Название статьи:
Роль логопедической работы в развитии речи дошкольников | Янушко Анна Александровна. Работа №341252
Дата публикации:
26.08.2024
Автор:
Янушко Анна Александровна
Описание:
Аннотация. В статье рассматривается роль логопедической работы в развитии речи дошкольников. Описаны основные направления и методы логопедической коррекции, направленные на устранение речевых нарушений и формирование правильной речи у детей. Приведены примеры практических подходов, которые способствуют развитию артикуляции, фонематического восприятия, лексико-грамматических навыков и связной речи у дошкольников.
Ключевые слова: логопедическая работа, развитие речи, дошкольники, речевые нарушения, коррекция речи, лексико-грамматические навыки.
РОЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Янушко Анна Александровна, учитель-логопед
ГБОУ "Московская международная школа"
Аннотация. В статье рассматривается роль логопедической работы в развитии речи дошкольников. Описаны основные направления и методы логопедической коррекции, направленные на устранение речевых нарушений и формирование правильной речи у детей. Приведены примеры практических подходов, которые способствуют развитию артикуляции, фонематического восприятия, лексико-грамматических навыков и связной речи у дошкольников.
Ключевые слова: логопедическая работа, развитие речи, дошкольники, речевые нарушения, коррекция речи, лексико-грамматические навыки.
Развитие речи у дошкольников является важным этапом в формировании их личности и успешного обучения в дальнейшем. Однако многие дети в дошкольном возрасте сталкиваются с различными речевыми нарушениями, которые могут препятствовать их полноценному развитию и социализации. В этом контексте логопедическая работа играет ключевую роль, направленную на диагностику, коррекцию и профилактику речевых нарушений, а также на всестороннее развитие речевых навыков у детей.
Логопедическая работа с дошкольниками включает несколько основных направлений, каждое из которых способствует развитию тех или иных аспектов речи. Одним из важнейших направлений является коррекция звукопроизношения. Нарушения произношения звуков (дислалия, ринолалия, дизартрия) являются одними из самых распространенных речевых проблем у дошкольников. Логопедическая коррекция в этом случае направлена на формирование правильной артикуляции, развитие слухового восприятия и автоматизацию правильного произношения звуков в речи.
Важным аспектом логопедической работы является развитие фонематического восприятия. Умение различать звуки речи на слух и осознавать их место в слове является основой для правильного произношения и формирования навыков чтения и письма. Логопедические занятия включают упражнения на различение звуков, их анализ и синтез, что помогает детям лучше понимать звуковую структуру слова и правильно воспроизводить её в речи.
Работа над лексико-грамматической стороной речи также занимает важное место в логопедической практике. Дети с речевыми нарушениями часто испытывают трудности в подборе слов, их согласовании в предложении, использовании сложных грамматических конструкций. Логопедическая работа направлена на расширение словарного запаса, формирование навыков словообразования и словоизменения, правильного построения предложений. Занятия по развитию лексико-грамматических навыков помогают детям обогащать свою речь, делают её более разнообразной и грамматически правильной.
Связная речь, как способность строить логически последовательные и осмысленные высказывания, также требует особого внимания в логопедической работе. У многих детей с речевыми нарушениями возникают трудности в пересказе текстов, составлении рассказов, описаний. Логопедические занятия, направленные на развитие связной речи, включают пересказы, рассказы по картинкам, составление планов и историй. Это помогает детям научиться структурировать свою речь, выражать мысли последовательно и логично.
Таким образом, можно утверждать, что логопедическая работа играет важную роль в развитии речи дошкольников, обеспечивая устранение речевых нарушений и формирование правильных речевых навыков. Комплексный подход, включающий коррекцию звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических навыков и связной речи, способствует всестороннему развитию речевой активности детей, улучшению их коммуникативных возможностей и успешной адаптации в образовательной среде.
Список литературы
Биглова, О. В. Логопедическая работа детьми дошкольного возраста в условиях ФГОС / О. В. Биглова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 248-250.
Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Изд. 3, испр. — СПб.: интернет ссылка http://www.firo.ru/, 2014–203 с.
Верочкина Н.Н. Роль логопедической работы в развитии речи дошкольников // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 651 - 654. 2023 г.
Скачать работу
Янушко Анна Александровна, учитель-логопед
ГБОУ "Московская международная школа"
Аннотация. В статье рассматривается роль логопедической работы в развитии речи дошкольников. Описаны основные направления и методы логопедической коррекции, направленные на устранение речевых нарушений и формирование правильной речи у детей. Приведены примеры практических подходов, которые способствуют развитию артикуляции, фонематического восприятия, лексико-грамматических навыков и связной речи у дошкольников.
Ключевые слова: логопедическая работа, развитие речи, дошкольники, речевые нарушения, коррекция речи, лексико-грамматические навыки.
Развитие речи у дошкольников является важным этапом в формировании их личности и успешного обучения в дальнейшем. Однако многие дети в дошкольном возрасте сталкиваются с различными речевыми нарушениями, которые могут препятствовать их полноценному развитию и социализации. В этом контексте логопедическая работа играет ключевую роль, направленную на диагностику, коррекцию и профилактику речевых нарушений, а также на всестороннее развитие речевых навыков у детей.
Логопедическая работа с дошкольниками включает несколько основных направлений, каждое из которых способствует развитию тех или иных аспектов речи. Одним из важнейших направлений является коррекция звукопроизношения. Нарушения произношения звуков (дислалия, ринолалия, дизартрия) являются одними из самых распространенных речевых проблем у дошкольников. Логопедическая коррекция в этом случае направлена на формирование правильной артикуляции, развитие слухового восприятия и автоматизацию правильного произношения звуков в речи.
Важным аспектом логопедической работы является развитие фонематического восприятия. Умение различать звуки речи на слух и осознавать их место в слове является основой для правильного произношения и формирования навыков чтения и письма. Логопедические занятия включают упражнения на различение звуков, их анализ и синтез, что помогает детям лучше понимать звуковую структуру слова и правильно воспроизводить её в речи.
Работа над лексико-грамматической стороной речи также занимает важное место в логопедической практике. Дети с речевыми нарушениями часто испытывают трудности в подборе слов, их согласовании в предложении, использовании сложных грамматических конструкций. Логопедическая работа направлена на расширение словарного запаса, формирование навыков словообразования и словоизменения, правильного построения предложений. Занятия по развитию лексико-грамматических навыков помогают детям обогащать свою речь, делают её более разнообразной и грамматически правильной.
Связная речь, как способность строить логически последовательные и осмысленные высказывания, также требует особого внимания в логопедической работе. У многих детей с речевыми нарушениями возникают трудности в пересказе текстов, составлении рассказов, описаний. Логопедические занятия, направленные на развитие связной речи, включают пересказы, рассказы по картинкам, составление планов и историй. Это помогает детям научиться структурировать свою речь, выражать мысли последовательно и логично.
Таким образом, можно утверждать, что логопедическая работа играет важную роль в развитии речи дошкольников, обеспечивая устранение речевых нарушений и формирование правильных речевых навыков. Комплексный подход, включающий коррекцию звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических навыков и связной речи, способствует всестороннему развитию речевой активности детей, улучшению их коммуникативных возможностей и успешной адаптации в образовательной среде.
Список литературы
Биглова, О. В. Логопедическая работа детьми дошкольного возраста в условиях ФГОС / О. В. Биглова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 248-250.
Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Изд. 3, испр. — СПб.: интернет ссылка http://www.firo.ru/, 2014–203 с.
Верочкина Н.Н. Роль логопедической работы в развитии речи дошкольников // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 651 - 654. 2023 г.