Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Роль музыки в трудовом воспитании детей" | Луговова Наталья Сергеевна. Работа №242466

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Луговова Наталья Сергеевна
Роль музыки в воспитании дошкольника своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку,  тем не менее, именно с помощью её можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудиться, воспитывать желание трудиться, понять важность и общественную значимость труда людей. 

Средства трудового воспитания дошкольников.

 

- собственная трудовая деятельность

- ознакомление с трудом взрослых

- художественные средства.

Собственная трудовая деятельность детей является ведущим и необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых.

Ознакомление с трудом взрослых – это средство позволяет расширить представление ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

Ознакомление с процессом труда должно служить содержанием – фоном, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Знакомясь с трудом взрослых, ребёнок может столкнуться с положительным и негативным отношением к труду, с недобросовестностью и её последствиями. Педагог может использовать эти случаи для формирования ответственного отношения к труду. Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.

 

 

Роль музыки в трудовом воспитании детей

 

В трудовом воспитании детей используем различные художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С данной группой средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду, как оценивают окружающие труд других людей. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные мысли о ценности труда. Художественное слово помогает формировать нравственное отношение к труду, высокие идеалы. Произведения изобразительного искусства то же могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребёнка и способствуют воспитанию чувств.

Можно, конечно, задать вопрос: «А при чем тут музыка?». «Какова ее роль в этом процессе?»

Роль музыки в воспитании дошкольника своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, тем не менее, именно с помощью её можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудиться, воспитывать желание трудиться, понять важность и общественную значимость труда людей. Эта тема широко представлена не только в репертуаре песнями о трудовом процессе взрослых, но и об их профессиях («Песня о трудовых людях» Агафонникова, «Смелый пилот» Тиличеевой, «Сварщик» Чудовой, «Песня пожарника» Птичкина, «Я булочки пеку» Арсеева, «Новый дом» Бойко, «Два весёлых маляра» Арсеева, «Трактористом стать хочу» Иорданского).

 

Русские народные песни «Во кузнице», «Ой, вставала я ранешенько», «На горе-то калина», «Было у матушки семь дочерей» знакомят детей с трудом кузнецов, доярок, швей, поваров, прях и т.д. (Включаю видео)

И в классической музыке Р.Шуман «Песня итальянских моряков», «Смелый наездник», С.Майкапар «Песня моряков», «Пастушок» дети получают представления об особенностях труда взрослых. Можно исполнить шуточное музыкальное произведение Р. Шумана «Весёлый крестьянин», где музыка рисует ликование и радость крестьянина, возвращающегося с работы. Или старинную музыку французского композитора Франсуа Куперена «Жнецы», рассказывающую о людях, которые убирают хлеб вручную.

 

Огромное значение в трудовом воспитании имеет фольклор. Фольклор как форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее и, отображая новый социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.


Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти- в труде, в праздники и в быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодёжные и т.д.; по содержательному признаку: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т.д.; по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде; игровые песни и песенки, ритуальные песнопения и т.д.
В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась к возрасту ребёнка, условиям жизни семьи и общины. Поэтому она имела ярко выраженный воспитательный характер, использовалась в формировании тех или иных качеств ребёнка. Народная педагогика раскрывает и сам процесс формирования нравственных качеств: совместный труд, посильное участие каждого члена семьи или коллектива в подготовке праздников и оказании помощи другу. Последовательное включение малыша в различные виды труда с целью приобретения необходимых знаний и трудовых умений; внимание к ребёнку и помощь ему в овладении трудовыми навыками; поощрение трудовых умений; создание специальных ситуаций, в которых ребёнок мог бы выступать в роли помогающего другим, делающим что-то хорошее для других.  В музыкальных играх дети могут быть шофёрами и садовниками, строителями, скульптурами, художниками, космонавтами, врачами и поварами. Она поможет веселее, интереснее организовать игру на правила уличного движения. Мы знакомим с жизнью и творчеством композиторов, с другими музыкальными профессиями (дирижёр, музыкант, певица, балерина). Во время самостоятельной деятельности, в игре, на занятиях по ИЗО и ручному труду, можно заметить, как дети подпевают себе знакомые песенки или незамысловатые мелодии сочиненные ими самостоятельно.

Как же можно использовать музыку в трудовом воспитании?

Под музыку физический труд становится легче и приятнее. Её полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на участке. Дети могут потихоньку подпевать взрослому. Конечно, это возможно в тех случаях, когда не идёт прямое обучение трудовым действиям.

Музыка подчёркивает эстетическую сторону труда, его ритм, что всегда привлекает ребят, способствует воспитанию у них интереса и уважения к людям разных профессий.

Трудовые песни – это жанр песенного фольклора, отличительной особенностью которого является непосредственное включение в тот или иной трудовой процесс.  Песни трудового народа являлись способом организации коллективной работы посредством определенного ритма, создававшегося несложной мелодией и текстом, который не всегда имел определенное смысловое содержание, однако в любом случае отдельные слова, строки или текст в целом были организующей командой,  служили сигналом к объединению усилий, началу  или завершению определенного трудового процесса.

Различия в видах трудовой деятельности, требовавших концентрации усилий большой группы людей, привели к появлению разных типов трудовых песен, различных по ритму, содержанию, структуре. 

Общеизвестным примером такой трудовой песни является бурлацкая «Дубинушка». Это название  стало известно многим после появления данной песни в творчестве Федора Шаляпина. Бурлаки, шедшие по берегу реки и тянувшие бечевой барку, создали песни-припевки, помогавшие им в работе.(Включаю песню в исполнении Шаляпина и репродукцию картины на экране)

Пение таких песен давало возможность одновременно напрягать силы, выполняя тяжкую коллективную работу. То же назначение — объединить силы работающих в едином движении, в одновременном напряжении мускулов и энергии — имели песни рабочих на лесоразработках и лесосплавах. 

Назначение этих песен — быть сигналами для одновременности движений многих работающих— и отнесение каждой песни к отдельному движению привело к тому, что трудовая песня приобрела форму короткой припевки. Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной.

При ознакомлении с трудом взрослых, у детей пробуждается чувство уважения к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда, возникает желание быть похожими на лучших людей, подражать им в труде и поведении. Труд способствует развитию умственных и физических возможностей детей, их эстетических и нравственных чувств. И наша задача - воспитывать у них положительно – эмоциональное отношение к любому виду труда и для этого создать такие условия, которые обеспечат формирование у детей привычки к труду, трудолюбию.

 

Мастер-класс

 

А сейчас мы исполним вместе с педагогами хороводную песню «На горе-то калина», которая знакомит детей с трудом девушек в поле, учит радостному отношению к тяжелому крестьянскому быту, воспитывает любовь к народной песне, которая помогает людям жить и работать.

 

Песня «Во кузнице» (с деревянными ложками) не только передает самобытность профессии кузнеца, но и развивает вокальные данные, музыкальную память, чувство ритма, эмоциональность в исполнении.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×