Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

РОЛЬ МУЗЕЕВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ | Ефимова Вера Николаевна. Работа №297784

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ефимова Вера Николаевна
       В статье рассмотрено формирование  младших школьников средствами экскурсионно-краеведческой деятельности. Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных моральноэтических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы, гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом.

РОЛЬ МУЗЕЕВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Экологическая проблематика должна стать неотъемлемой частью общего образования и культуры, направленной на формирование у людей сопричастности ко всему происходящему вокруг.

Главные задачи экологического образования – формирование взглядов и убеждений, способствующих ответственному отношению к природе, переход от простой подачи знаний, умений и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, учиться предвидеть возможные последствия предпринимаемых действий.

Важную роль в процессе формирования экологического сознания, экологической культуры населения занимают естественнонаучные музеи (зоологические музеи, ботанические сады, заповедники и так далее). Они создают определенную социокультурную развивающую среду; дают возможность через мир предметов познакомиться с постоянно меняющейся окружающей средой, с результатом антропогенного воздействия на природу; помогают получить набор необходимых комплексных, реальных знаний и представлений о животном и растительном мирах, природных ландшафтах .

Андерсен К. (1989) считает, что привитие экологической культуры музейными средствами подразумевает воспитание новой этики, ценностных ориентаций, выработку новых стереотипов поведения общества и каждого отдельного человека в отношениях с различными природными объектами и сообществами. Образовательная среда естественнонаучного музея создает благоприятные условия для развития творческой активности личности, способствует воспитанию гуманизма, формированию представлений о нравственно-этических нормах поведения в обществе и природе.  

Как справедливо указывают многие педагоги-экологи (Венгерова Э.В., Иксанова И.В., Гвоздева О.А., Клюкина А.И. и др.), знания, полученные в музее, гораздо лучше усваиваются и надолго запоминаются детьми. Специфика работы музея дает возможность объединить в единое целое информацию по биологии, экологии, истории родного края, географии, рассмотреть с исторической точки зрения особенности местной фауны. Благодаря этому синтезу, раскрываются связи между развитием живой природы и человеческого общества, дети осознают необходимость охраны уникальных природных ландшафтов, мест обитания животных .

Музеи природы предоставляют возможности для оптимального сочетания научного изложения материала с предельной наглядностью музейных экспонатов, выступают в роли посредников между биологической наукой и ребенком, устанавливая контакты особого рода, которые в большинстве случаев невозможны в других условиях, что также открывает огромные возможности в области экологического воспитания.

Посещение музея позволяет  показать ученику всё многообразие живого мира, а при изучении сложных теоретических вопросов конкретизировать их наглядными примерами, демонстрацией опытов, проведением сложных и интересных лабораторных работ.

Одним из главных центров экологического воспитания в условиях города выступает именно музей. Музей, с накопленным в них уникальным материалом, представляет собой огромный ресурс для любого учителя. Кроме проведения обзорных или тематических экскурсий, на базе музеев возможно посещение различных фестивалей и конференций, участие в выставках и конкурсах и так далее.

Таким образом, музей играет большую роль в формировании личности учащегося, способствует привлечению его внимания к проблемам охраны природы, помогает ощутить красоту и гармонию природу, раскрыть ее роль как источника творчества и вдохновения.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×