Роль музыкальных занятий в развитии творческих способностей детей | Адищева Юлия Васильевна. Работа №364055. Номер работы: №364055
Актуальность вопроса о развитии творческих способностей подрастающего поколения обусловлена общими тенденциями духовного преобразования России.
В государственной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации до 2020года определяются основные задачи российского образовании, среди которых, считается «…сегодня особенно важно развитие творческих способностей у подрастающего поколения, инициативы, умения добывать и применять знания, освоение инновационного поведения».
Реформирование современного общества не возможно без его духовного обновления.
Современные дети получают много информации благодаря телевидению, СМИ, компьютерам, решают логические задачи, но вместе с тем все реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляя равнодушие и черствость.
В тревоге философы, педагоги, люди искусства: современный ребенок растет много знающим, но участвуют ли его знания в развитии его интеллекта, в преобразовании его духовного мира, творческого потенциала.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности … как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выравнивает душу человека», писал о музыке В.А.Сухомлинский Музыкальное искусство обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Общение с искусством позволяет разбудить фантазию детей, создать атмосферу для формирования творческих способностей. Мир музыки очень близок детям дошкольного возраста. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музыкальном творчестве он видит собственную значимость.
«Роль музыкальных занятий в развитии творческих способностей детей»
В современной психолого-педагогической литературе указывается, что способности не являются врожденными, а развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Следовательно, основным условием развития творческих способностей дошкольников является осуществление творческой деятельности. На музыкальных занятиях в ДОУ творческая деятельность проявляется в песенном, музыкально-ритмическом, игровом и инструментальном творчестве.
Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как отмечает О.П. Радынова, «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность». Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.
Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.
Также дошкольники способны сочинить простейшие ритмические и мелодические мотивы, различные по характеру (маршевые, плясовые, спокойные), импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах («Сыграй «дождик» на металлофоне или треугольнике», «Придумай и сыграй марш на ксилофоне или деревянных палочках» и.т.д.).
Детское музыкальное творчество можно разделить на исполнительское и «композиционное». Такое разделение использует Е. Горшкова, основываясь на позиции, принятой в искусствоведении Б.В. Асафьевым. Детским исполнительным творчеством она считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов. Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями.
Творческие способности в музыкальной деятельности О.П.Радынова разделяет на 2 вида:
- способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий, музыкально-ритмических движений);
- способности к творческому восприятию музыки.
Творческие способности могут проявиться у каждого ребёнка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребёнка.
Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н.А.Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.
Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления в творчестве.
Н.А. Ветлугина совместно с А.И.Ходьковой и другими педагогами определили этапы развития детского музыкального творчества:
1 этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини);
2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;
3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочинённых мелодий, танцевальных композиций в жизни.
Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Голос ребенка, это естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.
Возможность развития песенного творчества у детей дошкольного возраста отмечают композиторы Б.Асафьев, Д. Кабалевский, психолог Б. Теплов, музыканты – педагоги Н.Ветлугина, Г. Головская.А., А. Ходькова. Известно, что по собственной инициативе даже маленькие дети могут варьировать какие-либо мелодические обороты из нескольких звуков и, выбрав один, понравившийся долго его напевают. Эти маленькие импровизации представляют эстетическую ценность, помогают ребенку удовлетворить потребность в музыке, выразить свои переживания. Если руководить творческим процессом, то дети получат более активное музыкальное развитие.
Для развития творческих способностей дошкольников в певческой деятельности используются импровизации мелодических оборотов, попевок, сочинение вопросно-ответных фраз, музыкальных импровизаций на заданный текст и т.д.
Детям предлагается ряд постепенно усложняющихся заданий.
На первом этапе – это попытки подражать звукам, которые дети не раз слышали (трубит горн, звучит барабан, укачать куклу под свою колыбельную).
Второй этап развития творческих способностей в пении - музыкальные вопросы и ответы. Ведется диалог в игровой форме. Педагог сначала читает текст, затем задает вопрос: «Что ты хочешь, кошечка?» Дети отвечают: «Молока немножечко» В своих ответах они должны найти разнообразные и выразительные интонации – жалобные, просительные, сердитые и т.д. Педагог говорит, что это можно спеть, и предлагает послушать, как сочинил этот «разговор» композитор. Исполняется песня «Зайка, где бывал?» Т.П.Ломовой.
Дети слушают, затем придумывают свои варианты мелодических ответов. Вопрос – ответная форма упражнений или заданий «закончить мелодию», которую спел педагог, способствует развитию внутреннего слуха ребенка, активизации творческого процесса. При импровизации односложного ответа на вопрос, например: «Ваня, ты где? – «Я здесь» или «Оля, иди домой» - «Я иду», важно, чтобы ребенок ощутил и осознал: вопрос – движение мелодии вверх, а ответ – нисходящая мелодия. Ударные слоги в импровизации имени – движение мелодии скачком (на кварту). Утвердительная интонация - движение мелодии к тонике.
Третий этап – подведение детей к импровизации на заданный текст. Здесь важно найти и сопоставить два контрастных по настроению текста. Эти тексты должны быть краткими и образными, например:
-Улетают птицы вдаль, - Весенний день звенит-
Расставаться с ними жаль. Встречай, скворец летит.
Следующий этап в развитии творческих способностей в пении – предложить сочинить мелодию не только на заданный текст, но и спеть их в определенном жанре: марш – пляска – колыбельная песня.
Одним из компонентов творческих проявлений дошкольников является выразительное, личностное исполнение песни. Педагог должен помочь детям понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками исполнительства.
Особенно широкую возможность для самовыражения каждому ребенку представляет русская народная песня. Поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, яркость образов, юмор сделали народную песню привлекательной для песенного творчества.
Каждая песня, являясь неповторимым музыкально-поэтическим образом, требует от педагога подбора целесообразных приемов ее усвоения и, как результат, - исполнения дошкольниками песенного материала выразительно и творчески Дети могут по-настоящему передать лишь понятные им литературные и музыкальные образы. При соединении мелодического и поэтического текстов важно помочь детям образно представить определенную жизненную ситуацию, соответствующую содержанию песни.
Успех в формировании творческих способностей в певческой деятельности во многом зависит от хорошо продуманной индивидуальной работы с дошкольниками. Индивидуальный подход должен осуществляться с учетом особенностей каждого ребенка, которые выявляются при систематическом наблюдении и отслеживании развития музыкальности. Современным приемом активизации творческой выразительности сегодня является дробление песни по фразам, когда дети выбирают: выразительная интонация голоса какого ребенка более подходит для исполнения данной музыкальной фразы и, в конечном итоге, каждый старается исполнить эту фразу своеобразно.
В работе с каждым ребенком важное место необходимо уделять формированию оценочной деятельности, как к собственному пению, так и к пению других детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребенок пережил ситуацию успеха в певческой деятельности.
О.П.Радынова отмечает, что для развития песенного творчества у ребёнка нужно развить основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Развитие творческих способностей детей в певческой деятельности зависит от степени сформированности певческих навыков, от умения выражать в пении определённые чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно. Обычно этими умениями дети овладевают к старшему дошкольному возрасту. Но формировать творческие проявления необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания (спеть своё имя, колыбельную кукле и т.д.).
Творческие способности детей наиболее ярко проявляются в ритмике, танцах, т.е. в музыкально-ритмической и игровой деятельности. Музыкально-ритмическая деятельность, объединяющая в один комплекс музыкальную драматизацию, пантомиму, пластику и танец, является одним из наиболее эффективных видов музыкальной деятельности для формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности основан на моторно-пластической переработке музыкального материала, что соответствует двигательной природе детей дошкольного возраста.
Сила и преимущество музыкально – ритмической деятельности состоит в том, что она возникает и опирается на привычную, увлекательную игровую деятельность, в процессе которой, особенно ярко развивается творческое воображение детей, способность к изменению заученных стереотипов и поиску нестандартных способов передачи замысла.
Музыкальные игры – ведущая форма организации ритмических движений. В основе игры, чаще всего, музыка, которая подсказывает ход действий сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажа.
Одним из видов музыкальных игр являются игры под пение воспитателя и детей. С помощью этих игр дети учатся передавать в движениях художественный образ, общий характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), форму (запев, припев), отдельные средства музыкальной выразительности: скорость звучания (темп), громкость звучания (динамику), соотношение звуков по времени (ритм).
Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Музыкально- ритмические движения, как и пение, дают широкие возможности для развития творческих способностей дошкольников.
Музыкально-ритмические движения определяются характером музыки, развитием ее музыкальных образов. Дети старшего дошкольного возраста могут воспринимать произведение в целом и, двигаясь, передавать его характер, настроение. Они легко ощущают изменения темпа, динамических оттенков, двухчастную форму пьесы (особенно изложенную контрастно), но движения могут стать более выразительным, если ребенок понимает значение разнообразных музыкальных средств. Например, сдержанный характер музыки, таинственное, тихое звучание подсказывает движения для создания образа охотника, высматривающего зверя.
Чувство ритма позволяет детям точно выполнять движения, выразительно, изящно танцевать и значительно ярче проявлять себя в играх, с большим интересом относиться к творческим заданиям, проявлять инициативу, выдумку в композиции танцев, передаче музыкально – игрового образа.
Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их заимствуют из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца.
Особое значение для развития творческих способностей на музыкальных занятиях имеют такие приемы как инсценированные песен, пластическое рисование программной музыки.
Дети, действуя как сказочные или реальные персонажи, передают музыкально – игровые образы, находящиеся в определенных отношениях. Это могут быть самые разнообразные впечатления, полученные детьми при наблюдении за деятельностью взрослых, за передвижением транспорта, за повадками животных, птиц. Углубляются эти впечатления телепередачами, кинофильмами, театральными спектаклями. Ребята используют мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом выдумку, творчество. Такие движения называются образными, имитационными, сюжетными.
Из области танца используются элементы народных плясок, включая несложные движения бального танца (шаг польки, шаг галопа). Помимо этого используются элементы, характерные только для детского танца (хлопки, притопы, вращение кистями рук).
Для развития творческих способностей в танцевальной деятельности необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.
Успешность развития творческих способностей детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо целенаправленно обучать детей воплощать характер, образы музыки в движениях. Это обучение основывается на овладении обобщёнными способами музыкальной деятельности, которые необходимы для творческих проявлений в танце: ребёнка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, стремиться к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и инструментальной пьесы, воспитывают творческое отношение к музыке в целом.
По мнению Е.Горшковой подготавливает к танцевальному творчеству обучение детей танцам и отдельным движениям. Она предлагает научить детей простейшим приёмам танцевальной композиции, которые представляют собой варианты конкретных способов воплощения того или иного содержания. Может помочь в решении этой задачи сюжетный танец.
Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность. О.П.Радынова отмечает важность оснащения танцевального творчества, как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.
Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на музыкальных инструментах, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного опыта.
Развитие творческих способностей детей в инструментальном творчестве проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.
Детское инструментальное творчество начинается с «обследования» звуковых возможностей инструментов. Направляя эти поиски, педагог предлагает детям сыграть, как поют кукушки, птички, как гремит гром. В характере звучания каждого инструмента можно найти аналогию с каким –либо явлением природы.
Познакомившись с выразительными возможностями каждого инструмента, необходимо овладеть элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (волшебные падающие снежинки, разговор капелек дождя).
Дети подготовительной группы успешно справляются с игрой на цитре, триоле, детском аккордеоне. Выполняют сложные ритмические задания на ударных инструментах. Однако подбирать по слуху мелодию доступно не всем. Попевки из «Музыкального букваря» служат хорошим материалом для подбора мелодии по слуху. Вокальные интонации имени ребенка (развернутые и обычные: Лена, Леночка) – помогают искать сходные интонации, звучащие на музыкальных инструментах.
Для активизации творческих способностей рекомендуется использовать следующие творческие задания:
- подобрать из числа предложенных педагогом музыкальных инструментов тот, который по тембру подходит для создания того или иного образа;
- импровизировать мелодии таинственного, мужественного характеров;
- импровизировать в играх - драматизациях;
- импровизировать на стихотворные тексты контрастного содержания;
- анализировать и оценивать импровизации других детей.
Слушание вокальных, инструментальных произведений, как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.
О.П. Радынова для развития детского инструментального творчества предлагает не только обучать детей определённым навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания. Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.
Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:
- соблюдение принципа свободы;
- накопление впечатлений от восприятия искусства;
- накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);
- развитие основных музыкальных способностей;
- оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.
«Ребенок – субъект творчества, маленький художник, никто кроме него не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело педагога постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача».
Особый интерес, с точки зрения развития творческих способностей, вызывает программа Э.П.Костиной «Камертон». В данной программе систематично и последовательно проработана каждая ступень детского исполнительства и творчества. Четко прослеживаются пути развития музыкального воображения, стимулирования музыкального творческого процесса. Программа «Камертон» представлена в виде семи ступеней музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста и образно соотнесена с семью основными ступенями звукоряда музыкальной системы.
Условно каждая ступень соответствует одному году жизни ребенка в мире музыки и предусматривает последовательное освоение всех ступеней: первая-третья ступни – это ступени музыкального воспитания и развития, четвертая-седьмая ступени – музыкального обучения, воспитания и развития.
Ядром программы являются задачи овладения ребенком всеми видами музыкальной деятельности, в результате чего развиваются музыкальное воображение и мышление, появляется желание самостоятельно включаться в музыкально – творческую деятельность.
Большие возможности для развития творческих способностей дошкольников представляет Программа «Элементарного музицирования с дошкольниками» Тютюнниковой Т.Э., которая включает в себя принципы педагогики К. Орфа, элементы эвритмики Э. Жак–Далькроза, достижения отечественной детской музыкальной педагогики.
«…педагогическая идея заключается в том, чтобы ученики могли бы сами сочинять музыку и сопровождение к движениям хотя бы в скромной форме»- Карл Орф.
Суть технологии Тютюнниковой Т.Э. в единстве речи, пении, движения и игры на детских музыкальных инструментах. При этом решаются проблемы не только музыкального развития детей, но и развития навыков импровизации и творчества.
Цели программы: развить природные способности ребенка; привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования; формировать творческое мышление.
Основу разработанной в программе методики по элементарному музицированию детей составляют два метода: активизация творческих проявлений; моделирование элементов музыкального языка.
Метод активизации творческих проявлений подразумевает: создание условий для выполнения творческих заданий; оригинальную мотивацию; нестандартные инструменты; новые приемы исполнения.
Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать детям в доступной форме особенности выразительных средств, ритмических и звуковысотных отношений.
Важнейший методологический принцип программы – активное слушание музыки (соединение ее восприятия с движением).
Развитие творческих способностей детей осуществляется в деятельности, организованной взрослым.
Музыкальные занятия являются основной организационной формой обучения в детском саду для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Это форма организации учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети одного возраста. Музыкальные способности ребенка проявляются в совместной деятельности педагога и детей. Педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого опосредованно через весь коллектив, помогающий отстающему ребенку преодолеть трудности. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.
В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Все это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей. В зависимости от состава детей занятия принято подразделять на следующие виды:
- фронтальные (объединяющие все возрастную группу);
- групповые (небольшие группы по 5-7 детей);
- индивидуальные.
В зависимости от содержания занятий они могут быть:
- тематическими (в старших группах);
- комплексными.
Каждый из указанных видов музыкальных занятий отвечает общим задачам музыкального воспитания и имеет свои специфические задачи.
Фронтальные музыкальные занятия объединяют все основные виды детской музыкальной деятельности – слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование.
Структура музыкальных занятий, имеющая в практике некоторую стабильность, может и должна варьироваться в зависимости от образовательных и творческих задач, степени усвоения детьми музыкального материала, а также общего психофизического состояния.
Наиболее типичное фронтальное музыкальное занятие предусматривает последовательное чередование основных видов музыкальной деятельности детей.
Наиболее установившейся структурой музыкального занятия в практике детского сада является следующая последовательность:
- музыкально- ритмические упражнения;
- слушание музыки;
- пение;
- музыкальная игра или танец.
Если структура музыкального занятия связана с постановкой творческих задач в пении, целесообразно планировать и проводить раздел пения в начале занятия, когда дети не утомлены и наиболее активны. В этих случаях детская творческая музыкальная деятельность имеет несколько большую продолжительность по сравнению с последующими видами деятельности (слушанием музыки, ритмическими упражнениями в игре или танце).
Творческие задания в музыкально-ритмической деятельности имеет место почти на каждом музыкальном занятии: при создании детьми игровых образов и их творческой интерпретации (веселый зайка, злой волк, хитрая лиса и т.д.), а также импровизаций движений в танцах и хороводах. Наиболее эффективным вариантом занятий можно считать занятия, сочетающие процесс обучения с творческими заданиями одного и или двух разделов детской музыкальной деятельности. Они чередуются с процессом разучивания песен и включаются в игры и танцы.
Для того чтобы детское музыкальное творчество могло проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления, овладеть приемами исполнительства, навыками импровизации. Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, значит, у них накоплен опыт восприятия музыки.
Работая над развитием творческих способностей, педагог непременно осуществляет индивидуальный подход к детям. У детей любой возрастной группы не в одинаковой степени развиты музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Одни слишком заторможенные, безучастные. Есть застенчивые, робкие, невнимательные, с замедленной речью. Встречаются такие, которые любят подолгу играть, но неохотно занимаются. К одним надо быть снисходительными, к другим, наоборот, более требовательными, но к каждому надо найти путь воздействия.
Неповторимость каждого не вызывает сомнений. Но умение предъявлять свою уникальность не сформировано у многих детей. Поэтому в процессе развития творческих способностей на музыкальных занятиях особое внимание педагог должен уделять созданию условий для эмоционального раскрепощения застенчивых детей, вовлекать их в творческий процесс.
Личностно–ориентированный подход, выражающийся с одной стороны, в понимании, принятии педагогом ребенка, с другой - дающий детям возможность выразить свое «хочу», «могу», проявить активность, творчество, может успешно осуществиться только при таких педагогических условиях, как:
- гуманизация отношений между педагогом и детьми;
- создание условий психологического раскрепощения;
- эмоциональная увлеченность детей;
- создание предметно – пространственной среды, оказывающей стимулирующее воздействие на развитие музыкального творчества детей.
Эффективным приемом начала музыкального занятия является музыкальное приветствие «День добрый», где педагог, приветствуя всех детей, поочередно пропевает имена участников занятия особенно выразительно и устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. При этом формируется позитивное отношение к своему «Я».
Этому же способствуют и такие игры, как: «Эхо», «Музыкальный клубочек», «Паровозик с именами», «Дай ладошку».
Таким образом, при личностно - ориентированном подходе в развитии творческих способностей надо:
- учитывать индивидуальность психологических процессов;
- показать свою заинтересованность, готовность помочь;
- использовать прием «эмоционального поглаживания» (обращаться к ребенку только по имени, применять ободряющие слова).
- достичь с ребенком хотя бы небольшого позитивного результата, который послужит основой для активной творческой деятельности.