Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль народного фольклора в формировании у дошкольников патриотических чувств и культурной грамотности | Испирян Аида Альбертовна. Работа №349389

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. Статья раскрывает значимость народного фольклора в процессе воспитания патриотических чувств и культурной грамотности у детей дошкольного возраста. Автор анализирует, как сказки, пословицы, былины и песни помогают привить детям любовь к своей Родине и ее традициям, воспитывают уважение к историческому наследию, развивают осознание собственной культурной принадлежности. Рассматриваются примеры практического использования народного фольклора в образовательной деятельности, способствующие развитию у дошкольников чувства гордости за свою страну, понимания ее культурных ценностей и традиций.

Ключевые слова: народный фольклор, дошкольники, патриотическое воспитание, культурная грамотность, традиции, ценности, национальная идентичность.

РОЛЬ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И КУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

Испирян Аида Альбертовна, воспитатель

МБДОУ Детский сад 28 «Радуга» с. Гайкодзор

 

Аннотация. Статья раскрывает значимость народного фольклора в процессе воспитания патриотических чувств и культурной грамотности у детей дошкольного возраста. Автор анализирует, как сказки, пословицы, былины и песни помогают привить детям любовь к своей Родине и ее традициям, воспитывают уважение к историческому наследию, развивают осознание собственной культурной принадлежности. Рассматриваются примеры практического использования народного фольклора в образовательной деятельности, способствующие развитию у дошкольников чувства гордости за свою страну, понимания ее культурных ценностей и традиций.

Ключевые слова: народный фольклор, дошкольники, патриотическое воспитание, культурная грамотность, традиции, ценности, национальная идентичность.

 

Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств и культурной грамотности является важной задачей воспитательного процесса. Именно в раннем детстве закладываются основы отношения к Родине, уважения к культурным традициям и историческим достижениям народа. Народный фольклор, как одна из форм народного искусства, представляет собой уникальный инструмент для формирования этих чувств и навыков. Сказки, былины, пословицы, народные песни и игры не только привлекают детей своей яркостью и образностью, но и передают важные культурные и нравственные ценности, обогащая внутренний мир ребенка и способствуя развитию патриотического самосознания.

Народный фольклор выступает не только как источник развлечения, но и как носитель глубокого смысла, который позволяет детям усвоить важные жизненные уроки. Через образы и героев народных сказок дети учатся различать добро и зло, понимать такие нравственные категории, как дружба, взаимопомощь, храбрость и ответственность. Знакомство с героями сказок, побеждающими злобных чудовищ, защищающими слабых и помогая нуждающимся, вызывает у детей восхищение и желание подражать. Примером может быть работа со сказками о русских богатырях, в которых дети видят силу и отвагу, верность своему народу и готовность защищать Родину. Эти образы позволяют дошкольникам почувствовать гордость за своих предков и понять, что подвиги и великие дела – это часть культурного наследия их страны.

При чтении фольклорных текстов воспитатель имеет возможность не только рассказать ребенку о традиционных ценностях, но и провести аналогии с его повседневной жизнью, помочь сделать выводы о поступках героев и понять их значение. Например, в процессе работы с пословицами и поговорками дети начинают понимать, что перед ними – вековая мудрость народа, передающая важные жизненные уроки. Такие выражения, как «не красна изба углами, а красна пирогами» или «дружба – великая сила», позволяют детям в доступной форме осознать значимость доброты, гостеприимства и уважения к другим людям. Постепенно дети начинают воспринимать эти пословицы не как простые фразы, а как важные напоминания о правилах поведения и отношении к окружающему миру. Таким образом, фольклорные выражения становятся основой формирования у детей культурной грамотности и нравственной ответственности.

Одним из наиболее эффективных методов использования фольклора для воспитания культурной грамотности является включение народных песен и игр в образовательный процесс. В народных песнях, как правило, прославляются родная природа, традиции, героические события и образы, что помогает ребенку через музыку и ритм прочувствовать красоту и богатство родной культуры. Песни о Родине и природе формируют у детей чувство привязанности к родным местам и ощущение гордости за свою страну. В процессе пения дети также учатся выражать эмоции, понимать настроение произведения, что укрепляет их эмоциональную связь с культурными ценностями и позволяет глубже ощутить свою принадлежность к родной земле.

Народные игры занимают важное место в фольклоре и также способствуют воспитанию культурной грамотности у дошкольников. В игровых действиях дети не только усваивают общепринятые нормы поведения, но и начинают чувствовать себя частью большой культурной традиции. Такие игры, как «Гори, гори ясно», «Лапта» и другие, помогают детям понять значимость сотрудничества, развивают у них чувство командного духа и ответственности за коллективный результат. Эти качества тесно связаны с патриотизмом, поскольку в коллективных играх дети видят примеры поддержки и взаимопомощи, что в дальнейшем помогает формировать у них уважение к соотечественникам и ощущение своей роли в обществе. Важно, чтобы воспитатели, проводя такие игры, поясняли детям их культурное значение, подчеркивали, что они – часть богатой традиции.

Работа с фольклором также способствует развитию у детей эстетического восприятия и художественного вкуса. Фольклорные образы, характерные для народных сказок и былин, раскрывают перед детьми красоту национальных узоров, костюмов, орнаментов, знакомят с элементами народного творчества. Знакомство с этим богатством художественной традиции развивает у дошкольников чувство прекрасного, учит их видеть и ценить красоту в окружающем мире. При изучении народного фольклора воспитатель может организовать мастер-классы по рисованию узоров, лепке или изготовлению кукол из природных материалов, что способствует творческому самовыражению детей и укреплению связи с традиционной культурой.

Фольклор также позволяет детям почувствовать единство с предыдущими поколениями, осознать, что культурные ценности передаются от старших к младшим, образуя цепочку наследия. Рассказ о том, что сказки и былины передавались из уст в уста, создаёт у детей ощущение связи с прошлыми поколениями, помогает ощутить себя частью большого культурного сообщества.

Таким образом, народный фольклор – это мощный воспитательный инструмент, способствующий формированию у детей патриотических чувств и культурной грамотности. Он учит детей понимать и уважать культурное наследие своей страны, развивает у них чувство гордости за достижения своего народа и помогает осознать важность сохранения традиций. Воспитатель, используя народный фольклор, создает условия для того, чтобы каждый ребенок почувствовал себя неотъемлемой частью большой и богатой культуры своей страны, чтобы они, войдя в школьный возраст, уже имели базовые знания о традициях и ценностях своей Родины и осознавали их значимость.

 

Список литературы

1. Мухатдинова С. С. Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста / С. С. Мухатдинова, О. Б. Реунова, В. А. Черкасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 244-246.

2. Сахипгараева Н. В. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) / Н. В. Сахипгараева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 11-15.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×