Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль краеведения в воспитании патриотизма | Щербитова Светлана Леонидовна. Работа №352951

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является историческое краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

Роль краеведения в воспитании патриотизма

Нельзя только призывать к патриотизму,

Его нужно воспитывать –

Воспитывать любовь к родным местам,

Воспитывать духовную оседлость.

Лихачёв Д.С.

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

Представление о Родине начинается у детей с картинки в букваре, песни матери, берёз под окном.

История России сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, областей и краёв, тем самым, вооружая их знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в школе, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания учащихся и патриотизма.

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению. Для того, чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребёнка к опыту предшествующих поколений.

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является историческое краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Школьное краеведение есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения. В которое включены осознание своей принадлежности к определённой нации и, как следствие – гордость за это.1

____________________________________________________________________________________________

1 Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. М.: «Глобус», 2007. – С. 208, 211-214.

Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированный в функционирующем Государственном общеобязательном стандарте образования и в Государственной программе по патриотическому воспитанию граждан РФ.

Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края даёт возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе.

Система образования и связанная с ней активизация методов учебно-воспитательной работы направлена на развитие у школьников интереса к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности. В этой связи возрастает роль истории края. Поощрение

развития краеведения – это задача федерального масштаба. «Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях, но и развитие потребности в действенной заботе

о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие. Оно воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного «края» в регионе, в России в целом».2

В воспитании духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное методологическое требование – комплексность в краеведческой работе, которая помогает учащимся:

∙ развивать наблюдение, мышление, научную любознательность;

∙ повышать интеллект и культурный уровень личности;

∙ расширять кругозор, эрудицию;

∙ приобщать к творческой деятельности;

∙ психологически готовиться к самостоятельной жизни;

∙ повышать нравственность;

∙ воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него – к Родине.

Краеведческая работа школьников должна проходить в несколько этапов:

∙ изучение местного материала на уроках, которое исходит из требований

краеведческой тематики программ;

____________________________________________________________________________________________

2 Краеведение – это всегда краелюбие // http://his.1september.ru/2004/22/4/htm/ - C.1.

∙ изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края;

∙ изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы;

∙ проведение школьных экскурсий, походов и др.;

∙ обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок,

пополнение фондов или организация школьного краеведческого музея (уголка);

∙ использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

Краеведческая работа в школе проводится в трёх основных формах: на уроках, факультативных занятиях и вовнеурочное время. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести, которую невозможно объяснить путём наставлений и рекомендаций. Только собственным примером, «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением к воспитаннику, можно приобщить школьника к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместными усилиями родителей и педагогов, образовательных учреждений всех типов.3

Воспитание патриотизма через краеведение предполагает выстраивание педагогического процесса по цепочке: представления – знания – умения – деятельность. Педагогу в первую очередь необходимо сформировать у учащихся:

представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;

знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащемуся необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;

умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее;

_________________________________________

3 Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис-пресс, 2005. – С. 5.

 

деятельность подразделяется на: массовую, групповую и индивидуальную. Формы её различны – это: поход, поездки, экскурсии, экспедиции, соревнования, слёты, акции и др. Формы краеведческой работы можно распределить по возрастам участников, учитывать индивидуально-психологические особенности школьников. Использование многообразия форм краеведческой работы помогает в формировании ценностных ориентаций и убеждений учащихся, поддерживание интереса к исторической и военной тематике.4

Краеведение - это не школьная дисциплина, не наука, это комплекс наук, изучающий малую территорию (улицу, село, город, республику, край), хозяйственную деятельность, историю и культуру местного населения. Это один из способов воспитания патриотических и гражданских позиций учащихся. Краеведение – это связующая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой ареной для применения полученных знаний на практике. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем плотнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Одна из основных целей краеведения – ознакомить учащихся с конкретными природно-историческими условиями родного края, активно участвовать в работе по охране памятников культуры и архитектуры. Систематизация и целенаправленная работа по краеведению требует накопления местного материала, его анализа и дидактической обработки.

В каждом городе и селе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

Помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы.

 

 

 

 

 

_____________________________________________

 

4 Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. М.: «Глобус», 2007. – С. 208, 211-214.

Литература

1. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. М.: «Глобус», 2007.

2. Краеведение – это всегда краелюбие // http://his.1september.ru/2004/22/4/htm/

3. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис-пресс, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×