Название статьи:
Роль мелкой моторики в развитии речи детей с тяжелыми нарушениями речи | Селезнёва Анастасия Александровна. Работа №342252
Дата публикации:
05.09.2024
Автор:
Селезнёва Анастасия Александровна
Описание:
Аннотация. В статье рассматривается роль развития мелкой моторики в коррекции тяжелых нарушений речи у детей дошкольного возраста. Описаны основные методики и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые способствуют улучшению речевых навыков. Приведены примеры коррекционных занятий, в которых уделяется внимание работе с мелкими предметами, рисованию, лепке и другим видам деятельности, направленным на стимуляцию речевых центров через развитие мелкой моторики.
Ключевые слова: мелкая моторика, развитие речи, тяжелые нарушения речи, дошкольники, коррекционные занятия.
РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Селезнёва Анастасия Александровна, воспитатель
МДОУ "Детский сад №74" г. Ярославль
Аннотация. В статье рассматривается роль развития мелкой моторики в коррекции тяжелых нарушений речи у детей дошкольного возраста. Описаны основные методики и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые способствуют улучшению речевых навыков. Приведены примеры коррекционных занятий, в которых уделяется внимание работе с мелкими предметами, рисованию, лепке и другим видам деятельности, направленным на стимуляцию речевых центров через развитие мелкой моторики.
Ключевые слова: мелкая моторика, развитие речи, тяжелые нарушения речи, дошкольники, коррекционные занятия.
Развитие мелкой моторики играет важную роль в коррекции речевых нарушений у детей, особенно в случаях тяжелых речевых нарушений. Мелкая моторика, связанная с координацией мелких мышц кистей и пальцев рук, оказывает значительное влияние на развитие речевых центров мозга. Взаимосвязь между развитием двигательных навыков рук и речевыми функциями была установлена многими исследованиями, и она активно используется в практике коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Одной из основных причин, по которой развитие мелкой моторики способствует улучшению речи, является анатомическая и функциональная близость зон головного мозга, ответственных за движение рук и речь. Стимулируя развитие мелкой моторики, можно активировать работу речевых центров, что в свою очередь способствует развитию речи у детей. Развитие тонкой моторики помогает детям не только улучшить координацию движений рук, но и развить артикуляционные навыки, необходимые для правильного произношения звуков и слов.
Одним из эффективных методов развития мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи является использование пальчиковых игр. Эти игры включают в себя различные упражнения, направленные на улучшение подвижности пальцев и кистей рук. Например, игры с использованием мелких предметов, таких как бусины, пуговицы или крупы, помогают развивать точность движений и координацию, что позитивно сказывается на речевых навыках. Дети могут нанизывать бусины на нитку, складывать мозаики, перебирать мелкие предметы пальцами, что стимулирует развитие не только моторики, но и концентрации внимания.
Рисование и лепка также играют важную роль в развитии мелкой моторики и речи. Работа с пластилином, глиной или тестом требует активного использования пальцев и кистей, что способствует развитию мускулатуры рук и пальцев, а также координации движений. Эти виды деятельности стимулируют работу мозга, развивают творческое мышление и способствуют формированию артикуляционных навыков. Например, в процессе лепки дети могут обсуждать, что они создают, называть предметы и описывать их, что помогает им активнее использовать речь и улучшать свои речевые навыки.
Использование игр с мелкими предметами, таких как мозаика, пазлы и конструкторы, также является эффективным методом для развития мелкой моторики и речи. Эти игры помогают детям развивать пространственное мышление, координацию движений и внимание. В процессе игры дети могут учиться описывать свои действия, называть части мозаики или конструктора, что способствует развитию словарного запаса и улучшению грамматических навыков.
Кроме того, важным аспектом является сочетание развития мелкой моторики с дыхательной гимнастикой и артикуляционными упражнениями. В коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи эти упражнения помогают укреплять мышцы, участвующие в речевой деятельности, улучшать координацию дыхания и речи, а также развивать правильное произношение звуков. Например, упражнения надувание шариков, свистки, игры с перышками и воздушными шариками помогают детям научиться контролировать силу выдоха, что важно для четкой и внятной речи.
На основании проведенной работы можно предположить, что развитие мелкой моторики является важным компонентом в коррекции тяжелых нарушений речи у детей. Использование различных методов и упражнений, направленных на улучшение координации движений пальцев и кистей, способствует активизации речевых центров мозга, что ведет к улучшению речевых навыков. Комбинирование упражнений на мелкую моторику с речевыми практиками и дыхательной гимнастикой позволяет достигать значительных результатов в коррекционной работе с детьми, обеспечивая им лучшие возможности для полноценного речевого развития.
Список литературы
Вавилова, А. В., Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 495-497.
Катаева, Д. М. Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Д. М. Катаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 181-183.
Мельникова Н. С. Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями // Актуальные исследования. 2021. №5 (32). С. 92-94.
Скачать работу
Селезнёва Анастасия Александровна, воспитатель
МДОУ "Детский сад №74" г. Ярославль
Аннотация. В статье рассматривается роль развития мелкой моторики в коррекции тяжелых нарушений речи у детей дошкольного возраста. Описаны основные методики и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые способствуют улучшению речевых навыков. Приведены примеры коррекционных занятий, в которых уделяется внимание работе с мелкими предметами, рисованию, лепке и другим видам деятельности, направленным на стимуляцию речевых центров через развитие мелкой моторики.
Ключевые слова: мелкая моторика, развитие речи, тяжелые нарушения речи, дошкольники, коррекционные занятия.
Развитие мелкой моторики играет важную роль в коррекции речевых нарушений у детей, особенно в случаях тяжелых речевых нарушений. Мелкая моторика, связанная с координацией мелких мышц кистей и пальцев рук, оказывает значительное влияние на развитие речевых центров мозга. Взаимосвязь между развитием двигательных навыков рук и речевыми функциями была установлена многими исследованиями, и она активно используется в практике коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Одной из основных причин, по которой развитие мелкой моторики способствует улучшению речи, является анатомическая и функциональная близость зон головного мозга, ответственных за движение рук и речь. Стимулируя развитие мелкой моторики, можно активировать работу речевых центров, что в свою очередь способствует развитию речи у детей. Развитие тонкой моторики помогает детям не только улучшить координацию движений рук, но и развить артикуляционные навыки, необходимые для правильного произношения звуков и слов.
Одним из эффективных методов развития мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи является использование пальчиковых игр. Эти игры включают в себя различные упражнения, направленные на улучшение подвижности пальцев и кистей рук. Например, игры с использованием мелких предметов, таких как бусины, пуговицы или крупы, помогают развивать точность движений и координацию, что позитивно сказывается на речевых навыках. Дети могут нанизывать бусины на нитку, складывать мозаики, перебирать мелкие предметы пальцами, что стимулирует развитие не только моторики, но и концентрации внимания.
Рисование и лепка также играют важную роль в развитии мелкой моторики и речи. Работа с пластилином, глиной или тестом требует активного использования пальцев и кистей, что способствует развитию мускулатуры рук и пальцев, а также координации движений. Эти виды деятельности стимулируют работу мозга, развивают творческое мышление и способствуют формированию артикуляционных навыков. Например, в процессе лепки дети могут обсуждать, что они создают, называть предметы и описывать их, что помогает им активнее использовать речь и улучшать свои речевые навыки.
Использование игр с мелкими предметами, таких как мозаика, пазлы и конструкторы, также является эффективным методом для развития мелкой моторики и речи. Эти игры помогают детям развивать пространственное мышление, координацию движений и внимание. В процессе игры дети могут учиться описывать свои действия, называть части мозаики или конструктора, что способствует развитию словарного запаса и улучшению грамматических навыков.
Кроме того, важным аспектом является сочетание развития мелкой моторики с дыхательной гимнастикой и артикуляционными упражнениями. В коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи эти упражнения помогают укреплять мышцы, участвующие в речевой деятельности, улучшать координацию дыхания и речи, а также развивать правильное произношение звуков. Например, упражнения надувание шариков, свистки, игры с перышками и воздушными шариками помогают детям научиться контролировать силу выдоха, что важно для четкой и внятной речи.
На основании проведенной работы можно предположить, что развитие мелкой моторики является важным компонентом в коррекции тяжелых нарушений речи у детей. Использование различных методов и упражнений, направленных на улучшение координации движений пальцев и кистей, способствует активизации речевых центров мозга, что ведет к улучшению речевых навыков. Комбинирование упражнений на мелкую моторику с речевыми практиками и дыхательной гимнастикой позволяет достигать значительных результатов в коррекционной работе с детьми, обеспечивая им лучшие возможности для полноценного речевого развития.
Список литературы
Вавилова, А. В., Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 495-497.
Катаева, Д. М. Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Д. М. Катаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 181-183.
Мельникова Н. С. Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями // Актуальные исследования. 2021. №5 (32). С. 92-94.