Название статьи:
Роль межпредметных связей в образовательном процессе | Будяк Елена Валерьевна Грудинина Надежда Петровна Пичугина Елена Александровна. Работа №273329
Дата публикации:
03.06.2021
Автор:
Будяк Елена Валерьевна Грудинина Надежда Петровна Пичугина Елена Александровна
Описание:
Автор: Будяк Елена Валерьевна Грудинина Надежда Петровна Пичугина Елена Александровна
В статье дается понятие межпредметные связи. Описывается значение установления межпредметных связей в образовательном процессе и раскрывается суть их функций.
Е.В. Будяк, Н.П. Грудинина, Е.А. Пичугина
БПК ФГБОУ ВО БрГУ
Роль межпредметных связей в образовательном процессе
Ключевые слова: межпредметные связи, образовательный процесс, система знаний
В статье дается понятие межпредметные связи. Описывается значение установления межпредметных связей в образовательном процессе и раскрывается суть их функций.
E.V Budyak, N.P. Grudinina, E.A. Pichugina
Bratsk State University Pedagogical College, Bratsk
Role of inter – subject links in educational process
Key words: inter - subject links, educational process, system of knowledge
The concept of an inter – subject links is discussed in the article. The authors pay attention to the inter – subject links in the educational process and describe their functions.
Одним из направлений деятельности колледжа является обеспечение приобретения студентами знаний, умений и практических навыков, подготовка обучающихся к профессиональной деятельности. И это не возможно без изучения базовых дисциплин и дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла.
Однако преподавание этих дисциплин в колледже невозможно реализовать так же, как общеобразовательные предметы в школе, поскольку в колледже преподаватель сталкивается с рядом трудностей: в одной группе студенты с разным уровнем базовой подготовки, сжатые сроки реализации учебных программ, низкая мотивация со стороны студентов к общеобразовательным дисциплинам при повышенном интересе к профессиональным.
Одну из важных ролей в повышении теоретической и практической подготовки обучающихся играет установление межпредметных связей.
В наши дни является актуальным владение обучающимися обобщенными умениями. И это делает процесс образования более комплексным. Межпредметные связи являются одним из способов систематизации полученных знаний и формирования теоретического интегративного мышления. Также происходит развитие творческих способностей обучающихся, что положительно влияет на качество знаний и создает благоприятные условия для формирования у обучающихся естественно-научной картины мира. В результате того, что во время обучения студент изучает разные учебные дисциплины, у него формируется единая система предметных знаний, которая может быть применима в разных областях. Это способствует более углубленному изучению предметов на разнообразных фактологических материалах, с акцентом на различные особенности, которые не рассматриваются в рамках одной учебной дисциплины. Поэтому можно говорить о межпредметных связях как способе активизации познавательной деятельности обучающихся.
Являясь педагогическим способом улучшения результатов образовательного процесса; одним из методов увеличения продуктивности обучения; стимулом развития учебной любознательности обучающихся; составной частью содержания образования, педагогическим синонимом межнаучных связей, межпредметные связи помогают включить знания по отдельным дисциплинам в единую систему знаний о мире и соблюсти принцип единства и целостности всего учебно-воспитательного процесса.
Поэтому содержание общеобразовательных дисциплин и каждая учебная тема дисциплины, выбранная в качестве базовой для внутреннего анализа, сопоставляется с одним или несколькими вопросами другого учебного предмета. Соответственно любой предмет изучается в тесном взаимодействии с другими общеобразовательными и профессиональными дисциплинами. Поэтому можно говорить о существовании диалектической связи между предметами базовых дисциплин и дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла, предметами общепрофессионального цикла и профессиональных модулей, что создает основу для целостного видения и комплексного подхода к решению задач, связанных с реальной действительностью и будущей профессией.
Межпредметные связи обладают образовательной, развивающей, воспитательной и конструктивной функциями. Образовательная заключается в том, что с помощью межпредметных связей у обучающихся формируется системность, глубина, осознанность тех или иных понятий. Это может стать одним из методов запоминания терминов и облегчит процесс осознания связей между ними.
Суть развивающей функции заключается в формировании единого и креативного мышления обучающихся, в развитии их учебной активности, автономии и повышении мотивации к образовательной деятельности. С помощью межпредметных связей можно избежать бездействия в процессе обучения со стороны студентов и расширить знания обучающихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей проявляется в поддержке всех направлений воспитания обучающихся в образовательном процессе. Целостный подход к воспитанию осуществляется за счет обращения обучающегося к ранее полученным знаниям.
Суть конструктивной функции межпредметных связей заключается в том, что преподаватель улучшает содержание учебной дисциплины, способы организации образовательного процесса. Преподаватель может планировать совокупные формы учебной и внеклассной работы, которые подразумевают наличие сведений по определенным дисциплинам и программам, соприкасающихся дисциплин.
Каждый из предметов базовых дисциплин и дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла вырабатывает личностные качества обучающихся и различные способы познания жизни через культурное самоопределение студентов, присоединение к национально-культурным ценностям. Формирует коммуникативные качества через умелое и правильное использование речи в различных жизненных ситуациях; развивает познавательные потребности через формирование навыков воспринимать, анализировать, оценивать и перерабатывать новую информацию.
Можно увидеть связь литературы и русского языка в общем объекте изучения – словесности, русского языка и английского в общих грамматических категориях и понятиях. Связь литературы и истории объясняется отражением в произведениях литературы конкретных особенностей исторической эпохи. На примере литературных героев обучающиеся знакомятся с темами по обществознанию. Английский язык с географией и историей связаны посредствам обращения к страноведческим знаниям. Английский язык и литература взаимодействуют в сравнительно-сопоставительном анализе текстов. Основным языком информатике и программирования является английский язык. Методы математики используются информатикой для обработки, использования и передачи информации. Математикой и физикой используются общие методы и подходы к анализу, решению и оформлению задач.
Таким образом, базовые дисциплины и дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла не должны быть оторваны друг от друга, что обуславливает необходимость расширения использования межпредметных связей при организации процесса обучения и воспитания. Это приводит к наличию у обучающихся социальных навыков и практических умений, которые обеспечат социальную адаптацию в условиях меняющегося мира, и социальной мобильности, благодаря которой студенты будут приспособлены к возможной быстрой смене социальных и экономических ролей, возможности активного и креативного участия в жизни общества.
Литература:
Башмакова Н.И. Выступление на методобъединении [Текст] / Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://infourok.ru/vistuplenie-na-metodobedinenii-ispolzovanie-mezhpredmetnih-svyazey-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-1192684.html (дата обращения: 07.02.20210)
История русской и зарубежной литературы в школьном изучении [Электронный ресурс]. - Отличие интегрированного урока от урока с использованием межпредметных связей. – Режим доступа http://historylib.net/otlichie-integrirovannogo-uroka-ot-uroka-s-ispolzovaniem-mezhpredmetnyx-svyazej/ (дата обращения: 07.02.2021)
Радченко С.В. Интеграция и межпредметные связи [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://infourok.ru/integraciya-i-mezhpredmetnie-svyazi-1095892.html (дата обращения: 07.02.2021)
Скачать работу
БПК ФГБОУ ВО БрГУ
Роль межпредметных связей в образовательном процессе
Ключевые слова: межпредметные связи, образовательный процесс, система знаний
В статье дается понятие межпредметные связи. Описывается значение установления межпредметных связей в образовательном процессе и раскрывается суть их функций.
E.V Budyak, N.P. Grudinina, E.A. Pichugina
Bratsk State University Pedagogical College, Bratsk
Role of inter – subject links in educational process
Key words: inter - subject links, educational process, system of knowledge
The concept of an inter – subject links is discussed in the article. The authors pay attention to the inter – subject links in the educational process and describe their functions.
Одним из направлений деятельности колледжа является обеспечение приобретения студентами знаний, умений и практических навыков, подготовка обучающихся к профессиональной деятельности. И это не возможно без изучения базовых дисциплин и дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла.
Однако преподавание этих дисциплин в колледже невозможно реализовать так же, как общеобразовательные предметы в школе, поскольку в колледже преподаватель сталкивается с рядом трудностей: в одной группе студенты с разным уровнем базовой подготовки, сжатые сроки реализации учебных программ, низкая мотивация со стороны студентов к общеобразовательным дисциплинам при повышенном интересе к профессиональным.
Одну из важных ролей в повышении теоретической и практической подготовки обучающихся играет установление межпредметных связей.
В наши дни является актуальным владение обучающимися обобщенными умениями. И это делает процесс образования более комплексным. Межпредметные связи являются одним из способов систематизации полученных знаний и формирования теоретического интегративного мышления. Также происходит развитие творческих способностей обучающихся, что положительно влияет на качество знаний и создает благоприятные условия для формирования у обучающихся естественно-научной картины мира. В результате того, что во время обучения студент изучает разные учебные дисциплины, у него формируется единая система предметных знаний, которая может быть применима в разных областях. Это способствует более углубленному изучению предметов на разнообразных фактологических материалах, с акцентом на различные особенности, которые не рассматриваются в рамках одной учебной дисциплины. Поэтому можно говорить о межпредметных связях как способе активизации познавательной деятельности обучающихся.
Являясь педагогическим способом улучшения результатов образовательного процесса; одним из методов увеличения продуктивности обучения; стимулом развития учебной любознательности обучающихся; составной частью содержания образования, педагогическим синонимом межнаучных связей, межпредметные связи помогают включить знания по отдельным дисциплинам в единую систему знаний о мире и соблюсти принцип единства и целостности всего учебно-воспитательного процесса.
Поэтому содержание общеобразовательных дисциплин и каждая учебная тема дисциплины, выбранная в качестве базовой для внутреннего анализа, сопоставляется с одним или несколькими вопросами другого учебного предмета. Соответственно любой предмет изучается в тесном взаимодействии с другими общеобразовательными и профессиональными дисциплинами. Поэтому можно говорить о существовании диалектической связи между предметами базовых дисциплин и дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла, предметами общепрофессионального цикла и профессиональных модулей, что создает основу для целостного видения и комплексного подхода к решению задач, связанных с реальной действительностью и будущей профессией.
Межпредметные связи обладают образовательной, развивающей, воспитательной и конструктивной функциями. Образовательная заключается в том, что с помощью межпредметных связей у обучающихся формируется системность, глубина, осознанность тех или иных понятий. Это может стать одним из методов запоминания терминов и облегчит процесс осознания связей между ними.
Суть развивающей функции заключается в формировании единого и креативного мышления обучающихся, в развитии их учебной активности, автономии и повышении мотивации к образовательной деятельности. С помощью межпредметных связей можно избежать бездействия в процессе обучения со стороны студентов и расширить знания обучающихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей проявляется в поддержке всех направлений воспитания обучающихся в образовательном процессе. Целостный подход к воспитанию осуществляется за счет обращения обучающегося к ранее полученным знаниям.
Суть конструктивной функции межпредметных связей заключается в том, что преподаватель улучшает содержание учебной дисциплины, способы организации образовательного процесса. Преподаватель может планировать совокупные формы учебной и внеклассной работы, которые подразумевают наличие сведений по определенным дисциплинам и программам, соприкасающихся дисциплин.
Каждый из предметов базовых дисциплин и дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла вырабатывает личностные качества обучающихся и различные способы познания жизни через культурное самоопределение студентов, присоединение к национально-культурным ценностям. Формирует коммуникативные качества через умелое и правильное использование речи в различных жизненных ситуациях; развивает познавательные потребности через формирование навыков воспринимать, анализировать, оценивать и перерабатывать новую информацию.
Можно увидеть связь литературы и русского языка в общем объекте изучения – словесности, русского языка и английского в общих грамматических категориях и понятиях. Связь литературы и истории объясняется отражением в произведениях литературы конкретных особенностей исторической эпохи. На примере литературных героев обучающиеся знакомятся с темами по обществознанию. Английский язык с географией и историей связаны посредствам обращения к страноведческим знаниям. Английский язык и литература взаимодействуют в сравнительно-сопоставительном анализе текстов. Основным языком информатике и программирования является английский язык. Методы математики используются информатикой для обработки, использования и передачи информации. Математикой и физикой используются общие методы и подходы к анализу, решению и оформлению задач.
Таким образом, базовые дисциплины и дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла не должны быть оторваны друг от друга, что обуславливает необходимость расширения использования межпредметных связей при организации процесса обучения и воспитания. Это приводит к наличию у обучающихся социальных навыков и практических умений, которые обеспечат социальную адаптацию в условиях меняющегося мира, и социальной мобильности, благодаря которой студенты будут приспособлены к возможной быстрой смене социальных и экономических ролей, возможности активного и креативного участия в жизни общества.
Литература:
Башмакова Н.И. Выступление на методобъединении [Текст] / Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://infourok.ru/vistuplenie-na-metodobedinenii-ispolzovanie-mezhpredmetnih-svyazey-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-1192684.html (дата обращения: 07.02.20210)
История русской и зарубежной литературы в школьном изучении [Электронный ресурс]. - Отличие интегрированного урока от урока с использованием межпредметных связей. – Режим доступа http://historylib.net/otlichie-integrirovannogo-uroka-ot-uroka-s-ispolzovaniem-mezhpredmetnyx-svyazej/ (дата обращения: 07.02.2021)
Радченко С.В. Интеграция и межпредметные связи [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://infourok.ru/integraciya-i-mezhpredmetnie-svyazi-1095892.html (дата обращения: 07.02.2021)