РОЛЬ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ В УПРАВЛЕНИИ ТУРПРЕДПРИЯТИЯ | Кузьмич Ирина Николаевна. Работа №309106
Для оценки возможности успешного выхода компании на рынок сопоставляются данные анализа внешней и внутренней среды и на их основе проводится сравнение характеристик данной фирмы с аналогичными характеристиками конкурентов, а также с ожиданиями потребителей и партнеров. Стратегическое планирование необходимо, так как оно позволяет компании оперативно реагировать на меняющиеся условия рынка. Каждая компания должна найти свой стиль работы, наилучшим образом учитывающий специфику условий, возможностей, целей и ресурсов.
роль маркетинговой стратегии в управлении турпредприятия
Кузьмич И.Н. преподаватель
Экономико-гуманитарного колледжа
ГПА (филиал) в г.Ялте КФУ им.В.И.Вернадского
Аннотация. Маркетинговая стратегия представляет собой определенный процесс, во время которого планируются и осуществляются самые разнообразные маркетинговые мероприятия. Так как это необходимый этап подготовки и реализации задач, и любой бизнес – идеи.
Постановка проблемы. В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, вместе с тем усиливается и роль конкуренции, как основного механизма регулирования хозяйственного процесса. В таких условиях турфирмы не могут ограничиваться только текущим планированием и оперативным управлением своей деятельностью. Назрела необходимость стратегического мышления, которое должно воплотиться в программу действий, уточняющую цели и средства выбранного пути развития.
Анализ последних исследований. Исследованию проблем разработки маркетинговой стратегии в последнее время посвящено много публикаций в периодической литературе, выпущено много учебников и монографий. Множество отечественных авторов занимаются изучением основ разработки маркетинговой стратегии, основные из которых Крикавский О. Д, Вачевский А. Г, Святненко В. Ю, Чернявский А. Н, Бронникова Т. С. и другие. Один из ведущих специалистов Фредерик Уэбстер – младший – всемирно известный профессионал в области разработки и применения функций стратегического маркетинга. Занимается изучением таких вопросов как: отношения «покупатель-продавец», сегментирование, таргетирование и позиционирование, продуктовая стратегия, формирование рынка для нового турпродукта, стратегия ценообразования, управление туристическими продажами, коммуникации в туристическом маркетинге и другое.
Для рассмотрения маркетинговых стратегий в данной статье использованы классификации и принципы которые были разработанны профессором О. С. Виханским. Им дается более расширенное понятие в сравнении с предложенной П. Диксоном. Виханский О. С. рассматривает маркетинговую стратегии как единственно возможные и называет их эталонными стратегиями. Диксон кроме маркетинговой стратегий выделяет портфельные и конкурентные стратегии.
Цель статьи. Показать необходимость разработки, а также значение маркетинговой стратегии для достижения поставленных целей турпредприятий.
Основное содержание. В классическом понимании маркетинг определяется ими как вид предпринимательской деятельности управляющей продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю. Современное понимание маркетинга определяет его как социальный процесс, с помощью которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации. Классические определения маркетинга предполагают, что главное в нем - это физическое перемещение товаров и услуг. В связи с этим, по мнению авторов, они имеют ряд недостатков. В них преувеличивается роль товародвижения и каналов сбыта, игнорируется тот факт, что маркетинговой деятельностью часто занимаются государственные и коммерческие организации. Нередко упускается важность взаимодействия покупателей и продавцов, а также сильное воздействие на маркетинг различных социальных групп, таких как служащие, профсоюзы, акционеры, объединения потребителей и государственные органы.
По мнению Ф. Котлера, суть стратегического маркетинга составляет формула «Сегментация - целеполагание - позиционирование» (СЦП). На первой фазе выбора ценностей превалирует стратегический маркетинг (сегментация рынка, выбор потенциальных потребителей, позиционирование товара и фирмы). На второй и третьей фазах создания и реализации товара действует операционный маркетинг (обеспечение изготовления, распределения и обслуживания товара, продвижение его на рынок, дальнейшее совершенствование товара, сервиса, ценообразования). Именно поэтому маркетинг стал неотъемлемой частью общих стратегий многих некоммерческих организаций, в частности колледжей, больниц музеев, филармоний. Ф. Котлер убежден в том, что маркетинг - это все то, что существует вокруг нас. Маркетинговая стратегия - это совокупность долгосрочных решений относительно способов удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов компании за счет использования ее внутренних ресурсов и внешних возможностей. Маркетинговая стратегия компании обычно закрепляется в документе, имеющем одноименное название или название «маркетинговая политика». Маркетинговая стратегия разрабатывается как составная часть общей стратегии развития компании. В зависимости от отраслевой принадлежности, ситуации на рынке и сложившихся особенностей управления организацией маркетинговая стратегия может разрабатываться на срок от 1 года до 25 лет. Наиболее часто в Украине в настоящее время используется горизонт планирования, равный 1-3 лет, но уже сейчас можно встретить предприятия, разрабатывающие стратегии на срок 5 и даже 10 лет. Принципиально важная роль маркетинга является уже давно известной истиной. Причём это утверждение актуально для предприятий любой отрасли экономики. Одним из важнейших элементов организации маркетинговой деятельности является построение и внедрение её стратегии. Стратегию маркетинга можно будет эффективно реализовывать тогда, когда будет существовать устойчивый и стабильный рынок.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации предприятия должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Выбор маркетинговой стратегии осуществляется в несколько этапов. Прежде всего выявляются конкурентные преимущества фирмы. Для оценки возможности успешного выхода компании на рынок сопоставляются данные анализа внешней и внутренней среды и на их основе проводится сравнение характеристик данной фирмы с аналогичными характеристиками конкурентов, а также с ожиданиями потребителей и партнеров. Стратегическое планирование необходимо, так как оно позволяет компании оперативно реагировать на меняющиеся условия рынка. Каждая компания должна найти свой стиль работы, наилучшим образом учитывающий специфику условий, возможностей, целей и ресурсов.
Выводы. Таким образом, разработка маркетинговой стратегии, с учетом принципов инструментов позволит турпредприятиям следующее: значительно расширить клиентскую базу и увеличить объем продаж; понять какую стратегию необходимо выбрать, и какого результата предприятие хочет получить; повысить конкурентоспособность продукции (услуги); выбрать правильный сегмент рынка; совершенствоваться при изменении ситуации на рынке. Исходя из выше сказанного можно дать следующее понятие маркетинговой стратегии: маркетинговая стратегия – это рациональное, логическое построение, руководствуясь которым организационная единица (предприятие) рассчитывает решить свои маркетинговые задачи, иначе говоря, маркетинговая стратегия для предприятия - это план игры на рынке. Необходимо отметить, что стратегия маркетинга включает в себя конкретные стратегии по целевым рынкам, комплексу маркетинга и уровню затрат на маркетинг.
Литература:
1. Вайсман Е.Д., Соловьева И.А. Карты позиционирования в стратегии развития фирмы / Вайсман Е.Д. // Маркетинг – 2018. – № .
2. Ковалев М.Н. Стратегический маркетинг. – М .: ТетраСистемс, 2015.
3. Котлер Ф., Андреасен А.Р. Стратегический маркетинг некоммерческих организации. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга : Пер. с англ. – 2-е европ.изд . – М.; Спб.; К.; Издательский дом «Вильямс», 2004. – 944 с.
5. Семенов И.В. Стратегический маркетинг в формировании конкурентных преимуществ / Семенов И.В. // Маркетинг. – 2011. – № 1.
6. Соболев В.А., Хайруллин Р.Н. Маркетинговые стратегии фарминдустрии / Соболев В.А. // Маркетинг. –2017. – № 5.