Роль музыкальных занятий в коррекционной группе детского сада | Андраханова Лилия Рафильевна. Работа №338123
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи. Речевые нарушения сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребёнка. Речевая паталогия даёт себя знать при поступлении в школу.
Музыкальные занятия это не просто последовательность упражнений, это каждый раз цельное драматическое действие, в котором все элементы связаны и объединены общим ритмом. Именно музыка, может оказать большую помощь в коррекционной работе.
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушением речи. Речевая патология даёт себя знать при поступлении в школу. Речевые нарушения сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.
Музыкальное занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз цельное драматическое действие, в котором все элементы связаны и объединены общим ритмом. Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь у детей. Помимо задач музыкального воспитания, на музыкальном занятии, решается коррекционные задачи: оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения; укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения. Улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; исправления ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончания слова.
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия на формирование личности человека.
Пением, как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Этот раздел музыкальной деятельности играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, испытывают удовольствие от процесса. Однако у них часто отсутствует культура пения: большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют многими певческими навыками, поют невыразительно. Поэтому такие приемы, как проговаривание текста одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного, позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.
Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
В процессе работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями ффективны упражнения - распевки: пение вокализов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук. Например, мелодию “ре – ми – фа – ми – ре” надо пропеть со звуком а, затем на пол тона выше со звуком о и т.д. Пропевание слогов “ми – мэ – ма – мо – му” на одном звуке, затем, то же самое на последующих звуках. Пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных “ и – а – у ”, “ е – о – а ” и т.д.
Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Восприятие музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, так же развитие волевых черт характера. Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач.
У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развитие внимания и памяти. После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нем, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать большие затруднения, но и предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыкальному произведению. Следует ориентироваться на интерес детей. И если он отсутствует или выражен слабо, особое внимание надо обратить на подбор музыкальных произведений для слушания. Иногда музыкальное произведение (например, «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского) можно прослушать, а потом сыграть на ударно-шумовых музыкальных инструментах, а потом подвигаться в такт музыки. Это также поможет углубить восприятие музыкального произведения.
У детей в речевых группах наблюдаются проблемы с запоминанием названий произведений, фамилий композиторов. В решении этой проблемы помогут следующие рекомендации: объединение ряда музыкальных произведений общим рассказом, например такие произведения, как «Клоуны» Д.Кабалевского, «Медведь танцует под дудочку» А.Н.Александрова, «Чтобы кувыркаться» И.Сау, можно включить в тему «Цирк», как рекомендовано программой «Гармония». К. В. Тарасова, ТВ. Нестеренко, Т.Г. Рубан. Целесообразно посвящение ряда занятий творчеству одного композитора, а через некоторое время организация музыкально – дидактической игры «Узнай и назови произведение
В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используют как средства более глубокого его восприятия и понимания.
Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на детей-логопатов. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Как сказал Л.Генералов: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка». Среди музыкально-ритмических движений занимают основное место: упражнение на освоение основных движений; упражнения на развитие ориентировки в пространстве; общеразвивающие упражнения; упражнения в танцевальных движениях; упражнения для развития мелкой моторики и кисти руки; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство; упражнения, активизирующие внимание.
Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах проводится не только на занятиях музыкой, но и на занятиях ритмикой и танцем. Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.
Список литературы
1.Битова А. Л., Липес Ю. В. «Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития»;
2.Воспитание и обучение. /Учебно-методическое пособие. –М.: «Гном-Пресс», 1999;
3.Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Под ред. Л.И. Беляковой;
4.Методика музыкального воспитания в детском саду. /Под ред. Н.А. Ветлугиной;
5.Справочник логопеда /Поваляева М.А. Издательство: Феникс 2007г;
6.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики».