Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль мнемотехники в развитии памяти и формировании универсальных учебных действий обучающихся начальных классов | Шаповалова Татьяна Григорьевна. Работа №347120

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль мнемотехники в развитии памяти и формировании универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся начальных классов. Описаны методы использования мнемотехники на уроках, её влияние на когнитивное развитие детей, а также примеры успешных практик внедрения мнемотехнических приёмов в образовательный процесс.

Ключевые слова: мнемотехника, память, универсальные учебные действия, начальные классы, когнитивное развитие, методы обучения.

РОЛЬ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ И ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

Шаповалова Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов

ГБОУ "Малиновский учебно-воспитательный комплекс "Школа - дошкольное образовательное учреждение Володарского муниципального округа" ДНР

 

Аннотация. В статье рассматривается роль мнемотехники в развитии памяти и формировании универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся начальных классов. Описаны методы использования мнемотехники на уроках, её влияние на когнитивное развитие детей, а также примеры успешных практик внедрения мнемотехнических приёмов в образовательный процесс.

Ключевые слова: мнемотехника, память, универсальные учебные действия, начальные классы, когнитивное развитие, методы обучения.

 

Мнемотехника представляет собой совокупность методов и приёмов, направленных на облегчение запоминания и воспроизведения информации. В условиях начальной школы, когда обучающиеся только начинают осваивать учебные дисциплины, мнемотехника может стать мощным инструментом для развития памяти и формирования универсальных учебных действий (УУД), таких как анализ, синтез, планирование, самооценка и рефлексия.

Мнемонические приёмы помогают младшим школьникам запоминать сложную информацию за счёт её ассоциативного связывания с образами, схемами или символами. Например, для запоминания порядка цветов радуги дети могут использовать мнемоническую фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», где первые буквы каждого слова соответствуют первым буквам цветов радуги. Этот метод не только упрощает процесс запоминания, но и развивает способность школьников структурировать информацию и искать взаимосвязи между понятиями.

Одной из ключевых задач начальной школы является формирование у младших школьников универсальных учебных действий, которые необходимы для успешного обучения и саморазвития. Использование мнемотехники способствует развитию таких УУД, как анализ, планирование и контроль. Например, при помощи мнемотехнических приёмов учащиеся могут научиться выделять ключевую информацию в тексте, планировать выполнение заданий и проверять себя на всех этапах работы. Мнемотехника помогает развить способность детей к организации своей учебной деятельности и самоконтролю.

Мнемонические приёмы также оказывают положительное влияние на когнитивное развитие младших школьников. Они стимулируют работу памяти, активизируют процессы мышления и помогают детям справляться с задачами, требующими длительного запоминания. Например, использование мнемотаблиц, в которых изображены ассоциативные рисунки, помогает детям быстрее усваивать и воспроизводить материал. Это особенно полезно при изучении иностранных слов или запоминании сложных правил и формул в математике и грамматике.

Эффективность мнемотехники во многом зависит от того, насколько разнообразны и интересны методы её применения. Учителю важно предложить учащимся различные мнемонические игры и упражнения, которые помогут сделать процесс обучения более увлекательным. Например, для запоминания последовательности событий в историческом рассказе можно предложить детям придумать ассоциативные образы или краткие истории, что не только упростит запоминание, но и разовьёт творческое мышление.

Одним из успешных методов внедрения мнемотехники является создание мнемотаблиц и схем, которые дети могут использовать для запоминания сложных тем. Например, при изучении таблицы умножения можно предложить детям визуализировать числа в виде картинок, что позволит им быстрее освоить материал. Такие методы помогают не только развивать память, но и делают процесс обучения более наглядным и доступным для детей с разными стилями восприятия информации.

Также мнемотехника может быть использована для развития коммуникативных навыков и взаимодействия между учениками. Групповые игры, в которых школьники учатся вместе использовать мнемонические приёмы для запоминания материала, помогают не только улучшить память, но и развивают навыки работы в команде. Например, можно организовать игру, в которой каждый участник добавляет одно слово к мнемонической цепочке, таким образом все дети участвуют в создании общей системы запоминания.

В заключение можно отметить, что мнемотехника играет важную роль в развитии памяти и формировании универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов. Её использование способствует не только улучшению запоминания, но и развитию таких важных навыков, как анализ, планирование и самоконтроль. Интеграция мнемонических методов в учебный процесс помогает сделать обучение более интересным и эффективным, что способствует всестороннему развитию младших школьников.

 

Список литературы

Булычева, М. Н. Роль мнемотехники в развитии познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы / М. Н. Булычева. —

Текст:

непосредственный // Педагогическое

мастерство:

материалы LII

Междунар

. науч.

конф

. (г. Казань, июнь 2023 г.). —

Казань:

Молодой ученый, 2023. — С. 18-22.

Малинкина

, А. В. Формирование

мнемических

приемов запоминания у учащихся начальных классов / А. В.

Малинкина

. —

Текст:

непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 470-471.

Старокожева

Е. В. Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Инновационные направления исследований в сфере социально-гуманитарных наук: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2023г.

Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 46-49.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×