Название статьи:
"Роль литературных вечеров досуга в ознакомлении дошкольников с художественной литературой" | Пожидаева Наталья Николаевна. Работа №267185
Дата публикации:
03.03.2021
Автор:
Пожидаева Наталья Николаевна
Описание:
Автор: Пожидаева Наталья Николаевна
Знакомить детей с праздниками,развивать речевую и познавательную активность детей.
МДОУ Мантуровский детский сад
Обобщение опыта на тему:
Роль литературных вечеров досуга в ознакомлении
дошкольников с художественной литературой.
Подготовила:
Воспитатель
Пожидаева Н.Н.
2018 г.
Актуальность темы:
Праздник – это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроением, которое создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным.
Формы празднования могут быть самыми разнообразными. Это утренники, концерты, экскурсии, вечера досуга.
Развлечения – это одна из самых распространенных форм праздника.
Праздники, развлечения должны не только воспитывать, но и давать пищу для развития мысли, воображения, способствовать формированию речи.
В какой же взаимосвязи находятся праздники и развлечения с речевым развитием. Развлечения и литературные вечера досуга – интереснейшая форма ознакомления детей с художественной литературой, а также одна из форм развития детской речи.
Литературные досуги являются важной формой работы с художественной литературой. Они обеспечивают глубокое всестороннее познание художественных произведений, воспитывают интерес к литературе разных жанров, формируют выразительность речи, творческую активность.
Цель:
Развлечения в детском саду проводятся с целью позабавить детей, внести радость в повседневную жизнь, дать толчок развитию психических процессов. Занятия, игры, составляют обычную программу каждого дня. Развлечения становятся радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций, поднимают настроение, возбуждают чувство радости, стимулируют к деятельности все силы и способности детей.
Задачи:
Знакомить детей с праздниками.
Прививать детям интерес к праздникам.
Вызвать у детей положительные эмоции от предвкушения праздника.
Развивать речевую и познавательную активность детей, творческое воображение, коммуникативные качества.
Развивать элементы театрализации и двигательную активность детей.
Значение:
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Литературные вечера досуга – важнейшая форма работы, способствующая всестороннему развитию ребенка: умственному, нравственному, эстетическому.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием, красочным оформлением, конкретным образом того или иного героя.
В соответствии с программой От рождения до школы в старшей группе знакомлю детей с большим количеством произведений детской художественной литературы; отдельные из них используются при проведении развлечений. В ходе такой работы у детей формируется умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), просматривая театрализованную сказку, ребенок должен не только усвоить содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
В театрализованном представлении, которое показывается детьми, возможно предварительное заучивание ролей, репетиция, более широкое использование костюмов, декораций, музыкального сопровождения. Такая инсценировка занимает в жизни дошкольников сравнительно небольшое место.
Игры на сюжеты художественных произведений имеют свою ценность – они воспитывают положительные качества личности, разнообразят детскую игру, формируют фантазию, влияют на словарь и выразительность речи ребенка.
Для возникновения игр на темы прочитанных литературных произведений можно использовать метод косвенного предложения: внесение игрушек и материалов, связанных с содержанием произведений, постройка по заданию воспитателя, совет или рассказ об аналогичной ситуации.
Итак, пути ознакомления дошкольников с художественной литературой многообразны. Важно связывать художественные образы с повседневной жизнью детей, не ограничиваться эпизодическим чтением книг, больше доверять эмоциональной и этической действительности художественного произведения.
Во время проведения развлечений дети в интересной, увлекательной форме получают сведения об окружающей жизни, о живой и неживой природе, узнают поучительные истории о взаимоотношениях между разными ее обитателями. Вызывая радостные эмоции, закрепляя знания детей об окружающем мире, развлечения в то же время развивают речь детей, эстетический вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка, формированию у него нравственных представлений, положительного отношения к проявлению доброты, осуждению грубости, эгоизма, равнодушия, сопереживания, заботливого отношения друг к другу. Развлечения объединяют в себе все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодий, изобразительных и художественных образов.
Очень важно с самого начала заинтересовать малышей и поддерживать у них бодрое, веселое настроение. Этому помогает наглядность: дети радуются при виде игрушки, куклы, картинки.
Наиболее доступны детям зрелищные развлечения: обыгрывание заводных, движущихся игрушек (шагающий утенок, прыгающая обезьянка, заяц-ксилофонист), общение с игрушками – персонажами, (рычащим медведем, хитрой лисой, колючим ежиком, собачкой), показ небольших сценок театра игрушек по стихотворениям Маша обедает С.Капустикян, Лошадка А.Барто и др. Часто в развлечениях для детей присутствуют персонажами кукольного театра, например, зайчик, о котором детям поют песенку и которого кормят морковкой.
Я использовала небольшие сценки с одним-двумя персонажами. Так, например, под веселую плясовую музыку на ширме появляется матрешка в нарядном русском сарафане. Она здоровается с детьми, начинает плясать сама приглашает к танцу детей. Затем ведущий спрашивает матрешку, что она принесла с собой в корзине. Кукла отвечает, что там петушок, открывает корзинку петушка нет. Раздается крик петушка, Матрешка идет искать его. На ширме появляется то Матрешка, то петушок. Игра заканчивается тем, что на ширме остается один петушок. Ведущий проводит с детьми игру Петушки. Таким образом, рассматривание персонажа чередуется с действиями самих детей.
Большое значение имеют игровые развлечения. Игра – верный спутник детства.
При организации воспитателем игровых развлечений – игры в догонялки, прятки, движения с притопываниями, похлопыванием, ритмические приговаривания очень хорошо использовать фольклорный материал: шутки,прибаутки, песенки.
Виды развлечений:
Литературные вечера досуга имеют огромное значение для всестороннего воспитания детей. Активное участие детей в вечерах досуга обогащает их новыми впечатлениями, дает возможность приобрести новые навыки и закрепить ранее полученные. Кроме того, расширяются творческие способности детей, формируются организаторские навыки, создаются благоприятные условия для дружеского коллектива. Литературные вечера досуга являются и средством закрепления знаний о литературных произведениях, и средством их расширения. Сообщаются, например, некоторые биографические данные о писателе, читаются неизвестные детям произведения и т.д.
Темы литературных вечеров досуга могут быть самыми разными. Например, вечер досуга посвящен юбилею или творчеству любимого писателя. Мы проводили: Русские народные сказки: Колобок Теремок, Зарубежные сказки: Дюймовочка, и т.д. К литературному вечеру досуга украшали зал, подготовили небольшую выставку книг, изобразительных работ на тему вечера. Провести вечер досуга лучше вечером, в часы игр, но можно и утром. Важно предусмотреть правильное чередование деятельности детей, нарастание их интереса. Структура литературного вечера досуга имеет много общего со структурой любого праздника: торжественное открытие, вступительное слово ведущего, осмотр праздничного оформления выставки, концертные номера, связанные между собой объяснениями и рассказом ведущего, которые должны быть интересны и доступны детям. Между номерами можно использовать разнообразные приемы активизации слушателей: вопросы к ним, литературные викторины, маленькие концерты-загадки, чтение стихотворений. Если вечер досуга посвящен творчеству писателя, то можно послушать его голос, записанный на пленку, прочитать написанное ему письмо. Во время вечера досуга можно посмотреть диафильм, сделать инсценировку, можно поплясать, водить хороводы. В заключение преподносили всем детям памятные подарки, посмотрели более подробно выставку, и т.д.
Литературные вечера досуга помогают решению многих задач умственного, нравственного и, конечно, эстетического воспитания детей.
Требования:
Все развлечения в детском саду должны проводиться живо, эмоционально.
Развлечение можно организовать со всей группой, с несколькими детьми.
Стремление к прекрасному – естественная потребность человека, и ее надо воспитывать с раннего детства.
Праздники и развлечения должны оказывать большое влияние на развитие речи.
Программами дошкольного образования предусматривается проведение развлечений в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей. Развлечения должны проводиться один раз в неделю с учетом воспитательной и образовательной работы. Целесообразно развлечения проводить во второй половине дня и желательно выбирать определенный день недели. Развлечения могут проходить в самых разнообразных формах, главное, чтобы они были не только понятными, но и увлекательными для детей.
В средней группе в течение года для детей также проводятся развлечения.
Дети среднего дошкольного возраста активнее включаются в подготовку развлечений, и к ним предъявляются более серьезные требования. Ребятам можно поручить подбор игрушек для спектаклей, соответствующих атрибутов, обновление костюмов кукол.
В ходе выступлений решаются достаточно сложные задачи, относящиеся не только к качеству исполнения, но и к умению общаться с другими участниками, правильно ориентироваться в сюжетном развитии действия.
Программа От рождения до школы рекомендует в старшем дошкольном возрасте просмотр диафильмов, спектаклей, концертов, постановок кукольного театра. Необходимо продолжать учить внимательно смотреть и слушать взрослых, детей, эмоционально откликаться на увиденное и услышанное. Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей. Приучать активно участвовать в различных развлечениях, используя умения и навыки, полученные на занятиях.
Индивидуальные вкусы появляются у старших дошкольников при слушании в грамзаписи любимой музыки, в выборе песен, хороводов, стихотворений. Воспитатель поддерживает такие проявления и стремится их развивать. Развлечения для детей старшей группы разнообразны: настольные игры, хороводы, тематические праздники, концерты, спектакли, спортивные игры, театры. Дети 5 лет психологически готовы быть зрителями, слушателями, участниками.
В подготовительной группе программа рекомендует организовывать для детей представления кукольного, теневого театров, самодеятельные концерты, демонстрацию кинофильмов, слушание музыки, сказок в грамзаписи. В течение года проводить литературные, тематические и музыкальные вечера. Проводятся вечера, посвященные творчеству поэтов, писателей, композиторов. Приучать всех детей активно участвовать в развлечениях. В этом возрасте педагогу предоставляется возможность широко разнообразить деятельность детей в развлечениях. Углубить работу над выразительностью исполнения. Обладая более устойчивыми навыками, ребята способны передать художественный образ произведения.
Уровень их исполнения иногда может вызвать подлинные эстетические переживания. Поэтому выступления старших дошкольников чаще включается в концерты. Программы некоторых развлечений могут быть составлены по предложению детей, выбирающих с помощью воспитателя знакомые произведения. Проявляя большую заинтересованность, ребята могут придумать несложные сюжеты для театров игрушек и показать спектакль.
Журнал Дошкольное воспитание – главный помощник в работе воспитателя. Он дает ответы на многие вопросы, в том числе и по организации культурно-досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Я проанализировала журнал Дошкольное воспитание на предмет публикаций по теме моего исследования и сделала вывод, что в данном журнале довольно часто публикуется опыт работы по проведению литературных вечеров досуга.
Многими рекомендациями я пользовалась в своей работе:
Проводила:
театрализованные инсценировки и постановки спектаклей по сюжетам русских народных сказок, литературных произведений (Рукавичка, Гуси-лебеди и др.);
разные виды театра: пальчиковый, настольный, кукольный и др.;
литературные композиции (Зима-волшебница, Сказочные образы в поэзии);
познавательно-тематические вечера (Традиции русского народа, Русские посиделки);
КВН и викторины (В волшебной стране сказок, Путешествие в страну поэзии, Короб с заданиями, Волшебная книга);
русское народное творчество: загадки, небылица, былины, Добро и зло в русских народных сказках, Пословицы народные);
забавы: кроссворды по литературным произведениям, ребусы и шарады, театр теней с помощью рук (диалоги сказочных героев).
Таким образом, знакомство с художественной литературой в дошкольном образовательном учреждении активно осуществляется через литературные праздники и развлечения.
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения.
Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.
Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетикосоциальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.
Эффективному проведению праздника способствуют:
объединение всех его составных частей вокруг главной цели;
отбор художественного материала;
выбор эмоционально выразительных средств;
подбор исполнителей;
коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.
При организации детского праздника необходим…………………….
Сценарий детского праздника – это подробная литературно -текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязанно излагается все, что будет происходить.
Работа над сценарием включает в себя определенные этапы.
1й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга.
2й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:
К сценарию предъявляются определенные требования:
строгая логичность построения и развития темы;
законченность каждого эпизода;
органическая связь эпизодов;
нарастание действия в его движении к кульминации.
Развлечения различаются по степени активности участия детей:
дети являются только слушателями или зрителями;
дети – непосредственные участники;
участники – взрослые и дети.
Классификация развлечений по содержательной направленности:
Театрализованные: кукольный и теневой театры, театр игрушек, фланелеграф, плоскостной театр и др.;
Познавательные: КВН, викторины о жизни и творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа; экологические;
Музыкально — литературные концерты.
Литературные досуги являются важной формой работы с художественной литературой, обеспечивают глубокое всестороннее познание художественных произведений, воспитывают интерес к литературе разных жанров, формируют выразительность речи, творческую активность.
Результативность:
Результатом моей работы стало:
1. У детей повысился интерес к праздникам и театрально – игровой деятельности.
2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
3. Расширились представления детей об окружающей действительности.
4. Обогатился и активизировался словарь детей.
5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
6. Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.
7. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
8. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
Скачать работу
Обобщение опыта на тему:
Роль литературных вечеров досуга в ознакомлении
дошкольников с художественной литературой.
Подготовила:
Воспитатель
Пожидаева Н.Н.
2018 г.
Актуальность темы:
Праздник – это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроением, которое создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным.
Формы празднования могут быть самыми разнообразными. Это утренники, концерты, экскурсии, вечера досуга.
Развлечения – это одна из самых распространенных форм праздника.
Праздники, развлечения должны не только воспитывать, но и давать пищу для развития мысли, воображения, способствовать формированию речи.
В какой же взаимосвязи находятся праздники и развлечения с речевым развитием. Развлечения и литературные вечера досуга – интереснейшая форма ознакомления детей с художественной литературой, а также одна из форм развития детской речи.
Литературные досуги являются важной формой работы с художественной литературой. Они обеспечивают глубокое всестороннее познание художественных произведений, воспитывают интерес к литературе разных жанров, формируют выразительность речи, творческую активность.
Цель:
Развлечения в детском саду проводятся с целью позабавить детей, внести радость в повседневную жизнь, дать толчок развитию психических процессов. Занятия, игры, составляют обычную программу каждого дня. Развлечения становятся радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций, поднимают настроение, возбуждают чувство радости, стимулируют к деятельности все силы и способности детей.
Задачи:
Знакомить детей с праздниками.
Прививать детям интерес к праздникам.
Вызвать у детей положительные эмоции от предвкушения праздника.
Развивать речевую и познавательную активность детей, творческое воображение, коммуникативные качества.
Развивать элементы театрализации и двигательную активность детей.
Значение:
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Литературные вечера досуга – важнейшая форма работы, способствующая всестороннему развитию ребенка: умственному, нравственному, эстетическому.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием, красочным оформлением, конкретным образом того или иного героя.
В соответствии с программой От рождения до школы в старшей группе знакомлю детей с большим количеством произведений детской художественной литературы; отдельные из них используются при проведении развлечений. В ходе такой работы у детей формируется умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), просматривая театрализованную сказку, ребенок должен не только усвоить содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
В театрализованном представлении, которое показывается детьми, возможно предварительное заучивание ролей, репетиция, более широкое использование костюмов, декораций, музыкального сопровождения. Такая инсценировка занимает в жизни дошкольников сравнительно небольшое место.
Игры на сюжеты художественных произведений имеют свою ценность – они воспитывают положительные качества личности, разнообразят детскую игру, формируют фантазию, влияют на словарь и выразительность речи ребенка.
Для возникновения игр на темы прочитанных литературных произведений можно использовать метод косвенного предложения: внесение игрушек и материалов, связанных с содержанием произведений, постройка по заданию воспитателя, совет или рассказ об аналогичной ситуации.
Итак, пути ознакомления дошкольников с художественной литературой многообразны. Важно связывать художественные образы с повседневной жизнью детей, не ограничиваться эпизодическим чтением книг, больше доверять эмоциональной и этической действительности художественного произведения.
Во время проведения развлечений дети в интересной, увлекательной форме получают сведения об окружающей жизни, о живой и неживой природе, узнают поучительные истории о взаимоотношениях между разными ее обитателями. Вызывая радостные эмоции, закрепляя знания детей об окружающем мире, развлечения в то же время развивают речь детей, эстетический вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка, формированию у него нравственных представлений, положительного отношения к проявлению доброты, осуждению грубости, эгоизма, равнодушия, сопереживания, заботливого отношения друг к другу. Развлечения объединяют в себе все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодий, изобразительных и художественных образов.
Очень важно с самого начала заинтересовать малышей и поддерживать у них бодрое, веселое настроение. Этому помогает наглядность: дети радуются при виде игрушки, куклы, картинки.
Наиболее доступны детям зрелищные развлечения: обыгрывание заводных, движущихся игрушек (шагающий утенок, прыгающая обезьянка, заяц-ксилофонист), общение с игрушками – персонажами, (рычащим медведем, хитрой лисой, колючим ежиком, собачкой), показ небольших сценок театра игрушек по стихотворениям Маша обедает С.Капустикян, Лошадка А.Барто и др. Часто в развлечениях для детей присутствуют персонажами кукольного театра, например, зайчик, о котором детям поют песенку и которого кормят морковкой.
Я использовала небольшие сценки с одним-двумя персонажами. Так, например, под веселую плясовую музыку на ширме появляется матрешка в нарядном русском сарафане. Она здоровается с детьми, начинает плясать сама приглашает к танцу детей. Затем ведущий спрашивает матрешку, что она принесла с собой в корзине. Кукла отвечает, что там петушок, открывает корзинку петушка нет. Раздается крик петушка, Матрешка идет искать его. На ширме появляется то Матрешка, то петушок. Игра заканчивается тем, что на ширме остается один петушок. Ведущий проводит с детьми игру Петушки. Таким образом, рассматривание персонажа чередуется с действиями самих детей.
Большое значение имеют игровые развлечения. Игра – верный спутник детства.
При организации воспитателем игровых развлечений – игры в догонялки, прятки, движения с притопываниями, похлопыванием, ритмические приговаривания очень хорошо использовать фольклорный материал: шутки,прибаутки, песенки.
Виды развлечений:
Литературные вечера досуга имеют огромное значение для всестороннего воспитания детей. Активное участие детей в вечерах досуга обогащает их новыми впечатлениями, дает возможность приобрести новые навыки и закрепить ранее полученные. Кроме того, расширяются творческие способности детей, формируются организаторские навыки, создаются благоприятные условия для дружеского коллектива. Литературные вечера досуга являются и средством закрепления знаний о литературных произведениях, и средством их расширения. Сообщаются, например, некоторые биографические данные о писателе, читаются неизвестные детям произведения и т.д.
Темы литературных вечеров досуга могут быть самыми разными. Например, вечер досуга посвящен юбилею или творчеству любимого писателя. Мы проводили: Русские народные сказки: Колобок Теремок, Зарубежные сказки: Дюймовочка, и т.д. К литературному вечеру досуга украшали зал, подготовили небольшую выставку книг, изобразительных работ на тему вечера. Провести вечер досуга лучше вечером, в часы игр, но можно и утром. Важно предусмотреть правильное чередование деятельности детей, нарастание их интереса. Структура литературного вечера досуга имеет много общего со структурой любого праздника: торжественное открытие, вступительное слово ведущего, осмотр праздничного оформления выставки, концертные номера, связанные между собой объяснениями и рассказом ведущего, которые должны быть интересны и доступны детям. Между номерами можно использовать разнообразные приемы активизации слушателей: вопросы к ним, литературные викторины, маленькие концерты-загадки, чтение стихотворений. Если вечер досуга посвящен творчеству писателя, то можно послушать его голос, записанный на пленку, прочитать написанное ему письмо. Во время вечера досуга можно посмотреть диафильм, сделать инсценировку, можно поплясать, водить хороводы. В заключение преподносили всем детям памятные подарки, посмотрели более подробно выставку, и т.д.
Литературные вечера досуга помогают решению многих задач умственного, нравственного и, конечно, эстетического воспитания детей.
Требования:
Все развлечения в детском саду должны проводиться живо, эмоционально.
Развлечение можно организовать со всей группой, с несколькими детьми.
Стремление к прекрасному – естественная потребность человека, и ее надо воспитывать с раннего детства.
Праздники и развлечения должны оказывать большое влияние на развитие речи.
Программами дошкольного образования предусматривается проведение развлечений в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей. Развлечения должны проводиться один раз в неделю с учетом воспитательной и образовательной работы. Целесообразно развлечения проводить во второй половине дня и желательно выбирать определенный день недели. Развлечения могут проходить в самых разнообразных формах, главное, чтобы они были не только понятными, но и увлекательными для детей.
В средней группе в течение года для детей также проводятся развлечения.
Дети среднего дошкольного возраста активнее включаются в подготовку развлечений, и к ним предъявляются более серьезные требования. Ребятам можно поручить подбор игрушек для спектаклей, соответствующих атрибутов, обновление костюмов кукол.
В ходе выступлений решаются достаточно сложные задачи, относящиеся не только к качеству исполнения, но и к умению общаться с другими участниками, правильно ориентироваться в сюжетном развитии действия.
Программа От рождения до школы рекомендует в старшем дошкольном возрасте просмотр диафильмов, спектаклей, концертов, постановок кукольного театра. Необходимо продолжать учить внимательно смотреть и слушать взрослых, детей, эмоционально откликаться на увиденное и услышанное. Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей. Приучать активно участвовать в различных развлечениях, используя умения и навыки, полученные на занятиях.
Индивидуальные вкусы появляются у старших дошкольников при слушании в грамзаписи любимой музыки, в выборе песен, хороводов, стихотворений. Воспитатель поддерживает такие проявления и стремится их развивать. Развлечения для детей старшей группы разнообразны: настольные игры, хороводы, тематические праздники, концерты, спектакли, спортивные игры, театры. Дети 5 лет психологически готовы быть зрителями, слушателями, участниками.
В подготовительной группе программа рекомендует организовывать для детей представления кукольного, теневого театров, самодеятельные концерты, демонстрацию кинофильмов, слушание музыки, сказок в грамзаписи. В течение года проводить литературные, тематические и музыкальные вечера. Проводятся вечера, посвященные творчеству поэтов, писателей, композиторов. Приучать всех детей активно участвовать в развлечениях. В этом возрасте педагогу предоставляется возможность широко разнообразить деятельность детей в развлечениях. Углубить работу над выразительностью исполнения. Обладая более устойчивыми навыками, ребята способны передать художественный образ произведения.
Уровень их исполнения иногда может вызвать подлинные эстетические переживания. Поэтому выступления старших дошкольников чаще включается в концерты. Программы некоторых развлечений могут быть составлены по предложению детей, выбирающих с помощью воспитателя знакомые произведения. Проявляя большую заинтересованность, ребята могут придумать несложные сюжеты для театров игрушек и показать спектакль.
Журнал Дошкольное воспитание – главный помощник в работе воспитателя. Он дает ответы на многие вопросы, в том числе и по организации культурно-досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Я проанализировала журнал Дошкольное воспитание на предмет публикаций по теме моего исследования и сделала вывод, что в данном журнале довольно часто публикуется опыт работы по проведению литературных вечеров досуга.
Многими рекомендациями я пользовалась в своей работе:
Проводила:
театрализованные инсценировки и постановки спектаклей по сюжетам русских народных сказок, литературных произведений (Рукавичка, Гуси-лебеди и др.);
разные виды театра: пальчиковый, настольный, кукольный и др.;
литературные композиции (Зима-волшебница, Сказочные образы в поэзии);
познавательно-тематические вечера (Традиции русского народа, Русские посиделки);
КВН и викторины (В волшебной стране сказок, Путешествие в страну поэзии, Короб с заданиями, Волшебная книга);
русское народное творчество: загадки, небылица, былины, Добро и зло в русских народных сказках, Пословицы народные);
забавы: кроссворды по литературным произведениям, ребусы и шарады, театр теней с помощью рук (диалоги сказочных героев).
Таким образом, знакомство с художественной литературой в дошкольном образовательном учреждении активно осуществляется через литературные праздники и развлечения.
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения.
Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.
Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетикосоциальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.
Эффективному проведению праздника способствуют:
объединение всех его составных частей вокруг главной цели;
отбор художественного материала;
выбор эмоционально выразительных средств;
подбор исполнителей;
коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.
При организации детского праздника необходим…………………….
Сценарий детского праздника – это подробная литературно -текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязанно излагается все, что будет происходить.
Работа над сценарием включает в себя определенные этапы.
1й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга.
2й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:
К сценарию предъявляются определенные требования:
строгая логичность построения и развития темы;
законченность каждого эпизода;
органическая связь эпизодов;
нарастание действия в его движении к кульминации.
Развлечения различаются по степени активности участия детей:
дети являются только слушателями или зрителями;
дети – непосредственные участники;
участники – взрослые и дети.
Классификация развлечений по содержательной направленности:
Театрализованные: кукольный и теневой театры, театр игрушек, фланелеграф, плоскостной театр и др.;
Познавательные: КВН, викторины о жизни и творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа; экологические;
Музыкально — литературные концерты.
Литературные досуги являются важной формой работы с художественной литературой, обеспечивают глубокое всестороннее познание художественных произведений, воспитывают интерес к литературе разных жанров, формируют выразительность речи, творческую активность.
Результативность:
Результатом моей работы стало:
1. У детей повысился интерес к праздникам и театрально – игровой деятельности.
2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
3. Расширились представления детей об окружающей действительности.
4. Обогатился и активизировался словарь детей.
5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
6. Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.
7. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
8. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.