Роль педагога-организатора в системе ДОУ | Ушакова Мария Владимировна. Работа №337687
Педагог-организатор, прежде всего, специалист, организующий внеклассную работу в сфере дополнительного образования детей. Педагог-организатор содействует развитию личности детей и создает условия для занятия творческой деятельностью.
В соответствии с современными нормативными документами в Российской Федерации ведущими функциями педагога-организатора являются: воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая.
Поле деятельности педагога-организатора широко, разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами УДОД, а распространяется на сферу их ближайшего окружения и отношений.
Педагог-организатор работает с детьми всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и привлекает широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит единомышленников и добровольных помощников, включает в воспитательную работу представителей социального окружения.
Ушакова М.В., Педагог-организатор
МКОУ «СОШ №4» г. Щучье
Статья на тему:
«Роль педагога-организатора в системе ДОУ»
Ведущие функции педагога-организатора
Педагог-организатор, прежде всего, специалист, организующий внеклассную работу в сфере дополнительного образования детей. Педагог-организатор содействует развитию личности детей и создает условия для занятия творческой деятельностью.
В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения учащихся, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Ведущими функциями педагога-организатора УДОД являются: воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая. Разберем их поподробнее.
Воспитательная функция, реализуемая педагогом-организатором, обеспечивает:
целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление детей;
создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности;
приобщение к духовным, нравственным и культурным ценностям;
полноценное использование воспитательного потенциала среды;
стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития воспитанников.
Защитная функция:
содействует реализации прав и свобод, зафиксированных в законодательных актах Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка;
способствует ограждению воспитанников от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства;
обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке зрения, мнениям, убеждениям.
Организационно-управленческая функция предоставляет возможности:
стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности;
определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления воспитанников и пути достижения воспитательных целей;
содействовать образованию детских объединений, секций и помог
ать им в реализации своих целей;
осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и
квалифицированных специалистов.
Методическая функция предполагает оказание методической помощи педагогам дополнительного образования, руководителям детских и молодежных общественных объединений. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями.
Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных влияний на развитие воспитанников, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков, побуждает педагога-организатора к созданию условий для реализации внутреннего потенциала учащихся и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.
1.2 Работа педагога-организатора по гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию обучающихся.
В современном учреждении вопросы идейно-воспитательной работы должны находиться в центре внимания педагога-организатора и находить свое отражение в каждом воспитательном мероприятии. Сегодня чрезвычайно важно, чтобы подрастающее поколение воспитывалось в духе культурных традиций нашей страны, на основе ценностей, идей. В соответствии с указанными задачами идеологическое сопровождение своей работы педагог-организатор должен осуществлять по следующим направлениям:
Организация на всех уровнях мероприятий, мотивирующих молодых людей на созидательную деятельность, личные достижения на благо всей страны.
Использование государственной символики на различных мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию и формирование у молодежи эмоционально-положительного отношений к ней, осуществление постоянной работы по формированию у школьников чувства Родины, ощущения себя как гражданина России.
Создание
условий для активизации
участия
обучающихся в общественно значимой деятельности через развитие волонтерского движения, оказание шефской помощи ветеранам войны и труда, организацию профильных отрядов и трудовых бригад.
Организация такого педагогического взаимодействия, которое демонстрировало бы детям и учащейся молодежи, что их заботы и потребности действительно находятся в центре внимания педагогов и общественности, и было бы наполнено конкретным содержанием, основанном на интересах и нуждах школьников, формировало доверие к государственной власти.
1.3 Организация свободного времени учащихся
Досуг – это специфическая форма, организация свободного времени учащихся, в котором они реализует свои интересы. В наше время тема «Организация досуговой деятельности учащихся» очень актуальна, потому что досуг школьников очень важен в школьной жизни.
Досуг может стать важным фактором физического и нравственного развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств.
Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени. К методам досуговой педагогики относятся методы игры и игрового тренинга, методы театрализации, методы состязательности, методы равноправного духовного контакта, методы воспитывающих ситуаций, методы импровизации». Остановимся на методах, которые выделяет С.А. Шмаков более подробно:
Первый метод, который выделяет ученый это метод игры и игрового тренинга. Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков вид деятельности. Игра, как мультфильм, сказка, очень часто повторяется в жизни ребенка, является его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявляются антипатии и симпатии школьников, например
, если в игре они выбирают, кого-
то из своих одноклассников, показывают свои предпочтения
.
Игра помогает выявлять знания и интелле
ктуальные способности учащегося.
Методы театрализации. Досуговая деятельность учащихся имеет огромное множество сюжетов и социальных ролей. Непринуждённое общение учащихся может быть в виде различных вечеринок, «капустника», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализуется через костюмированные сценки, обряды, ритуалы, и т.п.
Методы состязательности. Состязание – это внутренний толчок для раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску, реализации и открытию. Школьники должны учиться состязаться.
Методы равноправного духовного контакта. Эти методы основаны на совместной деятельности детей и взрослых, так сказать «на равных» во всем. Учителя и учащиеся – считаются равноправными членами школьных клубов, объединений, творческих кружков.
Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные педагогом условия для детей и подростков. Такие ситуации не должны быть надуманными. Они должны отражать жизнь со всеми её сложностями и трудностями. Педагог должен специально создавать условия для возникновения необходимой ситуации, но сама ситуация должна быть естественной. Важную роль для использования такого метода играет неожиданность.
Методы импровизации. Импровизация – это действие, которое не является осознанным и не подготавливается заранее, действие, которое получается экспромтом. В импровизации
заложено имитационное поведение
. Метод импровизации служит для порождения азарта ребенка, развивает творчество.
Работа педагога-организатора по профилактике противоправного поведения учащихся.
Работа по профилактике преступлений и правонарушений среди учащихся должна предполагать целый комплекс социально – профилактических мер, направленных на оздоровление условий жизни детей, на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности несовершеннолетних, а также формировать правовую культуру и повышать правовую грамотность учащихся, способствуя тем самым правовому воспитанию.
Поставленные задачи могут реализовываться в процессе проведения конференций, семинаров, круглых столов, дискуссий по нравственно-правовым проблемам на тему: «Демократия: права и обязанности и гражданина», «Свобода и ответственность личности в обществе», «Права ученика и обязанности учителя. Права учителя и обязанности ученика», «Преступность – вечная проблема?», а также при организации и проведении праздников правовых знаний: «Азбука правовых знаний», «Путешествие в страну права» и др. Эффективными формами работы по формированию законопослушного поведения являются игры и тренинги, в частности: ситуационная игра по формированию навыков безопасного поведения «Как поступить?», деловая игра «Я поступаю на работу», тренинг «Сумей сказать «нет», театрализованные игры по мотивам народных сказок для учащихся начальных классов «Краденым сыт не будешь», «Колобок», а также на сюжеты из художественной литературы. В младшем школьном возрасте применяются игры, способствующие развитию чувства защищенности, терпимости, уверенности в себе, а также представлений о правилах поведения. В процессе нравственно-правового воспитания старших учащихся можно применять деловые, ролевые игры; «деловой театр» (разыгрывание ситуаций выбора поведения человека в обстановке, где действуют нравственно-правовые нормы) и др.
Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко, разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами УДОД, а распространяется на сферу их ближайшего окружения и отношений.
Педагог-организатор работает с детьми всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и привлекает широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит единомышленников и добровольных помощников, включает в воспитательную работу представителей социального окружения.
Педагог-организатор УДОД, как и любого другого учреждения образования, в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с воспитанниками. Учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности
Педагогическая роль в воспитательной работе уникальна, так как именно педагог-организатор ближе всех должностных лиц воспитательной работы находится к детскому коллективу, а, в идеале – возглавляет его. Именно от педагога-организатора в огромной степени зависит, приобретут ли дети «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они полноценными гражданами или же останутся неприспособленными к жизни в обществе. Именно педагог-организатор может внести главную лепту в приращение позитива в детском коллективе, продвижение на пути демократизации внеурочной жизни и, таким образом, реально повлиять на изменение облика воспитанника.