РОЛЬ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-МЕОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ. | Насибуллина Гульназ Рафаилевна. Работа №354652
Основа начального этапа обучения игры на фортепиано – это воспитать у учащихся интерес и пробудить в них любовь к музыке, которая в дальнейшем может стать частью их жизни. Помочь ребенку проявить себя, показать свои возможности, свои способности. Обучение игре на фортепиано – это многогранный сложный, но очень интересный процесс, в котором должны участвовать, и педагог и учащийся в едином тандеме. Пока ребенок маленький ему сложно сразу вникнуть во всю суть обучения, поэтому на начальном этапе в занятия нужно вводить и игровые формы обучения, ребенок будет осваивать материалы лучше, ему это будет более понятно и близко. Урок будет интересным, плодотворным и запоминающимся.
Сейчас многие родители стремятся к тому, чтобы их дети с самого раннего возраста начинали получать музыкальное образование. Для того чтобы приобщить даже самых маленьких и пробудить в них любовь к музыке появляются новые учебные пособия, которые приходят на помощь педагогам. Эти сборники помогут ребенку на первых этапах обучения в игровой форме окунуться в мир музыки.
Актуальность данной темы заключается в том, что процесс обучения с самого первого, с самого раннего этапа происходит более познавательно, более понятно маленькому человеку, используя веселые иллюстрации, картинки, примеры, ребенок в игровой форме начинает познавать мир музыки.
Главное – это с первых дней заинтересовать и вовлечь ребенка в этот сложный, но интересный мир музыки.
РОЛЬ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-МЕОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ.
Автор: Преподаватель общего фортепиано Насибуллина Гульназ Рафаилевна
Организация: МБУДО г. Казани «Детская музыкальная школа № 8»
Казань. 2024
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………
3
Глава 1 ………………………………………………………………………
4
Глава 2 ………………………………………………………………………
5
Глава 3 ………………………………………………………………………
6
Заключение …………………………………………………………………
11
Список литературы ………………………………………………………...
12
Введение
Основа начального этапа обучения игры на фортепиано – это воспитать у учащихся интерес и пробудить в них любовь к музыке, которая в дальнейшем может стать частью их жизни. Помочь ребенку проявить себя, показать свои возможности, свои способности. Обучение игре на фортепиано – это многогранный сложный, но очень интересный процесс, в котором должны участвовать, и педагог и учащийся в едином тандеме. Пока ребенок маленький ему сложно сразу вникнуть во всю суть обучения, поэтому на начальном этапе в занятия нужно вводить и игровые формы обучения, ребенок будет осваивать материалы лучше, ему это будет более понятно и близко. Урок будет интересным, плодотворным и запоминающимся.
Сейчас многие родители стремятся к тому, чтобы их дети с самого раннего возраста начинали получать музыкальное образование. Для того чтобы приобщить даже самых маленьких и пробудить в них любовь к музыке появляются новые учебные пособия, которые приходят на помощь педагогам. Эти сборники помогут ребенку на первых этапах обучения в игровой форме окунуться в мир музыки.
Актуальность данной темы заключается в том, что процесс обучения с самого первого, с самого раннего этапа происходит более познавательно, более понятно маленькому человеку, используя веселые иллюстрации, картинки, примеры, ребенок в игровой форме начинает познавать мир музыки.
Главное – это с первых дней заинтересовать и вовлечь ребенка в этот сложный, но интересный мир музыки.
Целью является – 1. Описание методов, различных приемов, накопление материалов для развития и обучения игре на фортепиано.
Эта цель определяет такие задачи, которые неразрывно связаны с развитием творческой личности ребенка. Развитие мышления, художественного и музыкального вкуса, развитие способности музицировать, читать с листа.
Объект – обучение игре на фортепиано с самого раннего возраста.
Предмет – формирование начальных, основных приемов игры на фортепиано.
Задачи:
1 Изучить теоретическую и методическую литературу по данной теме
2 Проанализировать различные приемы обучения по выбранным учебным пособиям.
3 Обучающие – изучение нотной грамоты, постановка рук, привитие исполнительских навыков.
Развивающие – развитие образного мышления с помощью фантазии, воображения, творческого мышления.
Воспитательные – воспитание любви и интереса к музыке путем знакомства с первоначальными навыками обучения и разнохарактерным репертуаром
Глава I
Задачи обучения игре на фортепиано на начальном этапе.
Одним из главных и наиболее важных этапов обучения юного музыканта является начальный этап обучения, от которого зависит дальнейшее музыкальное и личностное развитие ребенка.
При работе с маленькими учениками нужно учитывать следующие моменты:
- Маленькие дети устают очень быстро, их внимание рассеивается также быстро если их не заинтересовать. Нужно стараться выстраивать урок таким образом, чтобы он был интересным, познавательным и запоминающимся.
- Педагог должен быть разносторонне развитым, открытым, добрым, должен ощущать в какой-то мере также себя ребенком, чтобы ребенок чувствовал себя очень комфортно, спокойно, и чтобы непринужденно окунуть ученика в мир музыки. Суметь передать ему свои знания. Привить любовь к музыке, не заставлять его, а заинтересовать.
Программа предлагает решение таких задач как:
1. Развить музыкальное мышление и музыкальное воображение ребенка. Использовать на уроках общего фортепиано на начальном этапе обучения методические пособия с иллюстрациями, которые помогают наглядно окунуться в изучение материала. Я на своих занятиях предлагаю ребенку самому поразмышлять, привести какие-то примеры, поиграть в ассоциации, например, когда изучаем регистры на инструменте предложить ученику подумать с какими животными или птицами ассоциируются высокие, средние и низкие регистры. Прошу дома нарисовать рисунок по изучаемой теме – это будет развивать воображение, музыкальное и образное мышление, постепенно переходя уже к более профессиональному обучению.
2. Формирование музыкально- исполнительских навыков также является важной задачей в обучении ребенка.
Знакомить учащегося с разными музыкальными жанрами, произведениями русских и зарубежных композиторов, с народной музыкой, изучать игру в ансамбле.
Уроки на начальных этапах должны охватывать все важные моменты:
- Основы нотной грамоты,
- Знакомство с клавиатурой,
- Постановка рук, упражнения для пальчиков,
- Правильная посадка за инструментом,
- Развитие ритма, слуха и памяти,
- Формирование технических навыков,
- Изучение гамм и этюдов.
Воспитывать в ребенке терпение, старание, трудолюбие, показывать это своим примером. Если не будет этих качеств трудно будет достигать поставленных целей как в годы обучения, так и в последующей его жизни. Для этого педагогу важно помогать ребенку преодолевать трудности, не опускать руки. Важно, чтобы и в ребенке был заложен этот стержень – усердие, трудолюбие, упорство, ответственность. Когда есть такие качества в ребенке они вместе с педагогом и заинтересованными родителями смогут достичь высоких результатов. Как говорил советский педагог и пианист Г. Нейгауз, «Учитель игры на любом инструменте должен быть прежде всего учителем, то есть разьяснителем и толкователем музыки».
Глава 2
О роли предмета «Общего фортепиано» в обучении учащихся.
Общее фортепиано – очень важная дисциплина, которая формирует высокие музыкальные и эстетические вкусы учащегося. Предмет помогает осуществлять межпредметные связи. Тесная связь игры на фортепиано с Сольфеджио, Музыкальной литературой, Хоровым и Вокальным пением.
Занятия по общему фортепиано очень важны для всех учащихся музыкальной школы.
Инструменталисты, поначалу не понимая всей сути и важности этого предмета недооценивают его, считая, что им достаточно обучаться только на выбранном им инструменте, но значение предмета Общего фортепиано дает им возможность развития. Помимо выбранного инструмента, они еще приобретают шанс научиться играть на фортепиано, учатся читать с листа, аккомпанировать, транспонировать, играть по слуху, играть в ансамбле. Игра в ансамбле во многом отличается от сольного исполнительства. Игра в ансамбле очень дисциплинирует учащихся, воспитывает в них чувство ответственности не только за себя, но и за напарника, с которым они исполняют произведение. Игра в ансамбле помогает развивать гармонический и полифонический слух учащихся.
Великий музыкант Г. Нейгауз говорил, что «Работая на фортепиано над звуком, добиваясь его улучшения мы влияем на слух и совершенствуем его. А развивая слух, мы непосредственно действуем на слух».
В современных системах обучения в музыкальных школах предмет Общего фортепиано является связующим звеном между специальным предметом и теоретическим предметом. Для воспитания, становления и формирования будущего музыканта, необходим единый тандем в работе педагогов всех дисциплин. Комплексный метод обучения ведет к наиболее высоким результатам обучения.
Глава 3
Презентация методических пособий. Анализ приемов обучения по данным сборникам.
Хотела представить вашему вниманию два сборника. Первый из них «Новая школа игры на фортепиано» авторы и составители Цыганова Галина Георгиевна и Королькова Ирина Станиславовна (издание 6-е Ростов на /Д, Феникс, 209-206 /Хрестоматия педагогического репертуара/)
Основная цель сборника – это обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста игре на фортепиано. В данном сборнике большая роль отведена начальному периоду обучения. Это издание состоит из трех разделов, предусматривая обучение детей от подготовительного до 3 класса детской музыкально школы. Нашему вниманию здесь представлены и отечественная и зарубежная фортепианная классика. Знакомство с таким разнохарактерным репертуаром, очень важно для развития и воспитания юного музыканта.
Сборник начинается со слов «Здравствуй малыш!». Небольшое предисловие вводит нас в мир музыки. Музыка ведь сопровождает нас с самого рождения, с детства, когда мамы и папы пели нам колыбельные песни, пели нам песни из мультфильмов и фильмов. Включали нам музыку, которая поднимала настроение, иногда заставляла задуматься о чем-то, переносила нас в сказочный мир, в сюжеты сказок. Мы знакомились с героями, мультфильмов, которые любили петь – кот Леопольд, крокодил Гена. Чтобы научиться читать и писать, в начале мы знакомились с буквами, потом складывали их в слоги и слова. Также и с музыкой. В начале мы должны изучить нотную грамоту, чтобы потом научиться играть на инструменте. I часть – Фортепианная азбука – она знакомит нас с инструментом фортепиано, на котором ребенок будет обучаться играть. Страницы проиллюстрированы, наглядно показано, как нужно правильно сидеть за инструментом. Далее знакомство с клавиатурой белыми и черными клавишами. Знакомство с регистрами – высокий, средний и низкий. Ребенку предлагается самому нажимая по несколько клавиш, послушать звуки в разных регистрах. Также, как и регистры звуки бывают высокие, средние и низкие. Учащемуся показывают картинки разных животных и предлагают подумать в каком регистре живут те или иные звери. На картинках изображены (заяц, волк, мышонок, слон, бегемот, белка, котик и ежик). Далее знакомство с октавами. Знакомство с нотами и их названиями. Расположение их на нотном стане или Нотоносце. Все это сопровождается различными иллюстрациями.
Вначале каждого нотного стана ставится Ключ, Первый ключ с которым мы познакомились- это Скрипичный ключ.
Знакомство с нашими пальчиками. Вспоминаем название каждого пальчика. Чтобы было музыкантам удобно, их записывают в нотах и называют цифрами:
1 – большой;
2 – указательный;
3 – средний;
4 – безымянный;
5 – мизинец.
Аппликатура – это расстановка пальцев – номера пальцев.
Знакомство с размерами в произведениях.
Размеры – это цифры, которые ставятся возле ключа. Верхняя цифра –показывает количество долей в каждом такте. Нижняя цифра – показывает длительность этих долей.
Знакомство с длительностями нот. Предлагаются упражнения, например, пропеть мелодию и прохлопать ритм в «Маленькой елочке». Глядя в учебник, педагог вместе с учеником хлопают ритм этой песенки, при этом останавливаясь на белой нотке и тянут слог. Также предлагается несколько вариантов стишков с ритмами и нужно найти среди них стишки с одинаковым ритмом. Далее, чтобы уже более подробно познакомиться с пройденным материалом, а также продолжить изучение нового материала, переходим к знакомству с песенками.
Знакомство со штрихом нон легато, когда звуки не связываются между собой, после нажатия каждого звука руку приподнимаем над клавишей. «Жучка», «Сорока-ворона» и тут много различных номеров, которые помогут нам поработать под штрихом нон легато.
Знакомство с легато, когда учимся исполнять связно, объединяя звуки между собой (№15 «Василек»)
Знакомство со знаком реприза – повторение (№22 «Веселые гуси», №24 «Лошадка»).
Знакомство со знаками альтерации Диез - повышает звук на полтона №31 «Комары» и Бемоль - понижает звук на полтона №27 «Птичка», №28 «Шляпа». Бекар - отменяет действие диеза и бемоля.
Знакомство с Мажором и Минором. Весело и радостно – это Мажор №34 «Щенок». Грустно и жалобно – это Минор №35 «Ежик».
Знакомство с Басовым ключом – ключом Фа и с малой и большой октавами №36 «Бык», №38 «Шутка», №39 «Сорока-ворона», №40 «Веселая белка». Количество произведений, представленных в первой части сборника, вполне достаточно для усвоения, закрепления знаний начинающего музыканта.
2 часть – предназначена для учеников 1-2 классов. Здесь собрана вся необходимая программа для учащихся, знакомство и с произведениями композиторов-классиков, и обработки народных песен, игра в ансамбле, этюды, крупная форма, полифонические произведения. В конце 2 части есть небольшие пояснения, что означает, например - «Полька» - подвижный танец, который сопровождается маленькими прыжками или - «Менуэт» - старинный парный танец, состоящий из маленьких шагов и приседаний в размере ¾.
3 часть – для учащихся 2-3 классов здесь представлены: полифонические произведения, крупная форма, пьесы, этюды. В конце 3 части есть словарь музыкальных терминов и фортепианной клавиатуры.
Хочу представить Вам второй сборник, который привлек мое внимание «Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли 1-2 классы детских музыкальных школ. Выпуск I: Учебно – методическое пособие».
Этот сборник очень познавателен и полезен для начинающих музыкантов, он вобрал в себя произведения зарубежных и русских современных композиторов. Здесь мы можем ознакомиться с различными произведениями – это и пьесы и сонатины и вариации, ансамбли, все это важно для формирования, развития и обучения юного музыканта.
Некоторые из представленных произведений сопровождаются пояснениями, которые обращают наше внимание на важные моменты, сложности над которыми предлагается проработать отдельно, уделить им большее внимание.
Уже с первых номеров начинается знакомство ученика с разными штрихами: легато, нон легато, стаккато.
Ю. Весняк «Весна» (стр. 4). Пьеса знакомит с нотной грамотой и прививает первоначальные навыки звукоизвлечения. Знакомит ученика с таким штрихом как нон легато несвязно В. Барнаускас (стр. 7) «Ты солнышко к вечеру», Ю. Весняк «Грустная песенка» (стр. 8). Учимся играть на легато, связно. Используем чередование легато и нон легато Ю. Весняк «Зима», «Закат», «Песенка» - учимся играть на легато.
Знакомство со штрихом стаккато отрывисто Ю. Весняк «Снежок» (стр.10), О. Бер «Шалун» (стр. 14), К. Лонгшамп - Дружкевич «Полька» (стр. 14) - здесь отрабатываем все штрихи (стр. 14) стаккато, легато и нон легато.
Пьесы с залигованными по высоте одинаковыми звуками в левой руке. Ю. Весняк «Грустно» (стр. 15), К. Орф «Жалоба» (стр. 16). Полезно будет поиграть с ребенком несложные ансамбли: В. Баркаускас «Тику-тику, по дворику» и «Ты солнышко, к вечеру» (стр. 5). Ученик будет исполнять I партию, мотив часто повторяющийся, при этом будет играть поочередно, то правой то левой рукой. Ансамбли в начале обучения очень полезны для ученика, ему нужно стараться исполнять свою партию ритмически точно, при этом слушать вторую партию. Для начинающих это очень сложно, но очень полезно. Совместное музицирование – формирует внимательность, целеустремленность. Это ответственность не только за себя, но и за партнёра- это искусство понимать друг друга.
Для знакомства ученика с танцевальными жанрами представлены такие произведения как: Я. Сен-Люк «Буррс» (стр. 27), К. Глэзер «Менуэт» (стр. 30), В. Кикта «Сарабанда» (стр. 30). Для первоначального знакомства с элементами полифонии, здесь представлен Этюд В. Курочкина (стр. 31).
Знакомство с крупной формой Ю. Весняк «Тема с вариациями» (стр. 50). Соч.1 № 4. Это произведение решает сразу несколько задач: знакомит с формой вариации, а также приучает к свободной ориентации на клавиатуре. Знакомим ребенка более подробно. Вариации состоят из темы и ее повторных повторений. Слово «вариация» переводится с латинского языка, как «изменение, разнообразие. Тема может быть сочинена самим композитором, заимствована из народной музыки или из произведений другого композитора. Она пишется в любой известной простой форме: в форме периода, двухчастной, трехчастной. По степени изменения темы можно выделить 3 типа вариаций:
1 остинатные, то есть с неизменной темой;
2 строгие или классические, где тема всегда узнаваема;
3 свободные или романтические, где тема меняется до неузнаваемости.
Ю. Весняк «Тема с вариациями». Тема – умеренная, с движением.
Вариация I – нужно исполнить легко.
Вариация II – сдержано.
Вариация III – певуче.
Вариация IV – решительно.
Учащийся учится в одном произведении передать разные характеры, от сдержанного к решительному.
Ю. Весняк Сонатина соч. №1 №5 (стр. 51). Знакомит нас с трехчастным циклом. 1 часть – спокойная, танцевальная, нужна хорошая координация движения. 2 часть – кантиленная мелодия на фоне сложного аккомпанемента, в котором интервалы должны исполняться «как бы» легато. 3 часть – довольно сложная мелодия, при однообразном аккомпанементе, исполняемом на непрерывном кистевом движении.
Так же в сборнике представлены:
Вариации на тему Добри Христова А. Стоянова (стр. 59);
Сонатина I, А. Пирумова (стр. 55);
Сонатина Ф. Шпиндлера 9 стр. 54);
Сонатина №1 А. Пирумова.
Каждое из произведений представляет определенную сложность и преодоление этой сложности путем тщательного изучения.
Ознакомление с более сложными ансамблями, нежели это было в начале ознакомления:
М. Зив «Весенние лужицы»;
А. Вивальди Финал, из «Маленькой симфонии № 1»;
М. Зив «Старинный танец»;
Я. Кепитис «Латышский народный танец»;
М. Зив «Осенний дождик»;
В. Баркаускас «Чего грустишь калинушка, чего грустишь»;
Г. Фрид «В поле колокольчик»;
В. Баркаускас «Маленькие гномики».
Игра в ансамбле вырабатывает такой ценный навык, как умение распределять внимание в процессе игры по многим каналам – это организует и дисциплинирует умственную работу мозга.
Заключение.
При выполнении данной работы мною были проанализированы следующие сборники:
- «Новая школа игры на фортепиано» авторы и составители Цыганова Г.Г. и Королькова И.С.;
- «Пьесы, сонатины, вариации, и ансамбли для фортепиано 1-2 классы детских музыкальных школ. Выпуск 1-й. Учебно-методическое пособие». Составитель Барсукова С.А.
Проанализировав и подробно изучив данные методические пособия, я пришла к выводу, что актуальность выбранной темы подтверждается содержанием накопленного материала, который нужно обязательно использовать в учебном процессе. Первые годы обучения – это особый и важный период, где закладывается фундамент и от этого во многом зависит дальнейшее развитие учащегося. Поэтому с первых дней нужно использовать правильные методы обучения, которые помогут заинтересовать ребенка волшебным миром музыки.
Список литературы:
1 «Новая школа игры на фортепиано» авторы и составители Г.Г. Цыганова и И.С. Королькова – Издание 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009, -206, [1] с. – (Хрестоматия педагогического репертуара).
2 «Пьесы, сонатины, вариации, и ансамбли для фортепиано 1-2 классы детских музыкальных школ. Выпуск 1-й. Учебно-методическое пособие». Составитель С.А. Барсукова Ростов-на-Дону «Феникс» 2003.
3 «Методические рекомендации для преподавателей по классу фортепиано и концертмейстеров» автор и составитель О.Б. Аскарова – Тюмень: РИЦ Тюменской государственной академии культуры, искусств социальных технологий, 2011. – 44с. ББК 85.315.3.