Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль костюма при постановке хореографического произведения | Куницына Екатерина Геннадьевна. Работа №337820

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Отразить основную идею или образ героя в танце балетмейстеру помогают выразительные средства хореографии: движения, пантомима, музыкальное сопровождение, актерское матсрество, рисунок и многое другое. По мнению Богданова Г.Ф. и Кириллова А.П. "логика построения и развития невербальных сюжетных образов танцевального текста должно совпадать с сюжетной образностью музыкального текста, дополняться образностью костюмов и соотноситься со сценической средой, что в целом и определет видовое своеобразие танцевальной сюжетности".

Роль костюма при постановке хореографического произведения

Куницына Е.Г., преподаватель ГБПОУ

«Нижегородский областной колледж культуры»

 

Костюм в хореографии является одним из важнейших компонентов оформления произведения (все чаще используется термин «сценография», где костюм выступает составной конгломерата), который отвечает требованиям как конкретного идейно-образного содержания, так и специфики хореографического искусства. Роль костюма в хореографии важнее, чем в драме или опере, потому что танец лишен словесного текста и его зрелищная сторона несет повышенную нагрузку. Как и в других видах сценического искусства, костюм в хореографии характеризует персонажей, выявляет их исторические, социальные, национальные, индивидуальные особенности.

При постановке какого-либо хореографического произведения

сценический костюм играет огромную роль. Он поразительно меняет внешний вид и состояние исполнителя танца, отображает образ жизни, ценности и традиции. Он похож на музыкальный инструмент - играет и звучит со сцены: символика и аксессуары задают тон, манеру, ритм исполнения. В танце исполнитель раскрывает самого себя, передает свои чувства зрителям, будь то боль, счастье, злоба и т. д. Как же в этом случае обходиться без костюмов и реквизитов, чтобы отобразить полную картину, которую требуется передать?

Когда художественный руководитель делает постановку какого-либо танца, начинается целая работа по созданию образов. Этот труд будет построен на взаимопонимании и тесном сотрудничестве педагога, художника костюмов и портного, который будет их отшивать. Ведь итогом их деятельности являются хореографические произведения во всей красоте, которой зрители любуются со сцены.

Костюм для танца - это синтаксис этого языка, его нерушимые правила и законы. Историческая эволюция конструкции танцевального костюма - от бытовых форм к высокопрофессиональным - высвечивает довольно ясную тенденцию - стремление к максимальному выявлению кинетики самого телосложения танцовщика, что приводит к использованию трико, купальника, комбинезона, майки.

Костюм является продолжением в передаче внешних данных танцора и пластики его танца. Если это костюм удачный, то есть подчеркивает преимущества и скрывает недостатки, тогда он помогает танцору реализовать свой потенциал.

В танце всё должно быть гармонично. «Театр танца – это и музыка, и пластика человеческого тела, и, в немалой степени – эффектная красота сценических костюмов. Но костюм танцора – это не просто красивая одежда, он «работает», позволяя лучше выразить и передать зрителю образ, создаваемый артистом на сцене». Сценический костюм – это средство оформления танца.

Роль сценического костюма в хореографии более значима по сравнению с костюмами других видов исполнительского искусства. Танец не несет словесную информацию, эту функцию берет на себя зрелищность. Члены жюри на конкурсах и зрители в зале при оценке мастерства танцоров невольно отмечают, насколько их костюмы соответствуют хореографии, замыслу композиции, индивидуальным особенностям исполнителей. «Неосторожное» отношение к сценическому костюму для танцев снижает зрелищность и художественное качество хореографической постановки.

Сценический костюм важно «сочинить» таким образом, чтобы облачение исполнителя не выглядело стандартно, или, наоборот, слишком перегружено. Несмотря на то, что единого эталона для создания художественно-выразительного образа костюма быть не может – это процесс творческий, незыблемые правила все же есть:

сценический костюм должен соответствовать манере и харизме исполнителя;

помогать раскрытию художественного образа произведения;

быть активным элементом оригинального творческого действа на сцене;

визуально не вступать в острый диссонанс с этическими нормами;

соответствовать возрасту исполнителя или участников коллектива.

Современный сценический костюм – «лицо» исполнителя любого жанра, а создание сценического образа костюма – это творческий процесс. Поэтому все советы и правила относительны. Но гнаться за эпатажем, шокирующей новизной или пытаться выделиться за счет дорогих материалов и украшений не стоит. Стоит помнить о том, что костюм – не цель. Это лишь средство, чтобы подчеркнуть индивидуальность и мастерство исполнителя.

В момент выхода артиста на сцену костюм позволяет зрителю в один миг получить представление о стиле будущего действа. Костюм облегчает первичное восприятие танца, помогая зрителю сонастроиться с артистом. Во время танца костюм позволяет подать танцевальные движения в наиболее эффектном виде, открывая или, наоборот, маскируя тело танцора в зависимости от стоящих задач. Отдельные элементы костюма помогают делать акцент на лицо (яркий цветок в волосах в испанском танце). Костюм подчёркивает роль танцора в представлении. Например, одинаковые костюмы танцевального коллектива показывают равенство и единство всех участников; а солист будет ещё заметней в особом, отличающемся от прочей труппы, костюме.

Профессиональный подход к созданию костюма решает задачу и показа возраста задуманного образа. Если учесть особенности национальной одежды, то зритель без особого труда, лишь взглянув, сможет отличить где молодёжь, а где более взрослое поколение. Также с помощью использованных тканей, наличия и количества украшений можно передать сословные принадлежности задуманных образов. Если на исполнителе лапти, то это, наверняка, крестьянин или батрак, а если расписные сапожки – то не иначе, как барыня или удалой купец.

Сейчас уже не требуется доказательств утверждающих, что вещи, особенно костюм, играют на сцене важную роль. Они способствуют созданию образа, наиболее полному раскрытию его идеи. Воздействуя на зрителя, они способствуют эстетическому восприятию всего происходящего на сцене. Внешняя форма – декорации, реквизит, костюмы, свет, проекции – зрелище. Неисчерпаем круг практических, художественных, философских, политических, специфических, профессиональных проблем, с которыми, так или иначе связаны костюмы в жизни. Без знаний невозможно понять, а тем более воссоздать на сцене ни народный национальный, ни современный, ни исторический костюм.

Таким образом, самая важная функция костюма – знаковая, благодаря ей зритель узнает самую важную информацию о человеке, о его характере, культуре, религии, о его социальном статусе. Существуют и другие функций сценического костюма:

- магическая;

- возрастная – отвечает за обозначение или маскировку возраста человека (через цвет одежды, головной убор);

- социально-половая женский и мужской костюмы имеют явные отличия по покрою, фасону;

- сословная (групповая) – выделяет принадлежность к определенному сословию или социальной группе, социальному классу;

- профессиональная – определяет профессию или род занятий

человека (белый халат у врача, мантия у адвоката и судьи, мундир у солдата, фартук у рабочего и т.п.);

- региональная – показывает региональные традиции в одежде, которая связаны с образом жизни народа, с национальными традициями, с климатическими особенностями региона;

- религиозная – определяет принадлежность к религии (применяется для обозначения принадлежности относительно определенного персонажа: священник-католик, поп, дьяк, монах, мулла и т.д.)

- эстетическая – выражает выбор и эстетический вкус каждого человека, также может выражать общий взгляд о красоте, эстетический идеал конкретного времени и народа.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×