Роль музыкально-игровой деятельности в развитии коммуникативных способностей детей | Мошникова Елена Валентиновна. Работа №261939
Автор: Мошникова Елена Валентиновна
В старшем дошкольном возрасте игра не перестает быть основным видом деятельности, но ее разнообразие и интеграция с другими видами деятельности делает игры привлекательней, а сюжеты разнообразнее, что дает детям среду для развития своих творческих и коммуникативных способностей.
Роль музыкально-игровой деятельности в развитии коммуникативных способностей детей
Проект ФГОС подразумевает развитие детей в четырех образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития. Дети должны приобрести опыт в различных видах деятельности в их перечень входит как игровая, так и музыкальная деятельность. В старшем дошкольном возрасте игра не перестает быть основным видом деятельности, но ее разнообразие и интеграция с другими видами деятельности делает игры привлекательней, а сюжеты разнообразнее, что дает детям среду для развития своих творческих и коммуникативных способностей.
Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику на развитие каждого ребенка как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности, а так же к тому, чтобы он мог легко вступать в контакт со сверстниками и другими людьми. Педагогика и психология накопили значительный опыт исследования творчества(И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, Л.Н. Столович и др.). Идеи практической психологии и диагностики творчества изложены в работах Л.С. Выготского, P.M. Грановской, Ю.С. Крижанской, Т.Д. Марцинковской, Б.М. Теплова, Дж. Роджерса.
Для полноценного развития творческих способностей детей в игре, ребенку необходима ориентация ребенка на творческого художественного продукта, что не всегда создается педагогами в условиях современного дошкольного образования.
Чтобы развивать у детей коммуникативные способности в музыкально-игровой деятельности, необходимо создать среду, где дети будут постоянно «общаться» с музыкой. Музыка помогает детям понять настроение героев, их эмоциональное состояние, особенно во время театральной или сюжетно-ролевой игры. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность игр с использованием музыки в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Игровое действие должно помочь дошкольнику в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними, стимулировать детей на активную игровую позицию, создание нового образа, персонажей и сюжета.
Именно организация творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение, творческие продукты детей, варьируемые в разнообразных формах музыкально-игровой деятельности (речевые игры, ритмодекламация, пальчиковые игры, игры со звуком, игры с жестами, игры с ритмом, игры с палочками, игры с инструментами, двигательные игры, коммуникативные игры, элементарный театр, пластическое интонирование, танцевальные миниатюры, элементарные танцы) дают детям полноценное развитие для проявления своего творчества.
Вот некоторые примеры игр, которые совместно с музыкальными приемами будут способствовать развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста:
Пример 1:
Игра: «Угадай-ка»
Цель. Помочь детям старшего дошкольного возраста в игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике.
Игровой материал. Кубик с изображениями на гранях.
Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит несложная, веселая мелодия, дети передают кубик другу. Педагог и дети произносят текст:
Кубик другу отправляем,
Кому кубик попадает,
Ты подумай, не спеши
Спой, сыграй или спляши!
Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол, говорит, кто изображен или что изображено на верхней грани кубика, затем по желанию проводит знакомую игру с детьми, читает стихотворение или исполняет песенку и т. п. Если у ребенка возникают трудности, педагог предлагает детям по желанию выполнить условие игры.
Пример 2:
Игра: «Узнай сказку»(Игра на определение характера музыки)
Цель. Различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа.
Игровой материал. Две квадратные карточки спокойного, зеленого цвета, обозначающие первую и третью части музыки, в которых раскрывается нежный лиричный образ Красной Шапочки. А также один квадрат тревожного, красно-оранжевого цвета обозначающий среднюю часть, характеризующую появление Серого Волка.
Методика приведения. Вспомнив сказку о Красной Шапочке, дети слушают трехчастную пьесу, в которой две части одинаковые, а вторая - контрастная по характеру. Внимательно прослушав пьесу, дети высказывают свое мнение, где музыка рассказывает о Красной шапочке и где - о Сером Волке.
Затем взрослый говорит: «В начале произведения музыка звучит весело - это Красная Шапочка радуется, что идет к бабушке. А за кустом притаился Серый Волк. И музыка зазвучала тревожно, даже страшно. Но скоро музыка изменилась снова. Красная Шапочка рада - вот и бабушкин дом.
Послушайте стихи:
Красная Шапочка песенку поет.
Красная Шапочка к бабушке идет.
А в чаще за кустами Серый Волк сидит,
Щелкает зубами, за девочкой следит.
Красная Шапочка песенку поет.
Красная Шапочка к бабушке идет.
А теперь послушайте музыку еще раз и определите, сколько в ней частей и все ли они разные». После повторного исполнения пьесы, дети выкладывают карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, т. е. менялись музыкальные характеристики сказочных героев.
Музыкальный репертуар. «Красная Шапочка и Серый Волк» И. Арсеев.
Пример 3:
Игра: «Кот и мыши»(Игра на различение динамических оттенков.)
Цель. Совершенствовать умение детей различать динамические оттенки, развивать творческую фантазию, умение выразительно передавать музыкально-игровой образ.
Ход игры: Взрослый читает стихотворение, сопровождая его музыкальными отрывками, исполняемыми в той динамике, которая озвучена стихотворением, дети выполняют действия, согласно тексту и динамике.
Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил. Громко настойчиво кушать просил.
Да чуть потише на печке храпел. Вот вам и все что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой, будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал воими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились: Ой, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!» и врассыпную они понеслись.
Пока кот спал, происходило вот что:
Мыши тихо вышли из норки,Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом чуть потише смеялись над котом, они ему хвост завязили бантом. Василий проснулся и громко чихнул; к стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались, до вечера громко над ним потешались.
Музыкальный репертуар. «Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова.
Вывод: музыка положительно влияет на все сферы развития детей дошкольного возраста. Она не только помогает детям понять многие моменты, связанные с героем, сюжетом и т. п., но помогает настроить детей на положительный лад, дает мотивацию для самостоятельной творческой деятельности детей. Приобщение дошкольников к музыке во время игры - неотъемлемая часть обучения, развития и воспитания будущего поколения.
Литература:
Д.Б.Богоявленская Основные современные концепции творчества и одарённости [книга]. - М.
:
Молодая гвардия, 1997. – 241 с.
Л.Р.Карпушева
Воспитание нравственных качеств дошкольников средствами музыки [конференция] // Теория и практика духовно-нравственного воспитания: к 700-летию Сергия Радонежского /
ed
. Н.Г.Куприна. - Екатеринбург
:
Урал
.г
ос.пед.ун-т
, 2013. -
p
. 223.
Л.С.Выготский
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.
–В
опросы психологии [журнал]. - М.
:
2005. - № 6.