Роль личности педагога в формировании личности ребёнка на уроках хореографии. | Ярош Дарья Сергеевна. Работа №338770
Чтобы говорить о методах совершенствования дополнительного образования в современных условиях, нужно прежде всего чётко выделить для себя конечную цель образования вообще. В отличие от обязательного школьного образования педагоги дополнительного образования хотели бы, чтобы каждый ребёнок в процессе обучения стал личностью. И как сказал психолог А.Н. Леонтьев «Личность не может развиваться в рамках потребления, её развитие предполагает смещение потребностей и создание, которое не знает границ».
«Роль личности ребёнка в процессе обучения»
Чтобы говорить о методах совершенствования дополнительного образования в современных условиях, нужно прежде всего чётко выделить для себя конечную цель образования вообще. В отличие от обязательного школьного образования педагоги дополнительного образования хотели бы, чтобы каждый ребёнок в процессе обучения стал личностью. И как сказал психолог А.Н. Леонтьев «Личность не может развиваться в рамках потребления, её развитие предполагает смещение потребностей и создание, которое не знает границ».
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов на этот счёт проявляется сложность самого феномена личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретённых качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генетически и физиологические обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе.
Во многих определениях личности подчёркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Из всего сказанного выводим определение личности. ЛИЧНОСТЬ – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Наряду с понятиями «человека», «личность» в науке нередко употребляется термин «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем: если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, не зависимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностями также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
Рассмотрим структуру личности. В неё обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Так применительно к хореографии, при приёме детей в коллектив педагог обязан выяснить три элемента: внешний вид ( пропорциональная фигура, стройность ног, ровная спина, выносливость); музыкальность (наличие музыкального слуха, ритма); выразительность ( фантазия, перевоплощение). Следовательно ребёнок, который пришёл заниматься в танцевальный коллектив и обладая перечисленными способностями уже разряда «человек» переходит на ступеньку «индивид». Работая в танцевальном ансамбле педагоги из года в год ежечасно, ежедневно отдают ребёнку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека современного общества, то есть личность. Это очень долгий и кропотливый путь.
Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость, смелость. Благодаря систематическим занятиям учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.
Если деятельность ребёнка носит творческий не рутинный характер, то она постоянна заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится очень сильным и действенным стимулом к занятиям, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых успехов. Именно от нас, педагогов дополнительного образования, зависит многое: помочь воспитанникам найти себя, направить их желание в правильное русло, «отрегулировать» почти стихийную тягу во что бы то ни стало «стать великими», которая при отсутствии нужных и довольно редко встречаемых данных может лишь травмировать ребёнка.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальных трудностей, то есть на пределе возможностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо меньшей степени ведёт за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей, если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Поддержание интересов к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в активную потребность человека. Если ребёнок 6-7 лет, пришедший в танцевальный коллектив, имеет мотивацию научиться двигаться и просто танцевать, то с развитием и становлением его способностей мотивация меняется. Ему уже хочется не просто танцевать, а выступать на сцене перед зрителями. И чем дальше идёт процесс научения, тем быстрее меняется мотивация. Ребёнку среднего и старшего возраста уже хочется не просто выступать перед зрителями, а учувствовать в различных конкурсах и гастрольных поездках. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создаётся таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способностей человека, при котором за неудачами обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причём их количество в целом является большим, чем число неудач.
Нам педагогам дополнительного образования необходимо выявить одарённость у наших учащихся и направить развитие личности. А что такое развитие личности? Это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям – важнейшая задача современного воспитания.
Личность должна развиваться свободно и свобода её развития на практике означает не подвластность любой высшей силе и цели, кроме самосовершенствования личности.
Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма в том положительном его понимании, которое смыкается с понятием индивидуальности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив.