Роль народной сказки в воспитании детей. | Ирина Анатольевна Белова. Работа №280015
Автор: Ирина Анатольевна Белова
Сказки всегда занимали важное место в народном творчестве любой страны. Они передавались из поколения в поколение и носили не только развлекательный, познавательный, но и самое главное, воспитательный характер. За много веков до того, как появилось первое понятие о детской психологии, сказители, наделяя животных и предметы человеческими качествами, ставя их в различные ситуации, пытались влиять на сознание ребенка. Не угасающий интерес к сказкам на протяжении стольких веков говорит об их эффективности.
Привлекательность сказок в процессе развития личности ребенка можно объяснить следующими достоинствами:
в сказках нет обучения и нравоучений;
сказка имеет легко запоминающийся сюжет;
главный герой сказки не имеет определенного места действия, а значит, может быть везде;
дети чувствуют себя защищенными, так как всегда добро побеждает зло;
тайна и волшебство сказки расширяют границы возможного и реального.
Герои сказок наделены, целым рядом бесценных добродетелей (доброта, честность, смелость, сочувствие, трудолюбие, и др. Ребенок сравнивает себя с героями сказок, постепенно начинает разрабатывать свою систему нравственных ценностей. Очень важно понимать, какое влияние могут оказывать сказки на психику ребенка и каким, образом мы можем использовать их в воспитательных целях.
Сказка не оставляет ребенка равнодушным, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.
Роль народной сказки в воспитании детей
"Сказка - это зернышко, из которого прорастает
эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений"
В. А. Сухомлинский
Сказка — самый простой способ что-то объяснить ребенку, подсказать выход из сложных ситуаций в общении со взрослыми и детьми.
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» — так писал В. Сухомлинский.
Сказки всегда занимали важное место в народном творчестве любой страны. Они передавались из поколения в поколение и носили не только развлекательный, познавательный, но и самое главное, воспитательный характер. За много веков до того, как появилось первое понятие о детской психологии, сказители, наделяя животных и предметы человеческими качествами, ставя их в различные ситуации, пытались влиять на сознание ребенка. Не угасающий интерес к сказкам на протяжении стольких веков говорит об их эффективности.
Привлекательность сказок в процессе развития личности ребенка можно объяснить следующими достоинствами:
в сказках нет обучения и нравоучений;
сказка имеет легко запоминающийся сюжет;
главный герой сказки не имеет определенного места действия, а значит, может быть везде;
дети чувствуют себя защищенными, так как всегда добро побеждает зло;
тайна и волшебство сказки расширяют границы возможного и реального.
Герои сказок наделены, целым рядом бесценных добродетелей (доброта, честность, смелость, сочувствие, трудолюбие, и др. Ребенок сравнивает себя с героями сказок, постепенно начинает разрабатывать свою систему нравственных ценностей. Очень важно понимать, какое влияние могут оказывать сказки на психику ребенка и каким, образом мы можем использовать их в воспитательных целях.
Сказка не оставляет ребенка равнодушным, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.
У ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать:
Волю — сложное и многогранное качество личности.
Веру в себя — умение противостоять неудачам.
Умение выслушать, дать совет, сделать вывод.
Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
Обязательность — умение держать слово.
Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
Доброту и честность.
Хитрость и смекалку.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо.
С помощью сказки можно развить у ребенка:
умение слушать;
умение познавать;
умение сравнивать, сопоставлять;
умение мыслить словами;
связную речь;
интерес к учебе;
внимание;
память;
фантазию и воображение;
эстетические чувства;
чувство юмора.
Рассказывая ту или иную сказку необходимо задуматься, чему же она учит, какие намеки вложили в нее уста народа. Допустим, «Репка» учит тому, что даже самое сложное дело можно осилить, если взяться за него всем вместе, «Колобок» — как нехорошо хвастаться и тому, что не всегда следует верить льстивым сладким речам, «Крошечка-Хаврошечка» тому, что добро побеждает зло. И это всего несколько из самых простых сказок, которые мы рассказываем самым маленьким детям. Выбирая сказку для своего ребенка неплохо было бы задуматься о том, что мы хотим дать ему посредством этой сказки. Возможно, вы поймете, что от каких-то сказок следует воздержаться, по крайней мере в младшем возрасте.
С детства нам хорошо знакомы пушкинские слова о том, что сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок. Да вот незадача - немногие взрослые могут похвастаться сегодня ясным пониманием того, на что намекает та или иная сказка. Как не ошибиться?
О том, что, прочитав сказку, мы восприняли ее «намеки» правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.
Русские пословицы помогут нам яснее «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее:
«Колобок» - «Чем хвалимся, на том и провалимся», «На языке медок, да на сердце - ледок»
«Теремок» - «Не бравши топор, жилья не срубишь», «Легко взято, легко и потеряно»
«Репка» - «Из многих малых одно большое выходит», «Капля по капле и камень долбит»
«Лиса и журавль» - «Как аукнется, так и откликнется», «Каков привет, таков и ответ»
«Курочка, мышка и тетерев» - «Хочешь, есть калачи - не лежи на печи»
«Лисичка со скалочкой» - «Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить»
«Лёгкий хлеб» - «Хлеб горбом достают», «Без труда не выловить и рыбки из пруда»
«Морозко» - «Работай - сыт будешь, молись - спасешься, терпи -
взмилуются
», «Без смиренья нет спасенья»
«Маша и медведь» - «Горе горюй, да руками воюй»
«Зимовье зверей» - «Согласного стада волк не берет»
«
Заюшкина
избушка» - «На чужой каравай
рот не разевай; П
ораньше вставай да свой затевай», «И на силу найдётся
пересилок
»
Необходимо помнить о том, что предварительные размышления взрослого над текстом сказки помогут впоследствии верно расставить смысловые акценты в речи «сказителя». Тогда слово сказки действительно станет благодатным и понесет слушателю уроки народной мудрости.
Читающий или рассказывающий, должен помнить некоторые правила:
При рассказывании стараться использовать слова и жесты, которые вы должны запомнить и повторять при каждом новом пересказе. У детей хорошо развита непроизвольная память, и они часто требуют создать ту же обстановку, что в и первый раз.
Разными интонациями и жестами окрашивайте положительные и отрицательные поступки участников рассказа, сказки.
Рассказывая историю, делайте вид, что сами верите в неё.
Один и тот же герой в разных рассказах и сказках должен иметь одни и те же качества. Так, кот не может быть сегодня храбрецом, а завтра – трусом. Лиса в сказках всегда хитрая.
В сказках и рассказах должен быть смешной персонаж.
Дети обожают победу слабого, но хорошего человека, животного над плохими силачами.
В большинстве мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы: лиса всегда хитрая, жаль Колобка, но что поделать, не болит у нас сердце и от того, что поссорились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед вами, взрослыми, — познакомить ребенка с содержанием сказки, побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, инсценировать... Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Можно подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Нетрадиционно — это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.
«Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю» — так гласит народная мудрость. Поэтому, когда детям после прочтения сказки предлагается что-то сделать — вырезать, склеить, показать эпизод сказки с помощью мимики и жестов, они будто заново входят в сказочный сюжет, заново переживают вместе с героями, осмысливают события, делают какие-то дополнительные выводы.
Сказка – это замечательное средство семейного общения и развития ребенка.
Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться.
Вывод:
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача образовательного учреждения и семьи – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Источники:
1. Онлайн Библиотека http://www.koob.ru, «Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой»