивать урок в соответствии с их возрастными особенностями. Также в своей работе концертмейстер должен применять принцип от простого к сложному, т.е. с каждым годом подбирать более сложный и разнообразный музыкальный репертуар. Благодаря использованию этого принципа планомерно и эффективно развивается мастерство и творческое мышление учащихся.

Одной из первостепенных задач концертмейстера на уроках хореографии является воспитание музыкальности и совершенствования чувства ритма у обучающихся.

На начальном этапе обучения на уроках ритмики хореограф при содействии концертмейстера включает в урок упражнения и игры, развивающие чувство ритма у детей. Учащиеся знакомятся с понятиями метроритм, сильная и слабая доля, пауза. Также изучаются такие основные элементы музыкальной грамоты, как характер музыки (веселый, грустный, спокойный, торжественный), понятие темпа (быстро, медленно, умеренно, подвижно), жанр музыки (марш, песня, танец), динамические оттенки (тихо, громко), музыкальная фраза и музыкальное предложение.

Большое значение на уроках хореографии имеет развитие музыкальности у детей. Это достигается путём использования на уроках различной музыки. Репертуар концертмейстера знакомит обучающихся с музыкой разных эпох, стилей, направлений и жанров. Большую роль в осознанном отношении учеников к музыкальному сопровождению имеет анализ предлагаемых музыкальных фрагментов, обсуждение художественных образов, заложенных в музыку.

Для достижения результатов концертмейстер в своей деятельности использует следующие методы:

- наглядно-слуховой (непосредственное слушание и восприятие музыки во время показа педагогом движений);

  - словесный (помощь в раскрытии и понимании смыслового наполнения музыкального произведения, содействие проявлению творческой активности, воображения);

- практический (непосредственное выполнение упражнений под музыку).

Таким образом, грамотно подобранный музыкальный репертуар способствует расширению знаний, кругозора и развитию музыкальной культуры обучающихся.

Выделяют несколько основных этапов ознакомления учащихся с музыкальным сопровождением на уроках классического танца. Этот процесс имеет свои особенности для начального и заключительного этапов обучения. Сначала рассмотрим ознакомление с музыкальным сопровождением на примере учащихся младших и частично средних классов. На этом этапе формируются музыкально-ритмические способности, учащиеся знакомятся с основными музыкальными жанрами, с характером основных движений экзерсиса и соответствующей им музыки.

Первый этап заключается в знакомстве с музыкальным произведением. На этом этапе важно научить эмоциональному восприятию музыки, пониманию характера, настроения, что способствует развитию эмоциональной сферы и образного мышления.

На втором этапе формируется понятие единства музыки и движения. Это способствует развитию музыкальности в исполнении движений, умению передать характер музыки через соответствующее движение.

На этом этапе большое внимание уделяется подбору репертуара, соответствующего замыслу педагога-хореографа (характер мелодии, ритмический рисунок, наличие затакта, темп, размер, количество                 музыкальных фраз). Каждый музыкальный фрагмент на уроке подвергается анализу с точки зрения вышеперечисленных особенностей, что способствует более глубокому пониманию учащимися связи характерного движения с соответствующим ему музыкальным фрагментом.

Этот этап представляет собой кропотливую работу хореографа по выявлению всех неточностей исполнения, исправляются ошибки, педагог добивается грамотного, точного и осознанного исполнения движений.

Третий этап посвящен закреплению навыков исполнения и доведению проделанной работы до автоматизма. На этом этапе уже можно говорить о формировании мышечной памяти и переходе к эмоциональной составляющей выполняемых движений, что позволяет каждому ученику проявить инициативу и творческую индивидуальность, создать свой неповторимый образ в танце.

Говоря об этапах работы по ознакомлению с музыкальным сопровождением в старших классах, можно отметить тот факт, что первый и частично второй этапы, необходимые для работы с младшими классами, уже не требуют реализации. Ученики уже владеют основными элементами экзерсиса и умеют исполнять их музыкально и осознанно. На этом этапе хореограф предлагает к изучению различные танцевальные комбинации, и в этом случае успех учащихся зависит в том числе и от мастерства концертмейстера грамотно подобрать музыкальное сопровождение для каждой новой комбинации в соответствии с замыслом хореографа.

 

Одной из главных задач дополнительного образования является развитие творческих способностей учащихся, а занятия хореографией – это прекрасная возможность развить не только двигательные навыки, но и музыкальность. Именно поэтому так важна работа концертмейстера в классе.

Свобода исполнения движений под любую музыку для танцора – это свобода выражения, свобода реализации своего творческого потенциала. Проходя, шаг за шагом, все периоды обучения, юные танцоры учатся слушать и понимать музыку разных стилей, жанров и направлений, ощущать тесную связь музыки и движения.

Уже на начальном этапе обучения учащийся знакомится с понятиями, необходимыми в дальнейшем для занятий хореографией. Это такие понятия, как музыкальный размер, такт, метр, ритм, музыкальный период, квадрат, предложение и фраза.

Концертмейстер подбирает музыкальный материал, помогающий танцору исполнить движение в нужном темпе, характере, правильно расставить акценты. Работая в творческом союзе с педагогом-хореографом, концертмейстер через музыкальное оформление урока развивает музыкальный слух и образное мышление учащихся, учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров, формирует художественный вкус и воспитывает любовь к танцу и музыке.

 

Список используемой литературы:

Безуглая Г.А. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока

классического танца. Работа с репертуаром. СПб

.:

Академия русского балета

им.А.Я.Вагановой

, 2005.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.:

Издательский центр «Академия», 2002.

Вяткина

Ю.М. Хореография как средство творческого развития детей // Молодёжный научный форум: Гуманитарные науки:

электр.сб.ст

.

матер

.

XLIII

междунар

.

с

туд.

науч

.-

практ

.

конф

. № 3(42).

Ярмолович

Л.И. Классический танец. Л.: Музыка, 1986.

Ярмолович

Л.И. Принципы музыкального оформления урока

классического танца. Л.: Музыка, 1968.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×