Роль наставничества по формированию функциональной граммотности. | Широкова Мария Александровна. Работа №313096
Велика роль наставника в формировании функциональной грамотности у учащихся с ОВЗ. Хороших результатов можно добиться, понимая важность неформального, творческого подхода к моментам взаимодействия детей с книгой. Педагог–наставник соединяя текст с жизненным опытом детей, делая его понятным вдохновляет их на самостоятельность в чтении, что приводит к саморазвитию, формирует умение жить среди людей, ориентироваться и эффективно функционировать в меняющихся условиях жизни. Уроки и внеурочные занятия, по работе с книгой организованные в соответствии с этапами развития смыслового чтения, с применением вышеперечисленных методик способствуют развитию функциональной грамотности у учащихся детей с ОВЗ в коррекционном классе.
Современная ситуация развития России, ее конкурентоспособность, четко обозначили новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. Сегодня одним из главных показателей усвоения программы Основного общего образования выступает наличие у выпускника функциональной грамотности.
Что же такое функциональная грамотность?
Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова рассматривает это понятие так: Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию. [1, c. 9]
По мнению Алексея Алексеевича Леонтьева, академика РАО: Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. [2, c. 35]
Исходя из рассмотренных понятий, можно выделить основные признаки функционально грамотной личности: самостоятельность, непрерывное самообразование и саморазвитие, умение жить среди людей, обладание ключевыми компетенциями, помогающими ориентироваться и эффективно функционировать в меняющихся условиях жизни.
Функциональная грамотность включает в себя: математическую грамотность, финансовую, естественнонаучную, читательскую, глобальные компетенции, критическое мышление. Развитие этих компетенций происходит на протяжении всего процесса общего образования, на каждом учебном, внеурочном предмете, на занятиях в системе дополнительного образования.
В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей является осознанное чтение. К сожалению, у детей с ОВЗ очень часто возникают проблемы именно в этой сфере.
Функциональная грамотность чтения – это совершение умственных операций, связанных напрямую с развитым как логическим, так и образным мышлением. Мне как наставнику учащихся коррекционного класса было важно найти методики, развивающие способности моих учеников.
Учить детей читать художественную литературу, вызывать интерес к чтению и закладывать основы формирования грамотного читателя, владеющего приёмами понимания прочитанного, знающего книги – вот первооснова развития функциональной грамотности в начальной школе у детей с ОВЗ. Осуществляется она через обучение ребят основам работы с книгой, с текстами учебников.
Сегодня на первый план выдвигается творческое чтение, требующее осмысление полученной в процессе чтения информации, ее интерпретации, оценки и создания собственных смыслов.
Процесс чтения состоит из трех этапов.
Первый- восприятие текста, раскрытие его содержания, своеобразная расшифровка.
Второй- обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
Третий- присвоение добытых новых знаний как собственных. Чтение включает в себя выдвижение гипотез, предположений, моделирование и обобщение, применение на практике в жизни.
На каждом этапе я использую различные методики, которые помогают детям с ОВЗ освоить навык осмысленного чтения наиболее полно. В конце этапа учащиеся заполняют Читательский дневник.
На этапе раскрытия содержания текста используется прием постановки вопросов. Детям предлагается сформулировать вопросы на понимание содержания текста.
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием Ромашка вопросов. Для этого нужно заранее учеников познакомить с различными видами вопросов. Они формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки. Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов.
Древо мудрости- сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, срывает записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.
Крестики-нолики- работа проводится в парах: один ученик крестик, а другой нолик. После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы.
Хорошо подходит для лучшего понимания текста групповое составление вопросов по тексту для викторин, интеллектуальных игр, где одна команда (половина класса) готовит вопросы для другой, и наоборот.
Умение работать с вопросами имеет огромное значение в развитии логического мышления. Вопросы являются основной движущей силой критического мышления. Ученики, которые задаются вопросами и задают их по-настоящему, думают и стремятся к знаниям. Оценочные вопросы вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления, творческие – развивают творческое мышление школьников.
Приём Логическая цепочка.После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Записать или зарисовать их в Читательском дневнике.
Разбирая содержание текста на первом этапе, важно учитывать недостаточно сформированный словарный запас детей с ОВЗ, много работать над выявлением непонятных слов и раскрытием их понятия с использованием наглядности. Здесь дети сами выписывают непонятные для них слова, осуществляют поиск с сети Интернет изображения и описания его понятия. Затем учащиеся делают сообщение перед классом. Такая работа ребенка является уже мини-проектом.
На этапе обобщения, соотнесения с собственным опытом, так же использую различные приемы, помогающие учащимся запустить этот процесс.
Приём Уголкиможно использовать при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Прием Театрализации. Здесь ученики примеряют на себя ситуации, в которых оказываются герои, предполагают, как поступили бы они в подобных условиях.
Просмотр экранизации прочитанного литературного произведения, обсуждение, что понравилось больше сама книга или фильм и почему, так же помогает ребятам понять смысл произведения, натолкнуть на рассуждения, сделать вывод.
Очень ценными на данном этапе бывают Творческие встречи с авторами литературных произведений: Нина Пикулева, барды, и т.д. Такие встречи помогают организовать библиотеки, с которыми я активно сотрудничаю.
В конце этого этапа учащиеся записывают в Читательский дневник вывод о смысле, прочитанного текста, или книги, об авторской позиции.
Стратегия Лента ценностей используется для оценки рефлексии на содержание текста на третьем этапе формирования осмысленного чтения.
Здесь ученики или группы учеников должны ответить на провокационные утверждения, соглашаясь или не соглашаясь. Это выяснение противоречий в мышлении учеников и отличный формат сравнения разных вопросов.
Так же ученики могут подумать над тем, где в жизни они могут столкнуться с ситуацией нравственного выбора описанной в книге, предположить свою реакцию, смоделировать свое поведение и ответить на вопрос, помогла ли данная книга получить опыт решения той или иной проблемы. Результат своих рассуждений записать в Читательский дневник.
Важным условием эффективности оценочной деятельности учащихся является организация педагогом - наставником ситуаций успеха.
Любая удача запоминается в памяти и формирует стремление к достижению цели. Ситуация успеха формирует у учащихся субъективное состояние готовности включиться в учебный процесс на уровне своих возможностей, что приобретает особую значимость для детей с ОВЗ.
Таким образом, мы видим, что велика роль наставника в формировании функциональной грамотности у учащихся с ОВЗ. Хороших результатов можно добиться, понимая важность неформального, творческого подхода к моментам взаимодействия детей с книгой. Педагог–наставник соединяя текст с жизненным опытом детей, делая его понятным вдохновляет их на самостоятельность в чтении, что приводит к саморазвитию, формирует умение жить среди людей, ориентироваться и эффективно функционировать в меняющихся условиях жизни. Уроки и внеурочные занятия, по работе с книгой организованные в соответствии с этапами развития смыслового чтения, с применением вышеперечисленных методик способствуют развитию функциональной грамотности у учащихся детей с ОВЗ в коррекционном классе.
Список литературы:
Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. - 288 с.
Образовательная система Школа 2100. Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов / под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс: Издательский дом РАО, 2003. - 368 с.
Пронина Е.П. Основы методики преподавания русского языка: системно-деятельностный подход / Е.П. Пронина, Г.Н. Тулузакова. Самара: Изд-во СГПУ, 2009. – 192 с.