Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль общей физической подготовки в борьбе с гиподинамией среди школьников | Занина Ирина Николаевна. Работа №350646

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.  В данной статье рассматривается значимость общей физической подготовки (ОФП) для профилактики и борьбы с гиподинамией среди школьников 5-11 классов. Гиподинамия, вызванная низкой физической активностью и длительным нахождением в сидячем положении, становится одной из распространенных проблем среди детей и подростков, что ведет к ослаблению физического здоровья, нарушению осанки, ухудшению обмена веществ и снижению общего уровня выносливости. В статье подчеркивается роль учителя физической культуры в разработке программы общей физической подготовки, способствующей всестороннему развитию и поддержанию здоровья учащихся.

Ключевые слова: гиподинамия, школьники, общая физическая подготовка, физическая культура, физическая активность, здоровье детей.

РОЛЬ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В БОРЬБЕ С ГИПОДИНАМИЕЙ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Занина Ирина Николаевна, учитель физической культуры

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа № 4 г.о Мариуполь" ДНР

 

Аннотация. В данной статье рассматривается значимость общей физической подготовки (ОФП) для профилактики и борьбы с гиподинамией среди школьников 5-11 классов. Гиподинамия, вызванная низкой физической активностью и длительным нахождением в сидячем положении, становится одной из распространенных проблем среди детей и подростков, что ведет к ослаблению физического здоровья, нарушению осанки, ухудшению обмена веществ и снижению общего уровня выносливости. В статье подчеркивается роль учителя физической культуры в разработке программы общей физической подготовки, способствующей всестороннему развитию и поддержанию здоровья учащихся.

Ключевые слова: гиподинамия, школьники, общая физическая подготовка, физическая культура, физическая активность, здоровье детей.

 

Гиподинамия представляет собой снижение двигательной активности, которое сопровождается уменьшением тонуса и ослаблением физических возможностей организма. Это явление особенно актуально для школьников, которые значительное время проводят за партами и за экраном компьютеров. Систематическая нехватка физической нагрузки приводит к ослаблению опорно-двигательного аппарата, снижению выносливости и может способствовать развитию хронических заболеваний. В условиях увеличивающегося влияния технологий и роста объема учебной нагрузки роль учителя физической культуры в профилактике гиподинамии через организацию общей физической подготовки становится особенно важной.

Основные аспекты гиподинамии у школьников

Основными факторами, способствующими развитию гиподинамии у школьников, являются:

Малоподвижный образ жизни – длительное сидение на уроках и дома.

Чрезмерное использование гаджетов – активное времяпрепровождение за экраном часто заменяет игры на свежем воздухе и спортивные занятия.

Нарушение режима дня – отсутствие четкого расписания для физической активности и сна.

Психологическая усталость и стресс – под влиянием стресса дети могут утрачивать мотивацию к активным занятиям.

Эти факторы ведут к ослаблению сердечно-сосудистой системы, нарушению обмена веществ, ухудшению координации движений, повышению уровня тревожности и снижению общего уровня здоровья. Общая физическая подготовка позволяет минимизировать данные последствия, увеличивая объем двигательной активности и укрепляя здоровье детей.

Роль общей физической подготовки в борьбе с гиподинамией

Общая физическая подготовка представляет собой комплекс физических упражнений и методов, направленных на всестороннее развитие физических качеств: силы, выносливости, ловкости, гибкости и быстроты. Основной целью ОФП является укрепление организма, повышение уровня здоровья и формирование двигательной активности как привычки. Правильно организованная программа ОФП включает разнообразные упражнения, которые поддерживают интерес к занятиям и формируют у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни.

1. Развитие силы и выносливости

Занятия, направленные на укрепление основных групп мышц, способствуют поддержанию правильной осанки и повышению общей физической выносливости. Силовые упражнения, такие как отжимания, приседания, упражнения с использованием собственного веса, помогают детям улучшать физическую форму, преодолевать психологические барьеры и укреплять уверенность в своих силах.

2. Улучшение координации и ловкости

Развитие координации движений и ловкости предотвращает травмы и позволяет школьникам быстрее и эффективнее выполнять задачи, требующие точности движений. Игры и упражнения на координацию, включающие мячи, барьеры, эстафеты, мотивируют школьников к активному участию и развивают способность быстро и правильно ориентироваться в пространстве.

3. Развитие гибкости

Регулярное выполнение упражнений на растяжку способствует улучшению гибкости, что снижает риск травм, увеличивает подвижность суставов и помогает поддерживать хорошую осанку. Упражнения на гибкость можно включать в разминку и заминку, что делает их частью общей тренировочной программы.

4. Формирование мотивации к физической активности

Мотивация является важной составляющей успешной борьбы с гиподинамией. Учителю физической культуры необходимо поддерживать интерес школьников к занятиям через разнообразие упражнений, соревнования, игры и индивидуальный подход. Включение игровых элементов и достижений (например, личных рекордов) способствует укреплению мотивации детей к регулярным занятиям спортом и формированию устойчивой привычки к здоровому образу жизни.

Методика организации ОФП для профилактики гиподинамии

Организация общей физической подготовки должна учитывать возрастные особенности и уровень физической подготовки школьников. Важно планировать занятия так, чтобы они соответствовали потребностям детей, их интересам и возможностям. Эффективная программа ОФП для школьников 5-11 классов может включать:

Комплекс общеразвивающих упражнений – включение упражнений, развивающих силу, выносливость, координацию и гибкость.

Чередование интенсивности нагрузки – включение в занятия более спокойных упражнений после интенсивных, что позволяет поддерживать равномерное распределение нагрузки.

Игровые методы – использование элементов игры для повышения интереса к занятиям.

Индивидуальные задания и планирование – предоставление школьникам возможностей для достижения личных результатов.

Профилактическая работа по осанке – включение упражнений для укрепления мышц спины и плечевого пояса.

Учитель физической культуры играет ключевую роль в организации занятий. Его поддержка, внимание к успехам и вовлеченность способствуют укреплению доверия школьников к занятиям спортом и улучшению их самооценки.

Проблема гиподинамии среди школьников требует серьезного внимания со стороны педагогов, родителей и самих детей. Организация общей физической подготовки является эффективным методом профилактики гиподинамии и позволяет укрепить здоровье, повысить физическую выносливость и создать положительный настрой на занятия спортом у школьников. Регулярные занятия физической культурой формируют у школьников привычку к активному образу жизни, что является залогом здоровья и благополучия в будущем.

Организация ОФП в рамках школьной программы может существенно снизить влияние гиподинамии и повысить общий уровень здоровья учащихся, обеспечивая им физическое и психологическое благополучие.

 

Список литературы

Боровская Анастасия Сергеевна, Родионова Екатерина Викторовн, Сидорова Анастасия Андреевна Здоровый образ жизни как альтернатива гиподинамии // ИСОМ. 2022.

№6. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovyy-obraz-zhizni-kak-alternativa-gipodinamii

Жданова Д. Р.,

Рубизова

А. А. Гиподинамия - болезнь 21 века // БМИК. 2019. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gipodinamiya-bolezn-21-veka

Курилова В. И.,

Кузюра

Г. Н.,

Щасливый

С. Н., Пустовойт П. А. Роль будущих учителей физической культуры в борьбе с гиподинамией подрастающего поколения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.

2017. №4-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-buduschih-uchiteley-fizicheskoy-kultury-v-borbe-s-gipodinamiey-podrastayuschego-pokoleniya

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×