Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль музыкальных занятий в развитии эмоционального интеллекта детей | Горбунова Татьяна Владимировна. Работа №351150

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Музыкальные занятия — неотъемлемая часть воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, оказывающая значительное влияние на развитие их эмоционального интеллекта. В статье рассматривается роль музыки в формировании эмоциональных и социальных навыков у детей, приводятся примеры музыкальных упражнений и приёмов, которые помогают воспитателям воспитывать эмпатию, развивать саморегуляцию, повышать коммуникативные способности дошкольников.

Ключевые слова: музыкальные занятия, эмоциональный интеллект, дошкольное образование, эмпатия, эмоциональное развитие, музыкальные упражнения, воспитание дошкольников, эмоциональная саморегуляция.

Роль музыкальных занятий в развитии эмоционального интеллекта детей

 

Горбунова Татьяна Владимировна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 321 города Челябинска»

 

Аннотация. Музыкальные занятия — неотъемлемая часть воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, оказывающая значительное влияние на развитие их эмоционального интеллекта. В статье рассматривается роль музыки в формировании эмоциональных и социальных навыков у детей, приводятся примеры музыкальных упражнений и приёмов, которые помогают воспитателям воспитывать эмпатию, развивать саморегуляцию, повышать коммуникативные способности дошкольников.

Ключевые слова: музыкальные занятия, эмоциональный интеллект, дошкольное образование, эмпатия, эмоциональное развитие, музыкальные упражнения, воспитание дошкольников, эмоциональная саморегуляция.

 

Музыкальные занятия в детском саду являются мощным инструментом для развития эмоционального интеллекта детей. Эмоциональный интеллект, включающий умение распознавать, понимать и регулировать собственные чувства, а также проявлять эмпатию к окружающим, играет важнейшую роль в социальной адаптации и в становлении личности ребёнка. Музыка, обладая эмоциональной и ритмической структурой, помогает детям научиться различать и выражать свои эмоции, создавать эмоциональные связи с другими детьми и взрослыми, развивает способность к сочувствию и пониманию, что крайне важно для успешной социализации дошкольников.

Одним из значимых аспектов музыкальных занятий является их влияние на развитие эмоциональной осознанности ребёнка. Музыка, будь то плавная мелодия или ритмическая композиция, вызывает определённые эмоции, которые ребёнок учится осознавать. Например, прослушивание спокойной и мелодичной музыки, как правило, вызывает у детей состояние умиротворения, в то время как весёлая и ритмичная музыка может пробудить радость и желание двигаться. Важно, чтобы воспитатель помогал детям осознавать свои ощущения и обсуждать их: «Какую эмоцию ты сейчас испытываешь?», «Какая мелодия тебе больше понравилась?» Такие вопросы способствуют тому, что ребёнок начинает понимать своё эмоциональное состояние и учится выражать его словами.

Музыкальные занятия способствуют развитию эмпатии у детей. Совместное пение, игра на простых музыкальных инструментах, танцы в кругу и парные музыкальные игры создают условия для формирования чувства принадлежности к группе, позволяют ребёнку взаимодействовать с другими детьми и выражать свои чувства. Например, в игре «Повтори настроение» воспитатель может предложить одному из детей показать своё настроение через танец или звуки, а остальные дети попытаются повторить его движения или мелодию. Этот подход помогает детям научиться понимать эмоции других, улавливать настроение товарища, а также развивает навыки подражания и эмоционального отражения, что является базой для формирования эмпатии.

Музыка также помогает детям развивать саморегуляцию. Младшие дошкольники не всегда могут справляться с волнением, усталостью или раздражением, и музыкальные занятия предоставляют им безопасную возможность проявить эмоции и снять напряжение. Например, спокойные ритмические упражнения с использованием барабанов или шуршащих предметов позволяют детям выразить накопившееся возбуждение через звук, а затем вернуться к спокойствию. Воспитатель может использовать методику «музыкальных переключений»: начинать занятие с энергичной музыки, затем постепенно замедлять темп и переходить к спокойной мелодии. Такие переходы учат детей понимать изменения в своём состоянии и управлять им, что в будущем способствует их способности к самоконтролю.

Не менее важно и то, что музыкальные занятия развивают коммуникативные способности детей. Пение хором, совместные музыкальные игры и ритмические упражнения требуют от детей умения слушать других, взаимодействовать в группе, соблюдать очередность и учитывать интересы своих сверстников. Например, в игре «Ритмичная цепочка» дети по очереди воспроизводят заданный воспитателем ритм на музыкальных инструментах или хлопками. Такая игра требует от ребёнка внимательности, умения сосредоточиться и поддерживать единый ритм с группой, что способствует развитию навыков общения и сотрудничества.

Особое внимание воспитатель должен уделять эмоциональной окраске музыкальных произведений, с которыми знакомятся дети. Например, при прослушивании классической музыки полезно предложить детям описать свои чувства или нарисовать то, что они представляют, слушая мелодию. Такие занятия помогают детям понять, что музыка может передавать эмоции и истории, что каждая мелодия имеет своё настроение. Эти занятия не только обогащают эмоциональный опыт детей, но и развивают воображение и способность к самовыражению.

Для развития эмоционального интеллекта полезны также музыкальные упражнения на выражение эмоций через мимику и жесты. Например, дети могут изображать радость, грусть, удивление или спокойствие в зависимости от характера звучащей музыки. Воспитатель может предложить детям меняться ролями и, например, показывать эмоции друг друга, что помогает лучше понять собственные и чужие чувства. Такие упражнения укрепляют эмоциональную отзывчивость и учат ребёнка видеть эмоциональные сигналы других людей.

Таким образом, музыкальные занятия становятся не просто развлечением для дошкольников, а важным элементом их эмоционального и социального развития. Воспитатель, используя музыку и предлагая детям разнообразные музыкальные активности, может создать условия для гармоничного развития эмоционального интеллекта. Совместное музицирование, игры и пение учат детей выражать эмоции, понимать других и чувствовать себя частью коллектива, что делает их более уверенными и отзывчивыми к окружающему миру.

 

 

Список литературы

Гиниятуллина

Э.

Д.

Развитие эмоционального интеллекта дошкольника //

Universum

: психология и образование. 2019. №2 (56). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-doshkolnika

Става В.

С., Игнатович В.

К. Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста // Педагогика: история, перспективы.

2020. №4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/problema-emotsionalnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta

Хурвалиева

Т

.

Л

.,

Абдужалилова

М

.

М

.

Эмоциональное

развитие

детей

дошкольного

возраста

// Academic research in educational sciences. 2024. №NUU Conference 1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta

Чагарова

М.

Д.

Р

азвитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Педагогический вестник.

2023. №31. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×