Название статьи:
"Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста» | Колышкина Светлана Алексеевна. Работа №303355
Дата публикации:
22.10.2022
Автор:
Колышкина Светлана Алексеевна
Описание:
Стендовый доклад в рамках Августовской конференции педагогических работников города Бердска. Программно-методическая сессия №1«Игровая компетентность педагога дошкольной образовательной организации». Одним из вариантов развивающих игр выступают пальчиковые игры. Пальчиковые игры учат ребенка концентрировать внимание и сосредотачиваться на выполнении конкретнойзадачи. Игры с пальчиками позволяют малышу не только весело проводить время, развивать мышление, существенно улучшить память.
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
Центр развития ребенка–
детский сад №2 Дельфин
Стендовый доклад
в рамках Августовской конференции
педагогических работников города Бердска.
Программно-методическая сессия №1
Игровая компетентность педагога
дошкольной образовательной организации
Тема:
Роль пальчиковых игр
в развитии мелкой моторики
у детей младшего дошкольного возраста
Доклад подготовила:
воспитатель
Колышкина Светлана Алексеевна
Бердск, 2018 г.
Актуальность.
Проблема поиска новейших эффективнейших средств для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста остается актуальной уже очень долгое время. Все зависит от ловкости движений пальцев и кисти руки, умения оперировать с мелкими предметами, гибкости, подвижности и пластичности детских ручек.
Начинают развитие мелкой моторики с младшего дошкольного возраста с простых и незатейливых народных игр – потешек, закрепляя в последствии в более старших возрастных периодах более сложными и разнообразными пальчиковыми играми. Именно в этот период дети должны овладеть основными движениями пальцев и кисти руки для того, чтобы у них продолжалось нормальное развитие. Именно поэтому педагогами используются и совершенствуются различные пальчиковые игры в развитии мелкой моторики. Освещение опыта использования различных пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста может быть полезно современным воспитателям ДОУ, логопедам, дефектологам, а также родителям детей.
Проблемой развития мелкой моторики детей занимались и занимаются многие ученые прошлого и современности. Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия Л.Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников), приверженцев идей М.Монтессори (Ю.Фаусек, Е.Хилтунен и др.).
Среди современных исследователей, занимающихся проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста в целом, и развитием мелкой моторики в частности, можно отметить таких ученых как: Ю. Хохрякова, О. Бетехина. Данные ученые-исследователи в своих научных трудах отмечают, что, несмотря на разработанность проблем сенсорного воспитания и развития, результаты обследования детей младшего дошкольного возраста показывают, что в детских садах не в полной мере внедряются имеющиеся в теории научные материалы. Авторы актуализируют проблему внедрения более эффективных личностно-ориентированных форм работы с детьми, акцентирование внимания на игровой форме обучения. Особое внимание в трудах авторы уделяют пальчиковым играм.
Цель данного исследования – раскрыть роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Реализация ФГОС ДО в практику дошкольных образовательных учреждений приносит первые результаты. Смещение акцента с привычного образовательного процесса, направленного на формирование у дошкольников требуемых знаний в сторону развития общей культуры личности, привело педагогов естественным образом к пересмотру устоявшихся малоэффективных форм организации деятельности ребенка во время его пребывания в детском саду. Конечно, никто не отрицает, что наиболее естественным в дошкольном возрасте, иными словами ведущим, видом деятельности является игра. Умелое совмещение педагогами игрового, воспитательного и обучающего компонентов в игре является залогом всестороннего гармоничного развития их воспитанников. Одним из таких вариантов развивающих игр выступают пальчиковые игры.
Пальчиковые игры известны давно. В народной педагогике данные игры зачастую использовались в единстве с другими малыми жанрами фольклора (потешками, прибаутками, дразнилками и пр.). Так, к примеру, всем известны и любимы с детства такие пальчиковые игры, как Идет коза рогатая, Ладушки-ладушки и Сорока-белобока кашку варила, однако это далеко не полный перечень тех игр, что можно и нужно использовать в работе с детьми.
В рамках своего доклада под пальчиковыми играми подразумеваются различные двигательные действия кистью и пальцами под какое-либо речевое сопровождение (сказку, потешку, стишок и пр.). Они помогают инсценировать текст, который не обязательно рифмированный, он может быть и в прозаическом виде, но с простым лаконичным сюжетом, чтобы суметь завлечь ребенка.
Соглашаемся и разделяем мнение с Л.И. Моурлот, Л.А. Ремезовой утверждающими, что пальчиковые игры – это универсальное дидактическое и развивающее средство, сущность которого состоит в том, что во время его проведения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.
Таким образом, в процессе игры дети разминают пальцы и кисти рук, проводят своеобразный пальчиковый тренинг. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.. Смена упражнений помогает напрягать, тонизировать, расслаблять еще неокрепшие и неумелые руки ребенка, постепенно формируя его моторику.
Современный исследователь в развитии сенсорики у детей дошкольного возраста не только раскрывает сущность пальчиковых игр, но и их главное отличие от пальчиковых упражнений, состоящее в сопроводительном речитативном материале. В контексте данного исследования, хотелось бы отметить, что выбор в пользу пальчиковых игр в качестве ведущего средства по развитию мелкой моторики младших дошкольников, пал именно потому, что в силу специфики возраста, детям интереснее играть в сопровождении смешных стишков, инсценировать мини-спектакли, подражать ручной умелости взрослого под соответствующее речевое сопровождение, а не просто выполнять какие-то упражнения пальцами. Если просто показывать упражнения для развития мелкой моторики дети быстро теряют к ним интерес и эффекта от такого обучения нет.
К такому же выводу склоняются многие специалисты, особенно исследователи-практики, методисты, работающие непосредственно в данном русле. Так Инной Евгеньевной Светловой раскрывается значение пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, которое состоит в том что:
развивается ловкость пальцев, умение координировать и согласовывать движения рук и пальцев;
формируется и развивается устная речь ребенка;
развиваются творческие навыки, воображение;
непринужденно прививаются основные культурно-гигиенические навыки;
концентрируется внимание на определенном виде деятельности, что способствует развитию усидчивости;
корректируется эмоциональная сфера ребенка.
Эффективность использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики подчеркивается и в исследовании Л.И. Тищенко, отмечающей, что снизить напряжение в руках и содействовать расслаблению мышц всего тела помогают именно простые движения, такие как пальчиковые сгибы, зажимы, разжимы и пр. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других – ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Широкий спектр пальчиковых игр предоставляет большие возможности в их выборе. Исследователями предлагаются различные способы классификации, приведем наиболее ёмкую и в тоже время компактную, на наш взгляд. Так И.В. Дворова, О.П. Рожков классифицируют пальчиковые игры следующим образом:
пальчиковые игры без речевого сопровождения;
пальчиковые игры с речевым сопровождением;
народные пальчиковые игры;
кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
упражнения пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый – природный, хозяйственно-бытовой.
Главный принцип отбора пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста состоит в том, что составляющие их упражнения должны быть разнообразными, сочетающими в себе сжатие, расслабление, растяжение пальцев, а также по возможности акцентирующими внимание поочередно на каждом пальчике.
Выводы. Пальчиковые игры – наиболее эффективное средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста при умелом их использовании. Доступность понимаю детей изображаемых персонажей пальчиковых игр (семья пальчиков, сорока, коза, паучок и пр.) делает процесс игры увлекательным развлечением, дети охотно повторяют за взрослым движения, у них улучшается настроение, снимается мышечный тонус, активизируются творческие задатки, развивается память, улучшается речь. Все это в совокупности представляет собой мощнейшее и в тоже время доступное средство развития ребенка. Большое разнообразие видов упражнений в пальчиковых играх дает возможность использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в развитии мелкой моторики ребенка.
Работая над развитием мелкой моторики у детей, стремимся к решению задач целевого ориентира, обозначенного Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Как было уже отмечено, важным в осуществлении поставленной цели является создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие детей, в том числе и развитие мелкой моторики. С целью оптимизации педагогического процесса я регулярно пополняю свою методическую копилку новыми пособиями, играми по тематике. Развивающая предметно-пространственная среда постоянно совершенствуется с учетом современных требований. В группе функционирует центр речевого развития, одним из направлений которого выступает развитие мелкой моторики.
Весь материал является доступным для детей, что обеспечивает реализацию одного из принципов построения предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Большой популярностью у детей пользуются пальчиковые игры. Игры с пальчиками позволяют малышу не только весело проводить время, но и развивать мышление, существенно улучшить память. Пальчиковые игры учат ребенка концентрировать внимание и сосредотачиваться на выполнении конкретной задачи. Также они способствуют активизации речевых центров головного мозга. Именно поэтому, дети, занимающиеся пальчиковыми играми, раньше начинают говорить.
Родители с удовольствием откликаются на просьбу в изготовлении разных пособий по развитию мелкой моторики, поделок. Дети с гордостью показывают коллективные творения, в изготовлении которых принимали участие и младшие члены семьи.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
для детей младшего дошкольного возраста
ШАЛУН
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила
(чертить круговые линии на ладошке малыша)Этому дала, этому дала,Этому дала, этому дала,
(загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
А этому – не дала.Он много шалил,Свою тарелку разбил(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
БЕЛОЧКА (по мотивам народной песенки)Сидит белка на тележке,Продаёт свои орешки;Лисичке-сестричке,Воробью, синичке,Мишке косолапому,Заиньке усатому.(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
ДЕТКИ
Раз, два, три, четыре, пять,Будем пальчики считать –Крепкие, дружные,Все такие нужные.(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише,не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове вставать – открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
ЛАДОНЬ-КУЛАК
Хочешь? Тоже делай так:То ладонь, а то – кулак.(руки положить на стол, ладони прижаты к столу; одновременно сжать два кулачка {позиция "кулак"- "кулак"}; разжать пальцы одной руки и прижать её к столу {позиция "рука" - "кулак"}; для усложнения увеличить темп движения)
ПО ГРИБЫ
Раз, два, три, четыре, пять,Мы идём грибы искать!Этот пальчик в лес пошёл,Этот пальчик гриб нашёл.Этот пальчик чистить стал.Этот пальчик жарить стал,Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
ПАЛЬЧИКИ
Раз, два, три, четыре, пять,Вышли пальчики гулять!Раз, два, три, четыре, пять,В домик спрятались опять.(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого)Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки)Листья берёзы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого)Листья тополя, листья осины,Листики дуба мы соберём.
ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ
Есть игрушки у меня: (хлопать в ладоши)Паровоз и два коня,Серебристый самолёт,Три ракеты, вездеход,Самосвал,Подъёмный кран (загибать поочерёдно пальчики).
МАЛЬЧИКИ
Этот мальчик хочет спать. (малыш разворачивает одну ручку ладошкой к себе, другой ручкой загибает мизинчик на этой руке)
Этот мальчик лег в кровать. (загибаем безымянный палец)
Этот пальчик чуть вздремнул. (загибаем средний палец)
Этот сразу же уснул. (загибаем указательный палец)
Этот очень крепко спит
и тихонечко сопит. (загибаем большой палец)
Будут птички щебетать, (пальцы одной руки слаживаем как раскрытый клюв, открывая и закрывая его)
Будут мальчики вставать! (пальцы второй руки распрямляем).
ПАСТУШОК
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,Потерял пастух дуду. (пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитироватьигру на трубе)
А я дудочку нашла,Пастушку я отдала. (хлопки в ладоши)Ну-ка, милый пастушок,Ты спеши-ка на лужок,Там Бурёнка лежитНа теляток глядит.А домой не идёт,Молочка не несёт.Надо кашу варить,
Деток(можно произносить имя вашего малыша)Кашей кормить. (указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)
ЗАМОК
На двери висит замок(руки в замке)Кто его открыть бы смог?(пальчики тянем, не разжимая)Потянули,(потянули)Покрутили,(вращаем руки)Постучали(стучим основанием ладоней)И – открыли!(руки разжимаются)
ДОМИК
Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой
рукой)
Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)
Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)
КОМАР
Летит муха вокруг уха, жжж(водим пальчиком вокруг уха)Летят осы вокруг носа, сссс(водим пальчиком вокруг носа)Летит комар, на лоб – оп(пальчиком дотрагиваемся до лба)А мы его – хлоп(ладошкой до лба)И к уху, зззз(зажимаем кулачок, подносим его к уху)Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
КОТИК
Котик лапкой умываетсяВидно, в гости собираетсяВымыл носик. Вымыл ротик.Вымыл ухо. Вытер сухо. (выполнять действия по смыслу)
ТАБУНОК
Это помощники мои, (руки находятся на столе, ладони внизу).
Их как ты хочешь, поверни. (поворачиваем ладони в разные стороны)
По дороге серой, гладкой (проводим руками по столу)
Скачут пальцы, как лошадки.
Скок-скок-скок, скок-скок-скок,
Скачет наш табунок. (продвижение вперед левой, а потом правой рукой, сгибая и разгибая пальцы рук).
ОЛАДУШКИ
Когда мама месит тесто,
Всем так интересно
(одна рука сжата в кулачок, как будто держит кастрюльку, другой делаем движения, словно месим)
Ладушки, ладушки! (дружно хлопаем в ладоши)
Что пекли? Оладушки.
(одной рукой как-будто держим сковородку, другой словно льем на нее тесто)
Раз – оладушек для папы.
(как бы раскладываем оладушки по воображаемым тарелкам)
Два – оладушек для мамы.
Три – ….
Четыре – ….(называем разные имена людей, которые знает ребенок)
А Миша-дружок
Получает пирожок!
(сцепляем кисти рук)
Очень вкусно!
АПЕЛЬСИН
Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)Много нас – а он – одинЭта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)Эта долька – для чижаЭта долька – для котятЭта долька – для утятЭта долька – для бобраА для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)
ХОЗЯЙСТВО
Наши уточки с двора:
Кря-кря-кря. (пальцы слаживаем как раскрытый клюв)
Наши гуси у пруда: Га-га-га. (как будто открываем, закрываем клюв)
Наши гуленьки в саду: Гу-гу-гу. (руки поднимаем вверх, машем кистями)
Наши курочки в окно: Ко-ко-ко. (стучим указательным пальчиком)
А вот Петя-петушок рано-рано поутру (спину выпрямляем, голову поднимаем, руки ставим в стороны)
Нам споет: Ку-ка-ре-ку! (машем руками как крыльями и кукарекаем)
В ГОСТИ
К Жоре гости прибежали (пальчики рук бегут по столу)
Все друг другу ручки жали. (делаем несколько рукопожатий)
Здравствуй, Миша! (большие и указательные пальцы рук соединяем подушечками, образуя кольца)
Здравствуй, Вера! (Соединяем подушечки средних и больших пальцев)
Рад, Гриша! (соединяем безымянные и большие пальчики)
Рад, Лера! (здороваются большие пальцы и мизинчики)
Хотите пирожок? (ладошки соединяем в виде пирожка)
А может, коржик? (показываем раскрытые ладошки)
Или же рожок? (сжимаем кулачки на обеих руках)
Вот горох вам на дорожку. (ребенок раскрывает свои ладошки, а вы легонько стучите по ним, как будто сыпется горох)
Вы берите понемножку! (ребенок щиплет ладошку, как бы собирая горох)
С ручек все встряхните крошки. (трясем кистями рук и хлопаем в ладошки)
РЕПКА
Мы репку сажали, (пальцами как-будто роем ямку на ладошке)
Репку поливали. (имитируем, как из лейки льется вода)
Выросла репка (выпрямляем все пальчики рук)
Хороша и крепка! (ладонь открытая, пальцы согнуть в крючочки. Этими крючочками своих пальцев возьмитесь за крючочки ребенка и тяните. Каждый тянет в свою сторону.)
А вытянуть не можем!
Кто нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ура! (расцепляем руки, трясем кистями).
ДОМ
Стук-стук-постук, раздается, где то стук.Молоточки стучат, строят домик для зайчат –
Вот с такою крышей,(ладошки над головой)Вот с такими стенами,(ладошки около щёчек)Вот с такими окнами,(ладошки перед лицом)Вот с такою дверью,(одна ладошка перед лицом)И вот с таким замком!(сцепили ручки)
ПИРОГ
Тесто ручками помнем, (сжимаем и разжимаем пальчики)
Пирог сладкий испечем. (слаживаем ладони обоих рук в виде пирога)
Серединку смажем джемом, (гладим пальчиками ладонь одной руки)
А верхушку вкусным кремом. (приподнимаем ладошки выше и выполняем круговые движения)
И кокосовой крошкой
Присыпаемпирог немножко, ( имитируем посыпание крошки пальчиками обеих рук)
А потом и чай заварим, (как-будто помешиваем чай)
Пирогами вас одарим. (слаживаем пальцы в кулачки)
КОТ И МЫШИ
Динь-динь-бом,Динь-динь-бом (позвенеть у правого уха)Ходит кошка с бубенцом.Мыши сразу услыхали. (руку к левому уху)Динь-бом, динь-бом.Быстро в норку убежали (бежать пальцами по столу)Динь-бом, динь-бом.Затворили крепко дверь (спрятать руки под стол)Динь-бом, динь-бом.Не поймаешь их теперь. (погрозить пальчиком)Динь-бом, динь-бом.
ЖУЧОК
Этот маленький жучокпо земле гуляет, (перебираем пальцами по ступням.)Листик сладенький найдёти его кусает.(щипаем ступни.)Чтоб ещё листочек съесть,Хочет он повыше влезть. (перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей).Этот маленький жучокпо траве гуляет...(перебираем пальцами по коленям).
Этот маленький жучокпо кустам гуляет...(перебираем пальцами по животу).
Этот маленький жучоквыше залезает, (перебираем пальцами по груди).Вот он ямочку нашёл, (жучок заползает в ямочку на плече у шеи.)Лёг и отдыхает. (пальчики сжимаем в кулаки.)Он не будет вас кусать,Хочет он чуть-чуть поспать.(опускаем голову вниз, глаза закрываем.)
ПТИЧКИ
Птички прилетали,Крыльями махали.Сели. Посидели.И дальше полетели.(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)
КОТЯТА
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.У кошечки нашей есть десять котят, (покачиваем руками, не разъединяя их).Сейчас все котята по парам стоят:Два толстых, два ловких,Два длинных, два хитрых,Два маленьких самыхИ самых красивых. (постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
ЖУК
Жук летит, жук жужжит
И усами шевелит.
(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)
ГОСТИ
К Кате гости прибежали,(бежим пальчиками по столу или по полу)Все друг другу руки жали.Здравствуй Жора,(соединяем большой и указательные пальчики)Здравствуй Жанна, (большой и средний)Рад Серёжа, (большой и безымянный)Рад Снежана(большой и мизинец)Не хотите ль пирожок?(ладошки складываем вместе)Может коржик(показываем 2 открытые ладошки)Иль рожок (2 кулачка ставим, друг на дружку)Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)Все стряхнули быстро крошкиИ захлопали в ладошки!
ГОРШОК
Жили – были в домике(сжимать и разжимать кулачки)Маленькие гномики:Токи, Бики, Лики, Чики, Микки. (загибать пальчики, начиная с мизинца)Раз,два,три,четыре,пять(разгибать пальчики)Стали гномики стирать(тереть кулачки друг о друга)Таки – рубашки,(загибать пальчики,начиная с большого)Тики – платочки,Лики – штанишки,Чики – носочки,Микки умница был,Всем водичку носил.
КОТЁНОК
Шёл один я по дорожке,(показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки,(показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка,(показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки,(показываем четыре пальчика)
На лапках – острые царапки,(царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять,(на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать!(двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
КАПУСТА
Мы капусту рубим, рубим(ладошками рубим)Мы капусту трём, трём(кулачки трут друг друга)Мы капусту солим, солим(солим щепоткой)Мы капусту мнём, мнём(пальчики сжимаем и разжимаем)В баночку кладём и пробуем.
КОЗА
У козы торчат рога,
Может забодать она.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)
ЁЖИК у малыша в руках резиновый мячик ёжик
Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки? (малыш катает ёжика ладошками)Надо бельчонку сшить распашонку (малыш катает ёжика по животику)Шалуну зайчишке починить штанишки(катаем по ножкам)Фыркнул ёжик – отойдите и не плачьте, не просите (катаем по полу)Если дам иголки – съедят меня волки!!! (ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)
СТУЛ
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
(левая ладонь – вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)
ЛОДКА
Лодочка плывёт по речке,Оставляя на воде колечки.(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)
СТОЛ
У стола 4 ножки
Сверху крышка, как ладошка.
(левая рука – в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)
ОЧКИ
Бабушка очки надела и внучонка разглядела.(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)
ПАРОХОД
Пароход плывёт по речке
И пыхтит он, словно печка.
(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)
Скачать работу
образовательное учреждение
Центр развития ребенка–
детский сад №2 Дельфин
Стендовый доклад
в рамках Августовской конференции
педагогических работников города Бердска.
Программно-методическая сессия №1
Игровая компетентность педагога
дошкольной образовательной организации
Тема:
Роль пальчиковых игр
в развитии мелкой моторики
у детей младшего дошкольного возраста
Доклад подготовила:
воспитатель
Колышкина Светлана Алексеевна
Бердск, 2018 г.
Актуальность.
Проблема поиска новейших эффективнейших средств для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста остается актуальной уже очень долгое время. Все зависит от ловкости движений пальцев и кисти руки, умения оперировать с мелкими предметами, гибкости, подвижности и пластичности детских ручек.
Начинают развитие мелкой моторики с младшего дошкольного возраста с простых и незатейливых народных игр – потешек, закрепляя в последствии в более старших возрастных периодах более сложными и разнообразными пальчиковыми играми. Именно в этот период дети должны овладеть основными движениями пальцев и кисти руки для того, чтобы у них продолжалось нормальное развитие. Именно поэтому педагогами используются и совершенствуются различные пальчиковые игры в развитии мелкой моторики. Освещение опыта использования различных пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста может быть полезно современным воспитателям ДОУ, логопедам, дефектологам, а также родителям детей.
Проблемой развития мелкой моторики детей занимались и занимаются многие ученые прошлого и современности. Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия Л.Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников), приверженцев идей М.Монтессори (Ю.Фаусек, Е.Хилтунен и др.).
Среди современных исследователей, занимающихся проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста в целом, и развитием мелкой моторики в частности, можно отметить таких ученых как: Ю. Хохрякова, О. Бетехина. Данные ученые-исследователи в своих научных трудах отмечают, что, несмотря на разработанность проблем сенсорного воспитания и развития, результаты обследования детей младшего дошкольного возраста показывают, что в детских садах не в полной мере внедряются имеющиеся в теории научные материалы. Авторы актуализируют проблему внедрения более эффективных личностно-ориентированных форм работы с детьми, акцентирование внимания на игровой форме обучения. Особое внимание в трудах авторы уделяют пальчиковым играм.
Цель данного исследования – раскрыть роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Реализация ФГОС ДО в практику дошкольных образовательных учреждений приносит первые результаты. Смещение акцента с привычного образовательного процесса, направленного на формирование у дошкольников требуемых знаний в сторону развития общей культуры личности, привело педагогов естественным образом к пересмотру устоявшихся малоэффективных форм организации деятельности ребенка во время его пребывания в детском саду. Конечно, никто не отрицает, что наиболее естественным в дошкольном возрасте, иными словами ведущим, видом деятельности является игра. Умелое совмещение педагогами игрового, воспитательного и обучающего компонентов в игре является залогом всестороннего гармоничного развития их воспитанников. Одним из таких вариантов развивающих игр выступают пальчиковые игры.
Пальчиковые игры известны давно. В народной педагогике данные игры зачастую использовались в единстве с другими малыми жанрами фольклора (потешками, прибаутками, дразнилками и пр.). Так, к примеру, всем известны и любимы с детства такие пальчиковые игры, как Идет коза рогатая, Ладушки-ладушки и Сорока-белобока кашку варила, однако это далеко не полный перечень тех игр, что можно и нужно использовать в работе с детьми.
В рамках своего доклада под пальчиковыми играми подразумеваются различные двигательные действия кистью и пальцами под какое-либо речевое сопровождение (сказку, потешку, стишок и пр.). Они помогают инсценировать текст, который не обязательно рифмированный, он может быть и в прозаическом виде, но с простым лаконичным сюжетом, чтобы суметь завлечь ребенка.
Соглашаемся и разделяем мнение с Л.И. Моурлот, Л.А. Ремезовой утверждающими, что пальчиковые игры – это универсальное дидактическое и развивающее средство, сущность которого состоит в том, что во время его проведения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.
Таким образом, в процессе игры дети разминают пальцы и кисти рук, проводят своеобразный пальчиковый тренинг. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.. Смена упражнений помогает напрягать, тонизировать, расслаблять еще неокрепшие и неумелые руки ребенка, постепенно формируя его моторику.
Современный исследователь в развитии сенсорики у детей дошкольного возраста не только раскрывает сущность пальчиковых игр, но и их главное отличие от пальчиковых упражнений, состоящее в сопроводительном речитативном материале. В контексте данного исследования, хотелось бы отметить, что выбор в пользу пальчиковых игр в качестве ведущего средства по развитию мелкой моторики младших дошкольников, пал именно потому, что в силу специфики возраста, детям интереснее играть в сопровождении смешных стишков, инсценировать мини-спектакли, подражать ручной умелости взрослого под соответствующее речевое сопровождение, а не просто выполнять какие-то упражнения пальцами. Если просто показывать упражнения для развития мелкой моторики дети быстро теряют к ним интерес и эффекта от такого обучения нет.
К такому же выводу склоняются многие специалисты, особенно исследователи-практики, методисты, работающие непосредственно в данном русле. Так Инной Евгеньевной Светловой раскрывается значение пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, которое состоит в том что:
развивается ловкость пальцев, умение координировать и согласовывать движения рук и пальцев;
формируется и развивается устная речь ребенка;
развиваются творческие навыки, воображение;
непринужденно прививаются основные культурно-гигиенические навыки;
концентрируется внимание на определенном виде деятельности, что способствует развитию усидчивости;
корректируется эмоциональная сфера ребенка.
Эффективность использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики подчеркивается и в исследовании Л.И. Тищенко, отмечающей, что снизить напряжение в руках и содействовать расслаблению мышц всего тела помогают именно простые движения, такие как пальчиковые сгибы, зажимы, разжимы и пр. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других – ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Широкий спектр пальчиковых игр предоставляет большие возможности в их выборе. Исследователями предлагаются различные способы классификации, приведем наиболее ёмкую и в тоже время компактную, на наш взгляд. Так И.В. Дворова, О.П. Рожков классифицируют пальчиковые игры следующим образом:
пальчиковые игры без речевого сопровождения;
пальчиковые игры с речевым сопровождением;
народные пальчиковые игры;
кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
упражнения пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый – природный, хозяйственно-бытовой.
Главный принцип отбора пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста состоит в том, что составляющие их упражнения должны быть разнообразными, сочетающими в себе сжатие, расслабление, растяжение пальцев, а также по возможности акцентирующими внимание поочередно на каждом пальчике.
Выводы. Пальчиковые игры – наиболее эффективное средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста при умелом их использовании. Доступность понимаю детей изображаемых персонажей пальчиковых игр (семья пальчиков, сорока, коза, паучок и пр.) делает процесс игры увлекательным развлечением, дети охотно повторяют за взрослым движения, у них улучшается настроение, снимается мышечный тонус, активизируются творческие задатки, развивается память, улучшается речь. Все это в совокупности представляет собой мощнейшее и в тоже время доступное средство развития ребенка. Большое разнообразие видов упражнений в пальчиковых играх дает возможность использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в развитии мелкой моторики ребенка.
Работая над развитием мелкой моторики у детей, стремимся к решению задач целевого ориентира, обозначенного Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Как было уже отмечено, важным в осуществлении поставленной цели является создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие детей, в том числе и развитие мелкой моторики. С целью оптимизации педагогического процесса я регулярно пополняю свою методическую копилку новыми пособиями, играми по тематике. Развивающая предметно-пространственная среда постоянно совершенствуется с учетом современных требований. В группе функционирует центр речевого развития, одним из направлений которого выступает развитие мелкой моторики.
Весь материал является доступным для детей, что обеспечивает реализацию одного из принципов построения предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Большой популярностью у детей пользуются пальчиковые игры. Игры с пальчиками позволяют малышу не только весело проводить время, но и развивать мышление, существенно улучшить память. Пальчиковые игры учат ребенка концентрировать внимание и сосредотачиваться на выполнении конкретной задачи. Также они способствуют активизации речевых центров головного мозга. Именно поэтому, дети, занимающиеся пальчиковыми играми, раньше начинают говорить.
Родители с удовольствием откликаются на просьбу в изготовлении разных пособий по развитию мелкой моторики, поделок. Дети с гордостью показывают коллективные творения, в изготовлении которых принимали участие и младшие члены семьи.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
для детей младшего дошкольного возраста
ШАЛУН
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила
(чертить круговые линии на ладошке малыша)Этому дала, этому дала,Этому дала, этому дала,
(загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
А этому – не дала.Он много шалил,Свою тарелку разбил(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
БЕЛОЧКА (по мотивам народной песенки)Сидит белка на тележке,Продаёт свои орешки;Лисичке-сестричке,Воробью, синичке,Мишке косолапому,Заиньке усатому.(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
ДЕТКИ
Раз, два, три, четыре, пять,Будем пальчики считать –Крепкие, дружные,Все такие нужные.(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише,не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове вставать – открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
ЛАДОНЬ-КУЛАК
Хочешь? Тоже делай так:То ладонь, а то – кулак.(руки положить на стол, ладони прижаты к столу; одновременно сжать два кулачка {позиция "кулак"- "кулак"}; разжать пальцы одной руки и прижать её к столу {позиция "рука" - "кулак"}; для усложнения увеличить темп движения)
ПО ГРИБЫ
Раз, два, три, четыре, пять,Мы идём грибы искать!Этот пальчик в лес пошёл,Этот пальчик гриб нашёл.Этот пальчик чистить стал.Этот пальчик жарить стал,Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
ПАЛЬЧИКИ
Раз, два, три, четыре, пять,Вышли пальчики гулять!Раз, два, три, четыре, пять,В домик спрятались опять.(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого)Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки)Листья берёзы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого)Листья тополя, листья осины,Листики дуба мы соберём.
ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ
Есть игрушки у меня: (хлопать в ладоши)Паровоз и два коня,Серебристый самолёт,Три ракеты, вездеход,Самосвал,Подъёмный кран (загибать поочерёдно пальчики).
МАЛЬЧИКИ
Этот мальчик хочет спать. (малыш разворачивает одну ручку ладошкой к себе, другой ручкой загибает мизинчик на этой руке)
Этот мальчик лег в кровать. (загибаем безымянный палец)
Этот пальчик чуть вздремнул. (загибаем средний палец)
Этот сразу же уснул. (загибаем указательный палец)
Этот очень крепко спит
и тихонечко сопит. (загибаем большой палец)
Будут птички щебетать, (пальцы одной руки слаживаем как раскрытый клюв, открывая и закрывая его)
Будут мальчики вставать! (пальцы второй руки распрямляем).
ПАСТУШОК
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,Потерял пастух дуду. (пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитироватьигру на трубе)
А я дудочку нашла,Пастушку я отдала. (хлопки в ладоши)Ну-ка, милый пастушок,Ты спеши-ка на лужок,Там Бурёнка лежитНа теляток глядит.А домой не идёт,Молочка не несёт.Надо кашу варить,
Деток(можно произносить имя вашего малыша)Кашей кормить. (указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)
ЗАМОК
На двери висит замок(руки в замке)Кто его открыть бы смог?(пальчики тянем, не разжимая)Потянули,(потянули)Покрутили,(вращаем руки)Постучали(стучим основанием ладоней)И – открыли!(руки разжимаются)
ДОМИК
Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой
рукой)
Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)
Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)
КОМАР
Летит муха вокруг уха, жжж(водим пальчиком вокруг уха)Летят осы вокруг носа, сссс(водим пальчиком вокруг носа)Летит комар, на лоб – оп(пальчиком дотрагиваемся до лба)А мы его – хлоп(ладошкой до лба)И к уху, зззз(зажимаем кулачок, подносим его к уху)Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
КОТИК
Котик лапкой умываетсяВидно, в гости собираетсяВымыл носик. Вымыл ротик.Вымыл ухо. Вытер сухо. (выполнять действия по смыслу)
ТАБУНОК
Это помощники мои, (руки находятся на столе, ладони внизу).
Их как ты хочешь, поверни. (поворачиваем ладони в разные стороны)
По дороге серой, гладкой (проводим руками по столу)
Скачут пальцы, как лошадки.
Скок-скок-скок, скок-скок-скок,
Скачет наш табунок. (продвижение вперед левой, а потом правой рукой, сгибая и разгибая пальцы рук).
ОЛАДУШКИ
Когда мама месит тесто,
Всем так интересно
(одна рука сжата в кулачок, как будто держит кастрюльку, другой делаем движения, словно месим)
Ладушки, ладушки! (дружно хлопаем в ладоши)
Что пекли? Оладушки.
(одной рукой как-будто держим сковородку, другой словно льем на нее тесто)
Раз – оладушек для папы.
(как бы раскладываем оладушки по воображаемым тарелкам)
Два – оладушек для мамы.
Три – ….
Четыре – ….(называем разные имена людей, которые знает ребенок)
А Миша-дружок
Получает пирожок!
(сцепляем кисти рук)
Очень вкусно!
АПЕЛЬСИН
Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)Много нас – а он – одинЭта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)Эта долька – для чижаЭта долька – для котятЭта долька – для утятЭта долька – для бобраА для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)
ХОЗЯЙСТВО
Наши уточки с двора:
Кря-кря-кря. (пальцы слаживаем как раскрытый клюв)
Наши гуси у пруда: Га-га-га. (как будто открываем, закрываем клюв)
Наши гуленьки в саду: Гу-гу-гу. (руки поднимаем вверх, машем кистями)
Наши курочки в окно: Ко-ко-ко. (стучим указательным пальчиком)
А вот Петя-петушок рано-рано поутру (спину выпрямляем, голову поднимаем, руки ставим в стороны)
Нам споет: Ку-ка-ре-ку! (машем руками как крыльями и кукарекаем)
В ГОСТИ
К Жоре гости прибежали (пальчики рук бегут по столу)
Все друг другу ручки жали. (делаем несколько рукопожатий)
Здравствуй, Миша! (большие и указательные пальцы рук соединяем подушечками, образуя кольца)
Здравствуй, Вера! (Соединяем подушечки средних и больших пальцев)
Рад, Гриша! (соединяем безымянные и большие пальчики)
Рад, Лера! (здороваются большие пальцы и мизинчики)
Хотите пирожок? (ладошки соединяем в виде пирожка)
А может, коржик? (показываем раскрытые ладошки)
Или же рожок? (сжимаем кулачки на обеих руках)
Вот горох вам на дорожку. (ребенок раскрывает свои ладошки, а вы легонько стучите по ним, как будто сыпется горох)
Вы берите понемножку! (ребенок щиплет ладошку, как бы собирая горох)
С ручек все встряхните крошки. (трясем кистями рук и хлопаем в ладошки)
РЕПКА
Мы репку сажали, (пальцами как-будто роем ямку на ладошке)
Репку поливали. (имитируем, как из лейки льется вода)
Выросла репка (выпрямляем все пальчики рук)
Хороша и крепка! (ладонь открытая, пальцы согнуть в крючочки. Этими крючочками своих пальцев возьмитесь за крючочки ребенка и тяните. Каждый тянет в свою сторону.)
А вытянуть не можем!
Кто нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ура! (расцепляем руки, трясем кистями).
ДОМ
Стук-стук-постук, раздается, где то стук.Молоточки стучат, строят домик для зайчат –
Вот с такою крышей,(ладошки над головой)Вот с такими стенами,(ладошки около щёчек)Вот с такими окнами,(ладошки перед лицом)Вот с такою дверью,(одна ладошка перед лицом)И вот с таким замком!(сцепили ручки)
ПИРОГ
Тесто ручками помнем, (сжимаем и разжимаем пальчики)
Пирог сладкий испечем. (слаживаем ладони обоих рук в виде пирога)
Серединку смажем джемом, (гладим пальчиками ладонь одной руки)
А верхушку вкусным кремом. (приподнимаем ладошки выше и выполняем круговые движения)
И кокосовой крошкой
Присыпаемпирог немножко, ( имитируем посыпание крошки пальчиками обеих рук)
А потом и чай заварим, (как-будто помешиваем чай)
Пирогами вас одарим. (слаживаем пальцы в кулачки)
КОТ И МЫШИ
Динь-динь-бом,Динь-динь-бом (позвенеть у правого уха)Ходит кошка с бубенцом.Мыши сразу услыхали. (руку к левому уху)Динь-бом, динь-бом.Быстро в норку убежали (бежать пальцами по столу)Динь-бом, динь-бом.Затворили крепко дверь (спрятать руки под стол)Динь-бом, динь-бом.Не поймаешь их теперь. (погрозить пальчиком)Динь-бом, динь-бом.
ЖУЧОК
Этот маленький жучокпо земле гуляет, (перебираем пальцами по ступням.)Листик сладенький найдёти его кусает.(щипаем ступни.)Чтоб ещё листочек съесть,Хочет он повыше влезть. (перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей).Этот маленький жучокпо траве гуляет...(перебираем пальцами по коленям).
Этот маленький жучокпо кустам гуляет...(перебираем пальцами по животу).
Этот маленький жучоквыше залезает, (перебираем пальцами по груди).Вот он ямочку нашёл, (жучок заползает в ямочку на плече у шеи.)Лёг и отдыхает. (пальчики сжимаем в кулаки.)Он не будет вас кусать,Хочет он чуть-чуть поспать.(опускаем голову вниз, глаза закрываем.)
ПТИЧКИ
Птички прилетали,Крыльями махали.Сели. Посидели.И дальше полетели.(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)
КОТЯТА
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.У кошечки нашей есть десять котят, (покачиваем руками, не разъединяя их).Сейчас все котята по парам стоят:Два толстых, два ловких,Два длинных, два хитрых,Два маленьких самыхИ самых красивых. (постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
ЖУК
Жук летит, жук жужжит
И усами шевелит.
(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)
ГОСТИ
К Кате гости прибежали,(бежим пальчиками по столу или по полу)Все друг другу руки жали.Здравствуй Жора,(соединяем большой и указательные пальчики)Здравствуй Жанна, (большой и средний)Рад Серёжа, (большой и безымянный)Рад Снежана(большой и мизинец)Не хотите ль пирожок?(ладошки складываем вместе)Может коржик(показываем 2 открытые ладошки)Иль рожок (2 кулачка ставим, друг на дружку)Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)Все стряхнули быстро крошкиИ захлопали в ладошки!
ГОРШОК
Жили – были в домике(сжимать и разжимать кулачки)Маленькие гномики:Токи, Бики, Лики, Чики, Микки. (загибать пальчики, начиная с мизинца)Раз,два,три,четыре,пять(разгибать пальчики)Стали гномики стирать(тереть кулачки друг о друга)Таки – рубашки,(загибать пальчики,начиная с большого)Тики – платочки,Лики – штанишки,Чики – носочки,Микки умница был,Всем водичку носил.
КОТЁНОК
Шёл один я по дорожке,(показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки,(показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка,(показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки,(показываем четыре пальчика)
На лапках – острые царапки,(царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять,(на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать!(двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
КАПУСТА
Мы капусту рубим, рубим(ладошками рубим)Мы капусту трём, трём(кулачки трут друг друга)Мы капусту солим, солим(солим щепоткой)Мы капусту мнём, мнём(пальчики сжимаем и разжимаем)В баночку кладём и пробуем.
КОЗА
У козы торчат рога,
Может забодать она.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)
ЁЖИК у малыша в руках резиновый мячик ёжик
Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки? (малыш катает ёжика ладошками)Надо бельчонку сшить распашонку (малыш катает ёжика по животику)Шалуну зайчишке починить штанишки(катаем по ножкам)Фыркнул ёжик – отойдите и не плачьте, не просите (катаем по полу)Если дам иголки – съедят меня волки!!! (ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)
СТУЛ
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
(левая ладонь – вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)
ЛОДКА
Лодочка плывёт по речке,Оставляя на воде колечки.(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)
СТОЛ
У стола 4 ножки
Сверху крышка, как ладошка.
(левая рука – в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)
ОЧКИ
Бабушка очки надела и внучонка разглядела.(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)
ПАРОХОД
Пароход плывёт по речке
И пыхтит он, словно печка.
(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)