Роль "мягкой педагогики" в грармоничном развитии ребёнка раннего возраста | Бянкина Евгения Ефимовна. Работа №339853
Адаптируя детей раннего возраста к условиям детского сада, задалась вопросом: «Как взять ребёнка из материнских рук, поместить его в новом для него мире и при этом не нанести психологической травмы? Стать для него СВОИМ, новым значимым взрослым? Какие технологии применить для осуществления воспитательно-образовательного процесса?». Ответить на вопросы помогла инновационная образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет, в которой реализуется педагогическая практика «Мягкая педагогика» Е.Д. Файзуллаевой. Используя практику, я привнесла свои элементы и разработала «Игровой тематический центр», в котором проходят игры-занятия, групповая, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, элементарные опыты, изобразительная и самостоятельная деятельность детей. А также изготовила ряд дидактических пособий, которые помогают в период адаптации и способствуют интеллектуальному развитию детей. Конечно же полноценное развитие детей невозможно без участия родителей, которые стали полноценными участниками педагогического процесса.
Тема: «Роль «мягкой педагогики» в гармоничном развитии ребёнка в первой группе раннего возраста от одного года»»
В дошкольном образовании в последнее время происходят коренные изменения. Происходящие процессы направлены на определение новой стратегии образования. Современная педагогика ориентирована на гуманистические ценности. Гуманизация дошкольного образования определила субъект-субъектные отношения педагогов и воспитанников как участников воспитательно-образовательного процесса, основанных на уважении личности ребенка, учёте его потребностей и возрастных возможностей, самоценности периода дошкольного детства.
Одним из основных направлений государственной политики в области дошкольного образования стало создание системы раннего развития детей в возрасте от рождения до трёх лет. Указ Президента № 240 от 29 мая 2017 года «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» нацеливает нас на создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет. В связи с этим, актуальной становится тема организации процесса воспитания и образования детей раннего возраста.
Ранний возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.
Учитывая индивидуальное гармоничное развитие каждого ребенка с его конкретными особенностями и возможностями, в первой группе раннего возраста от одного года мы реализуем инновационную образовательную программу дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет. Научный руководитель программы Лыкова И.А. Авторскому коллективу удалось по-новому взглянуть на современного ребёнка.
Программа ориентирована на создание оптимальных условий для становления социокультурного опыта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи. Программа носит стратегический, комплексный, инновационный и вариативный характер, соответствует ФГОС ДО. В качестве профессиональных «инструментов» Программа предлагает вариативную модель образовательной среды, модель развития взаимоотношений педагога.
В программе «Теремок» ярко представлена педагогическая практика «Мягкая педагогика», идея которой связана с гуманизацией пространства.
«Мягкая педагогика» – это, прежде всего, открытый стиль педагогической коммуникации, для которого характерны направленность на доброжелательный контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним. В группе создаются оптимальные условия для формирования позитивных, дружеских детских взаимоотношений, доверительного и теплого эмоционального климата.
Основными принципами педагогической практики можно считать:
а
мплификаци
ю
развития
;
вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования
;
индивидуализаци
ю
образования;
интеграци
ю
образовательных областей в рамках общей образовательно
й
деятельности.
И всё же: Как понять, что такое «мягкая педагогика», «мягкая среда», «мягкое воспитание»? Для чего она нужна?
Представьте себя на месте ребёнка. Вы сидите на мягком ковре в уютной комнате. Перед вами коробочка с ворохом чего-то мягкого и необычного: разноцветные ленточки, шнурочки, лоскутки. Так и хочется погрузить руки в эту мягкую горку, перебирать, раскладывать, ощупывать. На дне коробки вы обнаружили куклу. Удивление?! Восторг?! Что делает здесь эта спящая красавица? Со стороны вы слышите нежный, приятный голос: «Алёнушка наша из тряпочек сшита, Алёнушка мягкою ватой набита. Собой круглолица, глаза, как цветочки. Алёнушка в аленьком ходит платочке». Теперь вы, забыв обо всём подбираете новый платочек, ленточку, для куклы… Вы погружаетесь в новый для себя мир игры и новых ощущений. И процесс, который вас расслабляет и вдохновляет одновременно.
Если бы вам пришлось выбирать между уютом и регламентом, чтобы выбрали Вы?
Если бы к вам обращались мягко, ласково и деликатно, вам бы хотелось быть с этим человеком как можно дольше?
Я думаю, ответ очевиден. Вот почему мы выбрали «мягкую педагогику».
«Мягкая педагогика» предполагает – мягкий, нежный и деликатный подход к детям.
«Мягкий» – значит легко поддающийся нажиму, деформации. В переносном смысле – спокойный и благожелательный.
Для детей раннего возраста очень важно «звучание среды». Мягкие прикосновения, нежный голос, забота и участие. Взрослый создаёт для ребёнка ощущение безопасности и уюта.
Для стабильного состояния детской психики важны спокойные тона групповых помещений, умеренность в стимулах. В своей работе мы используем классическую и фоновую музыку (журчанье ручья, пение птиц, звук моря), которая успокаивают нервную систему малыша. Для детей создан уголок уединения. Не смотря на условность объекта, у ребёнка возникает чувство защищённости. Это место для более комфортного пребывания детей в группе. В центре игровой комнаты мы расположили сухой бассейн, игры в котором укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику, и, конечно же, ребенок получает море положительных эмоций и огромный запас энергии. Игры в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность малыша в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации.
Играющий самостоятельно ребенок раннего возраста – психологически зрелый человек на данном этапе развития. Мы стараемся способствовать этому процессу. Организуем условия для самостоятельной игровой деятельности детей. Созданная нами предметно-пространственная среда, стимулирует детей к активности. Мы используем мягкую мебель, игровые модули, которые дают возможность быстро изменять игровое пространство.
В «мягкой педагогике» наряду с традиционными игрушками (кубиками, мячами, куклами, машинами и т.д.), применяем материалы «открытого» типа – это материалы, не доопределённые для человека. И он сам его доопределяет в процессе манипулирования с ним. Например, палочка: может быть лопаткой, градусником, удочкой. То есть выступает предметом-заместителем, что влияет на развитие воображения и стимулирует развитие смыслового сознания. На улице это могут быть камешки, шишки, песок. А в групповом помещении используются пёрышки, текстильные палочки, помпоны, вязаные шарики, синельная проволока, бумага, ткань, пластилин и природные материалы. Ребёнок раннего возраста получает своеобразный опыт переживаний, накапливает сенсорные впечатления.
Рассмотрим реализацию «мягкой педагогики» на примере изготовленных нами игровых пособий «Разноцветные шарики» и «Волшебные палочки». В первом игровом пособии шарики выполнены в разной технике: одни из них мягкие, другие твёрдые. Для их выполнения применялись нитки разного качества, цвета. Мягкие шарики изготовлены, как помпоны. Малышам нравится играть с ними: мять, катать по ножкам и ручкам, бросать, прокатывать, вкладывать, собирать и разбрасывать. При мягком содействии педагога дети могут использовать шарики, как цветную мозаику, создавать различные образы. Пособие особенно помогает в период адаптации детей к детскому саду, переключает внимание ребёнка, снимает мышечное напряжение.
Второе игровое пособие, отражающее принцип амплификации развития – «Волшебные палочки».
Игра состоит из коробки с небольшим округлым отверстием и текстильных палочек, которые отличаются по цвету, по длине, по толщине, по ребристости (1-округлые, 2-прямоуголные). Данное игровое пособие многофункциональное. Ребёнок может прокатывать палочки между ладонями, вкладывать в ёмкость с отверстием, выкладывать картинки на плоскости, создавать объёмные модели, оснастив их липучками прикреплять к панно.
Отличительной чертой данных пособий является притягательность для детей раннего возраста, к ним так и тянется рука ребёнка. С их помощью мы развиваем:
«ручную умелость»
детей
, посредством овладения
разными способами манипуляции;
мелкую моторику;
воображение (увидеть образ «цыплёнка», «цветка»);
конструктивные способности (создание целого из частей);
восприятия цвета;
стимулируем эмоциональный отклик (интересно, красиво, ярко);
развиваем чувствительность к пространству, ориентирование в нём;
получение опыта совместной деятельности.
Изготовленные пособия позволяют решать задачи познавательного развития, социально-коммуникативного, художественно-эстетического.
В процессе игры между взрослым и ребёнком устанавливаются партнёрские отношения. Координируя действия детей, взрослый, уделяет внимание каждому ребёнку с учётом его особенностей и способностей. Педагог может «оживлять» картинку, путём выкладывания образов предметов и рассказывая интересную историю. В таком случае ребёнок раннего возраста обучается активному созерцанию. Во время рассказа дети следят за изменениями на полотне. При этом развивается слуховое и зрительное восприятие, мышление, воображение.
Педагог, предлагая ребёнку новый предмет, пособие, совершает следующие «мягкие» шаги:
о
тдаёт в свободное пользование, для получения первичного впечатления
;
создаёт условия для экспериментирования;
наблюдает за характером затруднений ребёнка;
предлагает совместное познание (приём «рука
в руке»)
;
совершает
совместное действие с комментариями, ребёнок заканчивает действие самостоятельно;
осуществляет
синхронные действия;
стимулирует
самостоятельное выполнение на основе подсказок;
поддерживает эмоционально
(
использует
мягкие прикосновения, поглаживания по голове,
говорит
участливы
м
,
нежны
м
голос
ом
);
предоставл
яет
выбор продолжительности игры;
использует принцип «от простого к сложному»
.
Мы подбираем такие игрушки и пособия для детей, которые бы максимально способствовали освоению окружающего мира и развивали собственные способности ребёнка.
«Мягкая педагогика» позволяет разумно сочетать самостоятельную деятельность детей с организованной совместной деятельностью со взрослым. По мнению учёных, взрослый является проводником между миром ребёнка и миром культуры, в котором он живёт. Для реализации организованной образовательной деятельности нами был создан «Тематический центр», который позволяет осуществлять комплексный, системный подход в обучении детей раннего возраста. Работа в «Тематическом центре» осуществляется согласно примерного комплексно-тематического планирования.
Оборудование центра могут составлять:
игрушки
декорации
разные тактильные поверхности
нетрадиционное игровое оборудование
ткани, ленты, верёвочки
музыкальные инструменты
Предполагается еженедельная сменяемость оборудования, материалов и игрушек центра. Если изучаемый модуль объединяет несколько тем, то основное оборудование остаётся, а к нему подбираются дополнительные материалы. Например: Тема «Зима», является объединяющей, а в неё входят подтемы «Зимние забавы», «Новый год».
Рядом с центром на мольберте располагаются картины, картинки на данную тематику. Дети имеют возможность видеть плоскостное изображение, того, с чем играют.
Работу в тематическом центре необходимо озвучивать. И хорошо если это будет красивая художественная речь.
В нужный момент игрового действия педагог может:
прочитать
стихотворение,
загад
ать
загадк
у
(в которой звучат слова определения про изучаемый предмет)
пров
ести
пальчиков
ую
гимнастик
у
(оборудование позволяет развивать мелкую моторику рук малышей)
артикуляционн
ую
гимнастик
у
(дуем на листик, снежок, в дудочку и т.д.),
гимнастик
у
для глаз (ребёнок следит взглядом за двигающимся объектом)
,
хороводн
ую
игр
у, которая
сопровождается текстом
;
дети
выполняют движения и
подговаривают короткие слова «топ-топ, хлоп-хлоп, кап-кап»).
Когда неделя заканчивается основное оборудование центра перемещается в игровую зону, где полученные знания закрепляются.
Во время реализации педагогической практики «мягкая педагогика» мы обнаружили, что «тематический центр» стал местом притяжения детей в группе. Он яркий и интересный. Оборудование, которое находится в центре, не музейные экспонаты, всё можно трогать, брать, играть, исследовать. С помощью центра мы проектируем пространство группы. Используем в образовательном процессе и для организации самостоятельной деятельности малышей. Мы уменьшаем расстояние между взрослым и ребёнком и быстрее вступаем во взаимодействие. При моделировании тематического пространства в группе мы учитывали функциональную нагрузку, экологичность, эстетичность данного уголка. Развивающая предметно-пространственная среда центра является: доступной, безопасной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной и содержательно-насыщенной.
В «Тематическом центре» проходят игры-занятия, групповая, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, элементарные опыты, изобразительная и самостоятельная деятельность детей.
Особенность работы в центре, состоит в разнообразии подобранных материалов, которые формируют представление об окружающем природном и предметном мире. Дети имеют возможность играть при поддержке взрослого, по полученному опыту взаимодействия взрослого и ребёнка, самостоятельно. Дети исследуют представленные материалы, ощупывают тактильные поверхности, воспроизводят элементы игры.
В рамках «Тематический центра» организуется проектная деятельность. Осуществляя комплексный подход, дети раннего возраста получают обширный социокультурный опыт.
«Мягкая педагогика» способствовала нашему профессиональному росту.
Дала возможность реализовать свой внутренний потенциал, совершенствовать свои навыки, качественно и продуктивно работать, исходя из новых требований, предъявляемых к педагогу.
Используя педагогическую практику «мягкая педагогика», мы активно сотрудничаем с родителями воспитанников. Знакомим их с особенностями и основными аспектами практики. Приобщаем к изготовлению нетрадиционного игрового оборудования, с которым дети активно играют в группе и дома. Родители вместе с малышами посещают наши развивающие занятия, которые проходят в рамках консультационного пункта «Бельчонок». Взрослые играют вместе с детьми, общаются друг с другом, имеют возможность общаться на интересующие их темы в развитии детей раннего возраста. Это помогает нам снять первичное недоверие, наладить конструктивные взаимоотношения, которые способствуют мягкой адаптации детей к детскому саду.
Хотелось бы подчеркнуть важную роль «мягкой педагогики» в период адаптации. Поступление малыша в детский сад – это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко и просто. «Мягкая педагогика» позволяет мягко и деликатно подойти к вопросу адаптации ребёнка. Сглаживает расставание с мамой, делает процесс менее болезненным. Между взрослым и ребёнком устанавливаются дружеские, партнёрские отношения. Педагог поддерживает ребёнка, разделяет его интересы. Способствует развитию у детей раннего возраста «базового доверия» к окружающему миру. Выстроенная нами «мягкая среда» отзывается на потребности ребёнка в признании, любви и получении впечатлений от процесса взаимодействия.
Подводя итог, отметим высокую положительную результативность применения педагогической практики «мягкая педагогика» в гармоничном развитии ребенка раннего возраста, которая определяет его последующие шаги в дошкольном детстве. Мягкое педагогическое общение ребёнка и взрослого (родителя, педагога) определяет скорость, силу и вариативность изменения «зоны ближайшего развития». В дальнейшем она отражается на потенциале обучаемости, «откликаемости» на педагогическое влияние взрослого, на развитие дошкольника. Ребенок проявляет стойкий интерес к предметно-практическим действиям и связанными с ними жизненными ситуациями, готов к формированию системы ориентировочных действий, необходимых для бытия в мире. В ответ «точки кризиса» ребёнка становятся его «точками роста».