Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль музыкальных игр в развитии сенсорных и моторных навыков детей | Нечаева Нина Ивановна. Работа №342719

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает роль музыкальных игр в развитии сенсорных и моторных навыков у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость музыкальных упражнений для формирования координации движений, пространственного восприятия и сенсорной чувствительности. Исследуется влияние музыкальных игр на развитие психомоторики и их место в образовательной практике дошкольных учреждений.

Ключевые слова: музыкальные игры, сенсорные навыки, моторные навыки, дошкольники, психомоторное развитие.

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ СЕНСОРНЫХ И МОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ

 

Нечаева Нина Ивановна, музыкальный руководитель

МКОУ Шелеховская СОШ/Детский сад "Теремок"

 

Аннотация. Статья рассматривает роль музыкальных игр в развитии сенсорных и моторных навыков у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость музыкальных упражнений для формирования координации движений, пространственного восприятия и сенсорной чувствительности. Исследуется влияние музыкальных игр на развитие психомоторики и их место в образовательной практике дошкольных учреждений.

Ключевые слова: музыкальные игры, сенсорные навыки, моторные навыки, дошкольники, психомоторное развитие.

 

Музыкальные игры занимают особое место в образовательном процессе дошкольных учреждений. Эти игры не только развлекают детей, но и способствуют их сенсорному и моторному развитию. Взаимодействие с музыкальными инструментами, а также движения под музыку стимулируют координацию, чувство ритма и способность к точным физическим действиям. Музыкальные игры, таким образом, становятся важным элементом формирования психомоторных навыков, оказывая положительное влияние на общее развитие ребенка.

Сенсорное развитие является основой познавательной активности дошкольников. Музыкальные игры помогают детям лучше воспринимать и различать звуки, ритмы и мелодии, что способствует улучшению слуховой сенсорики. Музыкальные упражнения, связанные с определением высоты звука, тембра и темпа, развивают способность детей к различению звуковых характеристик. Это, в свою очередь, способствует более эффективному восприятию окружающей действительности и улучшает внимание и концентрацию.

Сенсорное развитие через музыку также включает стимуляцию тактильных ощущений. Дети, взаимодействуя с музыкальными инструментами или участвуя в музыкальных играх, получают тактильную обратную связь, что развивает их способность воспринимать текстуры, вибрации и физические свойства предметов. Таким образом, музыкальные игры позволяют детям гармонично развивать не только слуховую сенсорику, но и тактильные ощущения, что важно для их общего психомоторного развития.

Моторное развитие у детей дошкольного возраста является важнейшим аспектом их общего физического и когнитивного развития. Оно включает в себя формирование как крупной, так и мелкой моторики, каждая из которых играет определенную роль в повседневной жизни ребенка. Музыкальные игры в значительной степени способствуют совершенствованию этих навыков.

Крупная моторика отвечает за координацию крупных групп мышц и включает такие действия, как бег, прыжки, вращательные движения и балансировка. В контексте музыкальных игр крупная моторика активно задействуется, когда дети двигаются в такт музыке, выполняют ритмичные шаги, прыжки или танцевальные движения. Эти действия помогают развивать координацию, выносливость и физическую силу. Например, игры, в которых дети выполняют танцевальные движения под музыкальное сопровождение, способствуют совершенствованию их способностей координировать свои действия в пространстве и времени, поддерживая ритм и правильное направление движений.

Музыкальные игры также помогают детям учиться контролировать и изменять свои движения в зависимости от ритма и темпа музыки. Это требует не только физической гибкости, но и умения быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, что развивает способность к саморегуляции. Движения под музыку улучшают баланс и координацию движений, что особенно важно для детей дошкольного возраста, когда их двигательные навыки только начинают формироваться.

Мелкая моторика связана с координацией более мелких мышц, особенно в руках и пальцах, и оказывает влияние на такие задачи, как письмо, рисование и манипуляция мелкими объектами. Музыкальные игры, включающие использование музыкальных инструментов, таких как треугольники, барабаны, маракасы или ксилофоны, играют важную роль в развитии мелкой моторики. Чтобы играть на этих инструментах, дети должны учиться контролировать свои руки и пальцы с высокой точностью, что стимулирует развитие мышечной памяти и способствует улучшению координации. В процессе игры дети учатся контролировать силу, с которой они ударяют по инструментам, а также точность движений, что помогает им развивать точную моторику рук и пальцев.

Музыкальные игры, направленные на развитие моторных навыков, также могут включать упражнения на координацию движений обеих рук, что особенно полезно для подготовки к письму. Эти игры развивают взаимосвязь между зрением и движением, что помогает детям ориентироваться в пространстве и выполнять точные действия. Таким образом, музыкальные занятия способствуют развитию у дошкольников не только двигательных способностей, но и их когнитивных навыков, таких как планирование действий, внимание и самоконтроль.

Взаимодействие с музыкальными инструментами и движение под музыку развивают не только физические навыки, но и эмоциональные и социальные аспекты. В процессе двигательной активности дети выражают свои эмоции через движения и музыкальные звуки, что помогает им лучше понимать свои ощущения и учиться управлять ими.Музыкальные игры оказывают влияние не только на сенсорику и моторику, но и на психомоторное развитие ребенка. Психомоторика, как способность ребенка управлять своим телом в зависимости от внешних раздражителей, развивается через активное взаимодействие с музыкой. Музыкальные упражнения требуют от детей мгновенной реакции на изменения ритма, темпа или мелодии, что помогает им лучше координировать свои движения и реакции. Это, в свою очередь, укрепляет способность детей адаптироваться к меняющимся условиям и улучшает их общую психофизическую подготовку.

Музыка также играет важную роль в развитии чувства времени и ритма у детей. В процессе музыкальных игр дети учатся синхронизировать свои движения с музыкальным сопровождением, что развивает их способность к планированию действий и управлению собственным телом в заданных временных рамках. Эти навыки полезны не только в музыке, но и в других аспектах жизни ребенка, включая спорт и обучение.

Музыкальные игры оказывают значительное влияние на сенсорное и моторное развитие дошкольников. Они способствуют формированию точности движений, улучшению координации и развитию слуховых и тактильных ощущений. Музыкальные упражнения также стимулируют психомоторное развитие, помогая детям лучше адаптироваться к окружающему миру и управлять своим телом в зависимости от внешних стимулов. Включение музыкальных игр в образовательный процесс дошкольных учреждений является важным элементом, способствующим гармоничному и всестороннему развитию детей.

 

Список литературы

 

1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е. и др.; под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 5-е изд., испр. и доп. М.: Мазаика-Синтез, 2019. 334 с.

2. Лопушкова Т.А., Хазеева И.Н. Использование мультимедиатехнологий на музыкальных занятиях детей младшего школьного возраста // Педагогический опыт: от теории к практике / Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.] / Чебоксары, 2018. С. 298-300.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×