Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль музыкально-игровой деятельности в развитии коммуникативных способностей детей | Мошникова Елена Валентиновна. Работа №261939

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Мошникова Елена Валентиновна
В старшем дошкольном возрасте игра не перестает быть основным видом деятельности, но ее разнообразие и интеграция с другими видами деятельности делает игры привлекательней, а сюжеты разнообразнее, что дает детям среду для развития своих творческих и коммуникативных способностей.

Роль музыкально-игровой деятельности в развитии коммуникативных способностей детей

Проект ФГОС подразумевает развитие детей в четырех образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития. Дети должны приобрести опыт в различных видах деятельности в их перечень входит как игровая, так и музыкальная деятельность. В старшем дошкольном возрасте игра не перестает быть основным видом деятельности, но ее разнообразие и интеграция с другими видами деятельности делает игры привлекательней, а сюжеты разнообразнее, что дает детям среду для развития своих творческих и коммуникативных способностей.

Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику на развитие каждого ребенка как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности, а так же к тому, чтобы он мог легко вступать в контакт со сверстниками и другими людьми. Педагогика и психология накопили значительный опыт исследования творчества(И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, Л.Н. Столович и др.). Идеи практической психологии и диагностики творчества изложены в работах Л.С. Выготского, P.M. Грановской, Ю.С. Крижанской, Т.Д. Марцинковской, Б.М. Теплова, Дж. Роджерса.

Для полноценного развития творческих способностей детей в игре, ребенку необходима ориентация ребенка на творческого художественного продукта, что не всегда создается педагогами в условиях современного дошкольного образования.

Чтобы развивать у детей коммуникативные способности в музыкально-игровой деятельности, необходимо создать среду, где дети будут постоянно «общаться» с музыкой. Музыка помогает детям понять настроение героев, их эмоциональное состояние, особенно во время театральной или сюжетно-ролевой игры. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность игр с использованием музыки в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Игровое действие должно помочь дошкольнику в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними, стимулировать детей на активную игровую позицию, создание нового образа, персонажей и сюжета. 

Именно организация творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение, творческие продукты детей, варьируемые в разнообразных формах музыкально-игровой деятельности (речевые игры, ритмодекламация, пальчиковые игры, игры со звуком, игры с жестами, игры с ритмом, игры с палочками, игры с инструментами, двигательные игры, коммуникативные игры, элементарный театр, пластическое интонирование, танцевальные миниатюры, элементарные танцы) дают детям полноценное развитие для проявления своего творчества.

Вот некоторые примеры игр, которые совместно с музыкальными приемами будут способствовать развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста:

Пример 1:

Игра: «Угадай-ка»

Цель. Помочь детям старшего дошкольного возраста в игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике.

Игровой материал. Кубик с изображениями на гранях.

Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит несложная, веселая мелодия, дети передают кубик другу. Педагог и дети произносят текст:

Кубик другу отправляем,

Кому кубик попадает,

Ты подумай, не спеши

Спой, сыграй или спляши!

Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол, говорит, кто изображен или что изображено на верхней грани кубика, затем по желанию проводит знакомую игру с детьми, читает стихотворение или исполняет песенку и т. п. Если у ребенка возникают трудности, педагог предлагает детям по желанию выполнить условие игры.

Пример 2:

Игра: «Узнай сказку»(Игра  на определение характера музыки)

Цель. Различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа.

Игровой материал. Две квадратные карточки спокойного, зеленого цвета, обозначающие первую и третью части музыки, в которых раскрывается нежный лиричный образ Красной Шапочки. А также один квадрат тревожного, красно-оранжевого цвета обозначающий среднюю часть, характеризующую появление Серого Волка.

Методика приведения. Вспомнив сказку о Красной Шапочке, дети слушают трехчастную пьесу, в которой две части одинаковые, а вторая - контрастная по характеру. Внимательно прослушав пьесу, дети высказывают свое мнение, где музыка рассказывает о Красной шапочке и где - о Сером Волке.

Затем взрослый говорит: «В начале произведения музыка звучит весело - это Красная Шапочка радуется, что идет к бабушке. А за кустом притаился Серый Волк. И музыка зазвучала тревожно, даже страшно. Но скоро музыка изменилась снова. Красная Шапочка рада - вот и бабушкин дом.

Послушайте стихи:

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А в чаще за кустами Серый Волк сидит,

Щелкает зубами, за девочкой следит.

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А теперь послушайте музыку еще раз и определите, сколько в ней частей и все ли они разные». После повторного исполнения пьесы, дети выкладывают карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, т. е. менялись музыкальные характеристики сказочных героев.

Музыкальный репертуар«Красная Шапочка и Серый Волк» И. Арсеев.

Пример 3:

Игра: «Кот и мыши»(Игра на различение динамических оттенков.)

Цель. Совершенствовать умение детей различать динамические оттенки, развивать творческую фантазию, умение выразительно передавать музыкально-игровой образ.

Ход игры:  Взрослый читает стихотворение, сопровождая его музыкальными отрывками, исполняемыми в той динамике, которая озвучена стихотворением, дети выполняют действия, согласно тексту и динамике.

Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.   Громко настойчиво кушать просил.

Да чуть потише на печке храпел.  Вот вам и все что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой, будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал воими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились: Ой, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!» и врассыпную они понеслись.

Пока кот спал, происходило вот что:

Мыши тихо вышли из норки,Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише смеялись над котом, они ему хвост завязили бантом.       Василий проснулся и громко чихнул; к стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались, до вечера громко над ним потешались.

Музыкальный репертуар. «Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова.

Вывод: музыка положительно влияет на все сферы развития детей дошкольного возраста. Она не только помогает детям понять многие моменты, связанные с героем, сюжетом и т. п., но помогает настроить детей на положительный лад, дает мотивацию  для самостоятельной творческой деятельности детей. Приобщение дошкольников к музыке во время игры - неотъемлемая часть обучения, развития и воспитания будущего поколения.

Литература:

Д.Б.Богоявленская Основные современные концепции творчества и одарённости [книга]. - М.

 :

Молодая гвардия, 1997. – 241 с.

Л.Р.Карпушева

Воспитание нравственных качеств дошкольников средствами музыки [конференция] // Теория и практика духовно-нравственного воспитания: к 700-летию Сергия Радонежского /

ed

. Н.Г.Куприна. - Екатеринбург

 :

Урал

ос.пед.ун-т

, 2013. -

p

. 223.

Л.С.Выготский

Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.

–В

опросы психологии [журнал]. - М.

 :

 2005. - № 6.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×