Роль логического мышления в развитии младших школьников. | Пугачева Светлана Владимировна. Работа №364063
Роль логического мышления в развитии младших школьников.
Актуальность
Многолетний опыт работы в школе убедил меня в том, что развитие логического мышления является необходимым условием достижения прочных знаний учащимися. В процессе работы с детьми в первом классе обнаружилась проблема несформированности у них умений проводить простейшие логические операции. Многие дети не понимают, что значит доказать какое-либо утверждение, не владеют логикой доказательства, не могут подобрать опровергающий пример, не всегда могут дать точный ответ на поставленный вопрос.
Умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы позволяет достичь положительных результатов в любом виде деятельности.
Роль логического мышления в развитии младших школьников.
На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, системно-деятельностного подхода обеспечивающего школьникам умение учиться, способность отобрать нужное в массе информации, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Развитие логического мышления способствует:
- формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к обучению в начальном звене;
- повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
- развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствованию знаний;
- воспитанию личности, способной самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.).
Базовые логические действия:
устанавливать связи и зависимости между математическими объектами («часть – целое», «причина – следствие», «протяжённость»);
применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;
представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.
3. Технология развития логического мышления.
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития логического мышления в процессе обучения учащихся 1-4 классов.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
· создание системы упражнений, способствующих развитию логического мышления;
· классификация и описание практического инструментария, который может использоваться учителем для развития логического мышления;
Для реализации задач использовался комплекс методов:
· теоретический анализ научной литературы;
· наблюдение за деятельностью учащихся на уроках и внеурочное время;
· применение системы упражнений, способствующих развитию логического мышления;
· проведение психологической и педагогической диагностик;
анкетирование и тестирование учащихся
Чтобы у младшего школьника развивалось логическое мышление, необходимо, чтобы он испытал удивление и любопытство, удовлетворил возникающие потребности в преодолении трудностей, решении проблем.
Обучение нужно строить с учетом интересов школьников, связанное с их жизненным опытом, основанное на запоминании и накоплении простой суммы знаний.
Задания на развитие умения сравнивать.
Задание: назвать отличительные признаки предметов:
дерево – кустарник,
осень – весна
Задание: назвать общие признаки; назвать отличительные признаки.
вилка – ложка,
стол – стул
Сравнение - это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении таким образом общности или различия между ними.
В состав такого приема входят следующие основные операции:
Выделение признаков предмета.
Расчленение выделенных признаков на существенные и несущественные.
Выделение признаков, являющихся основанием сравнения.
Нахождение сходных и различных признаков объектов, т. е. осуществление неполного сравнения.
Формулировка вывода из проведенного сравнения.
Задание: рассказать о форме, вкусе, цвете яблока, арбуза.
Задание: назвать время года по заданным признакам.
Дует холодный ветер, на небе тучи, часто идет дождь. В деревне убирают овощи. Птицы улетают в теплые края. День становится короче. Задание: выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:
Город (автомобиль, здание, толпа, велосипед, улицы)
Игра (игроки, шахматы, теннис, правила наказания)
Задание: назвать общие признаки предметов:
кошки – собаки,
яблоко – арбуз
Задание: определить, правильно ли проведено сравнение:
1) у бабочки крылья красивые, а у стрекозы прозрачные;
2) у клена листья резные, а у березы – зеленые.
Задание: назвать предмет, который обладает следующими признаками: имеет 4 стороны и 4 угла.
Задание: чем похожи числа: 9 и 19; 31 и 38
Задание: чем похожи слова в каждой паре и чем отличаются:
Тапка – шапка Мишка – шишка губа – шуба
Задание: чем похожи и чем отличаются задачи
Было – 13 стр. Было - ?стр.
Осталось – 9 стр. Осталось – 9 стр.
Прочитал - ? стр. Прочитал – 8 стр.
Задание. Метаграммы. В них слова различаются только одной буквой. В метаграмме зашифровано определённое слово, которое нужно отгадать. Затем указанную букву надо заменить другой и назвать другое слово. Эти задания не только учат сравнивать, но также развивают мыслительные операции анализа и синтеза.
Например: С Б – я плачу,
С Р – играю,
С С – я пищу посыпаю.
(Ответ: боль – роль – соль)
Задание. Для развития умения сравнивать и для обогащения словарного запаса детей знакомим детей с родственными словами. Предлагая пары слов, интересуюсь, чем они похожи, что в них общего?
- Похожи ли пары слов? Попробуйте объяснить их родство.
Пятница – пять
Город - огород
Задания на развитие умения обобщать.
Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: 1) общие как сходные признаки и 2) общие как существенные признаки.
Задание: назвать группу слов общим словом:
январь февраль март июнь
стол диван кресло стул
Задание: продолжить начатое перечисление и назвать группу слов общим словом:
Стол, диван, …, …, …__________.
Волга, Кама, …, …, …___________.
Задание: Каким общим словом можно назвать следующие слова:
1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
2. а, б, с, в, н
3. стол, диван, кресло, стул
4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
5. январь, март, июль, сентябрь".
Задания на развитие умения устанавливать закономерности.
Задание: дан ряд чисел. Отметь особенности составления ряда и запиши следующее число:
16; 14; 12; 10; … .
Задание: найди закономерность и дорисуй:
Задания на развитие умения классифицировать.
Задание: даны слова: лимон, апельсин, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина.
Назвать: 1) ягоды; 2) фрукты.
Задание: даны слова: стол, чашка, стул, тарелка, шкаф, чайник, диван, ложка, табурет, кресло, кастрюля.
Подчеркнуть названия мебели одной чертой, название посуды – двумя чертами.
Задание: даны слова: мандарин, яблоко, картофель, сливы, апельсины.
Назови лишнее слово.
Задание: назвать фамилии одноклассников, которые начинаются с букв В и С.
Задание: разделить слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, мышь, пол.
1 слог 2 слога 3 слога
Задание: даны числа: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10.
Раздели их на две группы:
а) четные;
б) нечетные.
К какой группе следует отнести числа: 16; 31; 42; 18; 37?
Задания на развитие умения определять отношения между предметами типа род-вид.
Задание: из перечня слов выбрать предметы посуды: чашка, стол, тарелка, куртка, тумбочка, шапка, шарф, кастрюля, пальто, сковорода, платье, стул.
Задание: из перечня слов выбрать предметы обуви: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, кеды, карандаш, конструктор.
Задание: озаглавить колонки:
капуста малина яблоко
огурец смородина апельсин
лук клубника лимон
чеснок крыжовник груша
помидор земляника банан
реди
Заключение.
Ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, осознают причины своих ошибок, затруднений, оценивают найденный способ, сравнивают его с теми, которые предлагаются другими учащимися и учителем. При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной деятельности.
Литература
Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/. М. К.Акимова, В.Т. Козлова-- Обнинск, 2003.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. -- М., 2004.
Герасимов, С. В. Когда учение становится привлекательным/ С. В.Герасимов. - М., 2003
Кикоин, Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания/ Е. И.Кикоин. -- М., 2003.
Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника/ Д. Б.Эльконин. -- М., 2001.
Якиманская, И. С. Развивающее обучение/ И. С. Якиманская. -- М., 2000.
Роль логического мышления в развитии младших школьников.
Актуальность
Многолетний опыт работы в школе убедил меня в том, что развитие логического мышления является необходимым условием достижения прочных знаний учащимися. В процессе работы с детьми в первом классе обнаружилась проблема несформированности у них умений проводить простейшие логические операции. Многие дети не понимают, что значит доказать какое-либо утверждение, не владеют логикой доказательства, не могут подобрать опровергающий пример, не всегда могут дать точный ответ на поставленный вопрос.
Умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы позволяет достичь положительных результатов в любом виде деятельности.
Роль
логического мышления
в
р
азвити
и
младших школьников.
На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, системно-деятельностного подхода обеспечивающего школьникам умение учиться, способность отобрать нужное в массе информации, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Развитие логического мышления способствует:
- формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к обучению в начальном звене;
- повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
- развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствованию знаний;
- воспитанию личности, способной самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.).
Базовые логические действия:
устанавливать связи и зависимости между математическими объектами («часть – целое», «причина – следствие», «протяжённость»);
применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;
представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.
Технология
р
азвития логического мышления.
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития логического мышления в процессе обучения учащихся 1-4 классов.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
создание системы упражнений
, способствующих развитию логического мышления;
классификация и описание практического инструментария, который может использоваться учителем
для развития
логического мышления;
Для реализации задач использовался комплекс методов:
теоретический анализ научной литературы;
наблюдение за деятельностью учащихся на уроках и внеурочное время;
применение системы упражнений, способствующих развитию логического мышления;
проведение психологической и педагогической диагностик;
анкетирование и тестирование учащихся
Чтобы у младшего школьника развивалось логическое мышление, необходимо, чтобы он испытал удивление и любопытство, удовлетворил возникающие потребности в преодолении трудностей, решении проблем.
Обучение нужно строить с учетом интересов школьников, связанное с их жизненным опытом, основанное на запоминании и накоплении простой суммы знаний.
Задания на развитие умения сравнивать.
Задание: назвать отличительные признаки предметов:
дерево – кустарник,
осень – весна
Задание: назвать общие признаки; назвать отличительные признаки.
вилка – ложка,
стол – стул
Сравнение - это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении таким образом общности или различия между ними.
В состав такого приема входят следующие основные операции:
Выделение признаков предмета.
Расчленение выделенных признаков на существенные и несущественные.
Выделение признаков, являющихся основанием сравнения.
Нахождение сходных и различных признаков объектов, т. е. осуществление неполного сравнения.
Формулировка вывода из проведенного сравнения.
Задание: рассказать о форме, вкусе, цвете яблока, арбуза.
Задание: назвать время года по заданным признакам.
Дует холодный ветер, на небе тучи, часто идет дождь. В деревне убирают овощи. Птицы улетают в теплые края. День становится короче. Задание: выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:
Город (автомобиль, здание, толпа, велосипед, улицы)
Игра (игроки, шахматы, теннис, правила наказания)
Задание: назвать общие признаки предметов:
кошки – собаки,
яблоко – арбуз
Задание: определить, правильно ли проведено сравнение:
1) у бабочки крылья красивые, а у стрекозы прозрачные;
2) у клена листья резные, а у березы – зеленые.
Задание: назвать предмет, который обладает следующими признаками: имеет 4 стороны и 4 угла.
Задание: чем похожи числа: 9 и 19; 31 и 38
Задание: чем похожи слова в каждой паре и чем отличаются:
Тапка – шапка Мишка – шишка губа – шуба
Задание: чем похожи и чем отличаются задачи
Было – 13 стр. Было - ?стр.
Осталось – 9 стр. Осталось – 9 стр.
Прочитал - ? стр. Прочитал – 8 стр.
Задание. Метаграммы. В них слова различаются только одной буквой. В метаграмме зашифровано определённое слово, которое нужно отгадать. Затем указанную букву надо заменить другой и назвать другое слово. Эти задания не только учат сравнивать, но также развивают мыслительные операции анализа и синтеза.
Например: С Б – я плачу,
С Р – играю,
С С – я пищу посыпаю.
(Ответ: боль – роль – соль)
Задание. Для развития умения сравнивать и для обогащения словарного запаса детей знакомим детей с родственными словами. Предлагая пары слов, интересуюсь, чем они похожи, что в них общего?
- Похожи ли пары слов? Попробуйте объяснить их родство.
Пятница – пять
Город - огород
Задания на развитие умения обобщать.
Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: 1) общие как сходные признаки и 2) общие как существенные признаки.
Задание: назвать группу слов общим словом:
январь февраль март июнь
стол диван кресло стул
Задание: продолжить начатое перечисление и назвать группу слов общим словом:
Стол, диван, …, …, …__________.
Волга, Кама, …, …, …___________.
Задание: Каким общим словом можно назвать следующие слова:
1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
2. а, б, с, в, н
3. стол, диван, кресло, стул
4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
5. январь, март, июль, сентябрь".
Задания на развитие умения устанавливать закономерности.
Задание: дан ряд чисел. Отметь особенности составления ряда и запиши следующее число:
16; 14; 12; 10; … .
Задание: найди закономерность и дорисуй:
Задания на развитие умения классифицировать.
Задание: даны слова: лимон, апельсин, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина.
Назвать: 1) ягоды; 2) фрукты.
Задание: даны слова: стол, чашка, стул, тарелка, шкаф, чайник, диван, ложка, табурет, кресло, кастрюля.
Подчеркнуть названия мебели одной чертой, название посуды – двумя чертами.
Задание: даны слова: мандарин, яблоко, картофель, сливы, апельсины.
Назови лишнее слово.
Задание: назвать фамилии одноклассников, которые начинаются с букв В и С.
Задание: разделить слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, мышь, пол.
1 слог 2 слога 3 слога
Задание: даны числа: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10.
Раздели их на две группы:
а) четные;
б) нечетные.
К какой группе следует отнести числа: 16; 31; 42; 18; 37?
Задания на развитие умения определять отношения между предметами типа род-вид.
Задание: из перечня слов выбрать предметы посуды: чашка, стол, тарелка, куртка, тумбочка, шапка, шарф, кастрюля, пальто, сковорода, платье, стул.
Задание: из перечня слов выбрать предметы обуви: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, кеды, карандаш, конструктор.
Задание: озаглавить колонки:
капуста малина яблоко
огурец смородина апельсин
лук клубника лимон
чеснок крыжовник груша
помидор земляника банан
реди
Заключение.
Ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, осознают причины своих ошибок, затруднений, оценивают найденный способ, сравнивают его с теми, которые предлагаются другими учащимися и учителем. При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной деятельности.
Литература
Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/. М. К.Акимова, В.Т. Козлова-- Обнинск, 2003.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. -- М., 2004.
Герасимов, С. В. Когда учение становится привлекательным/ С. В.Герасимов. - М., 2003
Кикоин, Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания/ Е. И.Кикоин. -- М., 2003.
Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника/ Д. Б.Эльконин. -- М., 2001.
Якиманская, И. С. Развивающее обучение/ И. С. Якиманская. -- М., 2000.