Роль плавания в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья | Добрынина Светлана Петровна. Работа №352242
Роль плавания в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблема социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной в современной России. Тяжело быть инвалидом с ранних лет.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Существует четыре степени психолого-педагогической классификации детей:
Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Но при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.
Вторая степень. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.
Третья степень. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.
Четвертая степень. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и. зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.
Обучающийся с ОВЗ ‒ это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования.
Педагогические работники образовательных организаций обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
На 2020 год в мире насчитывается более 1 млрд. людей инвалидов, что составляет 23% от всего населения планеты. Это примерно. По данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) каждый год число инвалидов увеличивается.
В России на январь 2020 года более 15 млн. человек. Практически половина из них – мужчины и женщины трудоспособного возраста.
В ЕАО инвалидов около 13 тысяч человек. Показатели увеличиваются с каждым годом. Приблизительно 12% юных граждан с ограниченными возможностями здоровья проживают с специализированных интернатах.
Статистика по количеству детей-инвалидов в ЕАО неутешительна – 751 человек (девочек – 302 чел., мальчиков – 449 чел.).
Причины, из-за которых среди подрастающего поколения становится все больше недееспособных – генетически предрасположенность, плохая экология, вредные привычки, чрезмерно напряженный ритм жизни, недостатки в развитии современной медицины и т. д.
В детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится барьером к постижению нового. Детям-инвалидам необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом. Только так они смогут понять, что они нужны, что их любят и понимают.
Постепенно приходит понимание, что медицина, традиционно ориентированная на лечение болезней, нередко оказывается малоэффективной. Поэтому формирование здорового образа жизни становиться доминирующим направлением при совершенствовании системы охраны здоровья нации.
Среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации детей с ослабленным здоровьем средствами физической культуры и спорта стоит создание условий для занятий спортом и формирование потребностей в этих занятиях. В реализации образования очень важно, чтобы дети с ОВЗ могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы, бассейны. В системе мер социальной защиты детей с ОВЗ все большее значение приобретают активные формы работы, к которым относятся реабилитация и социализация в водной среде.
Обобщение литературных данных и мой опыт показывает, что среди различных видов спорта, применяемых в работе с ослабленным здоровьем детьми, самым популярным является плавание.
О пользе плавания написаны тысячи статей, в которых рассказывается о благотворном влиянии этого вида спорта на здоровье человека. Действительно, роль плавания в нашей жизни сложно переоценить: это один из самых полезных видов физической активности, который оказывает комплексное положительное влияние на человеческое тело, укрепляя здоровье на физическом и психологическом уровне.
Плавание – это универсальный вид спорта, в котором при движении задействованы абсолютно все мышцы с равномерной нагрузкой. Занимаясь в бассейне регулярно, мы можем довести линии своего тела до совершенства, не изнуряя себя утомительными пробежками или часами в тренажерном зале.
Плавание безопасно для наших суставов и позвоночника.
Плавание позволяет укрепить иммунитет и повысить защитную функцию организма.
Для занятий плаванием нет ограничений ни по возрасту, ни по половому признаку. И взрослые, и дети, и пожилые люди смогут извлечь из этого вида спорта максимум благоприятных возможностей для здоровья и физического развития.
Если для здорового человека занятия плаванием – средство активного развития и телесного самосовершенствования, то для детей с ослабленным или ограниченными возможностями в состоянии здоровья – это одно из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере, полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме.
Занятия оздоровительным плаванием – это, прежде всего, педагогический процесс по передаче и усвоению накопленного опыта взаимоотношений специалиста и лица, который имеет нарушение здоровья с расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. Признание в мире нового развивающего направления – водной реабилитации, как важного средства формирования, развития, восстановления и поддержки здоровья и работоспособности личности, свидетельствует о его большой значимости, особенно в реабилитации детей.
Цель занятий плаванием заключается в укреплении индивидуального здоровья, устранении или коррекции физического развития и физической подготовленности обучающихся, реабилитации двигательных функций организма и совершенствовании функциональных возможностей организма.
Главные задачи, которые я реализую на занятиях по плаванию:
— Укрепить и сохранить здоровье, замедлить прогрессирование заболевания;
— Корректировать нарушения в состоянии здоровья;
— Обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам в воде;
— Улучшить общую координацию движений;
— Способствовать улучшению функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
— Формировать потребность в ведении здорового образа жизни;
— Мотивировать занимающихся оздоровительным плаванием к переходу на спортивный уровень.
К средствам оздоровительного плавания отношу специальные упражнения, нацеленные на восстановление здоровья и физической работоспособности, нарушенных в результате заболеваний, а также после травм или перенесенных операций. Специальные средства дополняются средствами общеукрепляющего характера, направленными на оздоровление организма, развитие физических и волевых качеств, закрепление моторных навыков.
Занятия оздоровительным плаванием провожу в строгом соответствии с дидактическими принципами, а именно:
— последовательности, т.е. за счет освоения и выполнения простых плавательных движений осваиваются более сложные упражнения на воде (от простого к сложному);
— постепенности, характеризующимся постепенным увеличением нагрузки и обоснованным дозированием плавательных упражнений, выполняемых в основном с использованием повторного, интервального, равномерно-дистанционного методов;
— систематичный характер занятий (два раза в неделю), для формирования двигательного навыка, укрепления мышечного корсета, развития основных физических качеств, совершенствования плавательной подготовленности занимающихся;
— доступности, указывающим на то, что упражнения должны быть легко выполнимыми и не сложно-координированными, задачи, поставленные на занятии должны быть полностью реализованы, доступными данному контингенту занимающихся, каждый должен получить удовлетворение от достигнутого на занятии оздоровительным плаванием;
— наглядности, демонстрирующим правильность выполнения техники изучаемых упражнений, а также грамотное использование метода рассказа и показа на подобных занятиях;
— индивидуализации, выдвигающим требования учета индивидуальных особенностей патологии, физического состояния, а также плавательной подготовленности занимающихся;
— всесторонности, направленном на комплексное воздействие оздоровительного плавания, на все мышечные группы и функциональные системы организма, ослабленного патологией заболевания.
Успех обучения практическим навыкам плавания и уровень его оздоровительного влияния на организм обучающихся зависят от соблюдения основных требований к организации занятий в бассейне, обеспечения мер безопасности, выполнения санитарно-гигиенических правил: оснащение ванны бассейна удобными лестницами для спуска в воду и подъема при выходе из воды; вода должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам; наличие специального инвентаря и оборудования (мячи, нудлы, обручи, водные гантели, пояса, накладки для рук, доски для плавания т.д.), наличие оборудованных душевых и раздевалок.
Каждый обучающийся должен иметь сменную обувь (резиновые шлепанцы на рифленой подошве); средства личной гигиены (мыло, мочалку, полотенце); плавки/купальник; шапочку для плавания; очки для плавания (рекомендуем).
Для успешной работы с детьми с ОВЗ необходимо было разработать программу, которая соответствовала бы всем нормам.
Нормативно-правовую базу разработки программы по плаванию для обучающихся с ОВЗ составляют:
— Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598;
— Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
— Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Для работы с детьми ОВЗ я составила адаптированную дополнительную образовательную программу по плаванию (для групп адаптивного плавания).
Адаптированная дополнительная образовательная программа по плаванию для обучающихся с ОВЗ имеет оздоровительную и физкультурно-спортивную направленность.
Эта программа адаптирована для обучения детей плаванию с ОВЗ в МАОУДО «ЦДТ», учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивает коррекцию нарушений и развития социальную адаптацию.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, физического совершенствования, овладения физической культурой как частью общей культуры человека остается весьма значимой в условиях модернизации российского образования. Определение всестороннего развития личности предполагает овладение детьми основами плавания и умения свободно держаться на воде.
Обучение плаванию детей-инвалидов решает задачу государственного значения, поскольку, во-первых, служит основой профилактической мерой в устранен несчастных случаев на воде; во-вторых, является одним из эффективных оздоровительных средств и безмедикаментозной реабилитации; в-третьих, существенно повышает физическое, умственное и психическое развитие ребенка; в-четвертых, поднимает социальный статус ребенка-инвалида, адаптируя его к современным требованиям общественного развития.
Новизна программы заключается в том, что она направлена на решение ни одной задачи обучения, а комплексного подхода обучения и оздоровления детей.
Особый акцент в программе сделан на использование таких методических подходов, которые позволяют работать с каждым ребенком индивидуально, развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности. Детям предоставляется возможность из большого количества упражнений и разных способов выбрать те, которые у них лучше получаются. Это дает возможность каждому относиться к обучению более сознательно и активно.
В учебный программный материал по оздоровительном плаванию включены следующие разделы: теоретические сведения; практические навыки по технике плавания (подготовительные упражнения и обучение технике плавания); специальные корригирующие упражнения; упражнения на суше и в воде.
Теоретические сведения
Целью теоретической подготовки является овладение минимумом знаний, необходимых для понимания сущности плавания и его социальной роли. Теоретическую подготовку провожу в виде коротких сообщений, объяснений и бесед в начале занятия или в форме объяснений во время отдыха.
Практические навыки
1 этап. Приобщение к воде; подготовительные упражнения в воде (освоение дыхания, элементарных гребковых движений руками и работа ногами, скольжения, соскоков в воду).
2 этап. Разучивание техники плавания спортивными способами плавания, новых общеразвивающих и специальных упражнений пловца; совершенствование навыка плавания.
3 этап. Дальнейшее совершенствование навыка плавания, разучивание техники стартов и поворотов. На всех этапах применяю игровой метод обучения плаванию.
На первых занятиях даю общую характеристику подготовительных упражнений, объясняю их целесообразность в процессе обучения; показываю технику подготовительных упражнений; выполняем имитационно-подготовительные упражнения на суше, которые затем дети воспроизводят в воде: «Поплавок», «Медуза», «Стрелочка», «Лодочка» и др.
Для успешного обучения технике плавания в воде придерживаюсь следующей последовательности отработки плавательных элементов:
1) техника дыхания;
2) техника движений ногами с произвольным дыханием, с выдохом в воду;
3) координация движений ногами и дыхания;
4) техника движений руками с произвольным дыханием;
5) согласование движений руками с дыханием;
6) взаимодействие движений ногами и руками с задержкой дыхания;
7) согласование движений руками, ногами и дыхания.
При обучении плаванию применяю три основных группы методов: словесные; наглядные; практические.
К словесным методам относятся рассказ, объяснение, пояснение, беседа, разбор, анализ, указания, команды, распоряжения.
Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действий и др., я помогаю обучающимся создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить, устранить ошибки.
Объяснение должно быть кратким, образным и легким для понимания, содержать элементарные теоретические сведения и конкретные практические указания по выполнению элементов и движений в целом, т. е. дает ответ, почему именно надо делать то или иное, так или по-другому.
Пояснение позволяет уточнять непонятные моменты.
Беседа с обоюдными вопросами и ответами повышает самостоятельность и активность занимающихся, а педагог имеет обратную связь с обучающимися. Анализ и обсуждение ошибок направляю на коррекцию действий занимающихся. При этом уделяю внимание каждому ученику индивидуально в виде поощрения или замечания.
Указания даю для предупреждения и устранения ошибок до и после выполнения упражнений. Заостряю внимание детей на выполнении правильных исходных положений, основных ключевых моментов выполняемого движения, разъясняю условия для его правильного воспроизведения, даю подсказку о всевозможных ощущениях, которые возникают при выполнении упражнения. Например, при освоении правильно выполненного гребка рукой: «Почувствуй, как ты отталкиваешься от воды при каждом гребке».
При работе с детьми указания часто даю в форме образных выражений и различных сравнений, что облегчает понимание сущности задания. Например, при обучении выдоху в воду: «Дуй на воду, как на горячий чай».
Помимо решения учебных задач я устанавливаю взаимоотношения с занимающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес.
Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и другие объемные словесные методы и приемы провожу на суше ‒ до или после занятий в воде.
Когда группа находится в воде, даю только лаконичные команды, распоряжения. Например, я говорю: «Сейчас выполним скольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принять исходное положение. Сделать вдох ‒ «толчок» (последняя команда даю голосом или свистком). После выполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом ко мне, подводим итоги выполненных заданий.
Таким образом, с помощью команд легче управлять группой и ходом обучения.
Все задания на занятии выполняются под команду, она подается коротко. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения упражнений, темп и продолжительность их выполнения.
Команды делятся на предварительные (например, «Опустить лицо в воду!») и исполнительные (например, «Толчок!»).
Кроме команд, даю методические указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений. В них чаще всего уточняю отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине указываю, что упражнение получится только в том случае, если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя.
К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных, наглядных пособий, фото и видеоматериалов, а также применение жестикуляции.
Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей с ослабленным здоровьем. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям в целостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками в главных фазах). Гребок рукой в кроле, к примеру, изучается с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Как только занимающиеся получили представление о способе плавания в целом, они многократно выполняют упражнения в воде. Учебные варианты техники на суше я демонстрирую самостоятельно, а в воде ‒ занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение.
К практическим методам относятся: метод практических упражнений; соревновательный метод; игровой метод.
Метод практических упражнений может быть: преимущественно направленным на освоение спортивной техники; преимущественно направленным на развитие физических качеств.
Обе группы практических упражнений тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга на всех этапах. Первая группа больше применяется на начальных этапах, вторая ‒ на последующих.
Обучение технике движений может вестись двумя методами: методом целостно-конструктивного упражнения (целостного) и методом расчлененно-конструктивного упражнения (по частям).
При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение способом плавания в целом.
Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество. Разучивание в целом применяется на завершающем этапе освоения техники плавания. Совершенствование техники плавания проводится путем целостного выполнения плавательных движений.
Соревновательный и игровой методы широко применяю в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение включаю в игру или соревнование, его обязательно выполняем всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий.
Помимо всех вышеперечисленных методов применяю и метод непосредственной помощи, который использую в том случае, если необходима помощь (индивидуальное обучение, для детей с ослабленным здоровьем). Беру руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогаю ему несколько раз правильно воспроизвести движение.
Применяемые упражнения в воде у бортика могут быть самыми разнообразными. Они классифицируются по следующим признакам: по анатомическому – для развития мелких (движения пальцами, стопами, кистями), средних (движения шеей, голенью, бедром, предплечьем, плечом) и крупных (движения верхними или нижними конечностями, туловищем) групп мышц; по характеру мышечного сокращения – динамические и статические, когда мышца напрягается, но движения не происходит (условно сюда относятся дыхательные упражнения); по степени активности – активные (самостоятельные движения), активно-пассивные (например, помогая здоровой рукой), пассивные.
В воде применяю также упражнения на растягивание, в равновесии, направленные на повышение подвижности в суставах; координацию; укрепление ослабленных мышц и на расслабление напряженных мышц, т.е. корригирующие; расслабление с использованием предметов и снарядов (досточки, колобашки); дыхательные упражнения.
По своей направленности все упражнения делятся на общеразвивающие (общеукрепляющие) и специальные, предназначенные для избирательного воздействия на определенный сегмент опорно-двигательного аппарата или на весь организм. При этом одно и то же упражнение может в зависимости от целей и задач комплекса упражнений при одних заболеваний рассматриваться как специальное, при других – как общеразвивающее.
Дозировка упражнений осуществляю выбором исходного положения (стоя у бортика, лежа на воде, в плавании); сложностью движения (степень усилия, амплитуда движений, нагрузка на мелкие или крупные мышечные группы и т.п.), наличием элементов облегчения плавания или дополнительной нагрузки, продолжительностью и темпом, количеством повторений. Обязательно подбираю оптимальное соотношение упражнений: общеразвивающих и дыхательных, у бортика и в плавании, по элементам и в координации, в свободном и ускоренном темпе, с активным (свободное плавание, купание) и пассивным отдыхом (расслабление, паузы отдыха), с различной глубиной погружения. Общий объем движений должен соответствовать режиму двигательной активности обучающегося.
Упражнения в воде, применяемые в оздоровительном плавании
Основные группы упражнений
Содержание упражнений
Упражнения у бортика
Специальные комплексы гимнастических упражнений, выполняемые на различной глубине: разновидность ходьбы, бега, прыжков в воде; специальные упражнения на освоение с водой и обучение технике плавания
Плавание различными способами
Спортивные способы плавания (кроль на спине и на груди, брасс и баттерфляй); прикладные способы плавания (брасс на спине, плавание на боку); индивидуально рекомендуемые (лечебные способы плавания); перечисленные способы со средствами облегчения плавания (ласты, плавательные доски, надувные резиновые круги) и с дополнительными нагрузками (лопатки для плавания, амортизаторы)
Подвижные игры
Игры, облегчающие освоение с водой; игры с элементами обучения технике плавания; игры с элементами прикладного плавания (ныряние, транспортировка предметов, прыжки с бортика); игры с элементами водного поло
Свободное плавание, купание
Физическая активность в воде по желанию занимающихся
Содержание программы
Разделы программы
Количество часов
Теория
2
Подготовительные упражнения
20
Практические занятия:
40
— Обучение технике кроль на груди
20
— Обучение технике кроль на спине
20
Обучение прыжков (стартов)
4
Развлечения и игры
4
Контрольные испытания (аттестация)
2
Всего часов
72
Занятие состоит из трех частей:
— Вводная часть проводится на суше и включает в себя объяснение задач, выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление с теми элементами техники движений, которые дети затем будут делать в воде.
— В основной части обучающиеся привыкают к воде, овладевают элементами техники новых двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами, выполняют специальные упражнения для профилактики и коррекции заболеваний, играют в подвижные игры на воде.
— В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце занятия обучающиеся спокойно плавают и выполняют дыхательную гимнастику.
Программа рассчитана на работу с детьми 7-17 лет с ОВЗ.
Срок реализации программы – 1 год.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 45 минут.
Общее количество часов в год – 72.
Расписание занятий составляется администрацией учреждения и педагогом дополнительного образования с учетом создания благоприятных условий и режима тренировок, отдыха занимающихся, графика обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов.
Дети будут знать: основные правила безопасности поведения на воде; основы здорового образа жизни; правила личной гигиены.
Дети будут иметь представление: о водных видах спорта; о разных стилях плавания («кроль на груди », «кроль на спине»).
Дети будут уметь: держаться на воде, проплывать от 3 до 25 м прикладным или спортивным стилем плавания; погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду; выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с работой рук, с работой ног.
Виды и формы контроля в бассейне МАОУДО «ЦДТ», которые я применяю в своей работе: входной (предварительный) контроль проводится в начале учебного года для проверки исходных знаний и умений обучающихся; оперативный (текущий) контроль проводится на каждом занятии в форме педагогического наблюдения с целью устранения ошибок при выполнении двигательных действий; промежуточный контроль проводится с целью анализа результативности освоения обучающими отдельных разделов программы; итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме тестов по плавательной подготовке. Он позволяет выявить уровень достижения обучающимися запланированных результатов образовательного процесса.
Условия реализации программы:
— Укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
— Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ.
— Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики.
— Включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
— Финансирование реализации программы должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения.
Материально-технические условия:
— Возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ;
— Соблюдение санитарно-гигиенических и противопожарных норм;
— Создание социально-бытовых условий для обучающихся с ОВЗ;
— Соблюдение норм охраны труда работников образовательного учреждения.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
— Укрепление здоровья детей и развитие правильного отношения к здоровому образу жизни;
— Формирование гигиенических навыков у детей;
— Наличие положительной динамики и индивидуальных показателей здоровья;
— Формирование нравственных ценностей: доброты, милосердия, отзывчивости, дружбы;
— Формирование у детей навыков самостоятельной деятельности.
В заключение можно сказать, что научить ребенка плавать можно лишь при условии его свободного, без напряжения и страха поведения в воде. Играя, ребенок незаметно привыкает к свойствам водной среды настолько, что потребность в умении плавать возникает сама собой.
Таким образом, заниматься плаванием нужно на протяжении всей жизни. Физические недостатки и неловкость движений скрыты в воде от посторонних глаз, что позволяет занимающимся чувствовать себя более комфортно, и делает их более раскованными. Занятия помогают развитию юного организма, сохраняют здоровье, здравый рассудок и оптимизм даже в преклонном возрасте.
Для успешной реализации программы по оздоровлению и реабилитации детей с ОВЗ необходимо совершенствовать систему обучения, за счет создания условий и улучшения материально-технического оснащения бассейна (доступная среда), взаимосвязи всех заинтересованных лиц в оздоровлении детей (медицинское и педагогическое сопровождение) и, конечно включение семьи в процесс обучения и оздоровления.
Необходимо усилить акцент на воспитание положительной мотивации, интересов и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в значимости занятий плаванием. Содержание занятий строить так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности.
И самое главное ‒ это наличие положительной динамики и индивидуальных показателей здоровья.
Роль плавания в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблема социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной в современной России. Тяжело быть инвалидом с ранних лет.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Существует четыре степени психолого-педагогической классификации детей:
Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Но при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.
Вторая степень. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.
Третья степень. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.
Четвертая степень. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и. зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.
Обучающийся с ОВЗ ‒ это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования.
Педагогические работники образовательных организаций обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
На 2020 год в мире насчитывается более 1 млрд. людей инвалидов, что составляет 23% от всего населения планеты. Это примерно. По данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) каждый год число инвалидов увеличивается.
В России на январь 2020 года более 15 млн. человек. Практически половина из них – мужчины и женщины трудоспособного возраста.
В ЕАО инвалидов около 13 тысяч человек. Показатели увеличиваются с каждым годом. Приблизительно 12% юных граждан с ограниченными возможностями здоровья проживают с специализированных интернатах.
Статистика по количеству детей-инвалидов в ЕАО неутешительна – 751 человек (девочек – 302 чел., мальчиков – 449 чел.).
Причины, из-за которых среди подрастающего поколения становится все больше недееспособных – генетически предрасположенность, плохая экология, вредные привычки, чрезмерно напряженный ритм жизни, недостатки в развитии современной медицины и т. д.
В детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится барьером к постижению нового. Детям-инвалидам необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом. Только так они смогут понять, что они нужны, что их любят и понимают.
Постепенно приходит понимание, что медицина, традиционно ориентированная на лечение болезней, нередко оказывается малоэффективной. Поэтому формирование здорового образа жизни становиться доминирующим направлением при совершенствовании системы охраны здоровья нации.
Среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации детей с ослабленным здоровьем средствами физической культуры и спорта стоит создание условий для занятий спортом и формирование потребностей в этих занятиях. В реализации образования очень важно, чтобы дети с ОВЗ могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы, бассейны. В системе мер социальной защиты детей с ОВЗ все большее значение приобретают активные формы работы, к которым относятся реабилитация и социализация в водной среде.
Обобщение литературных данных и мой опыт показывает, что среди различных видов спорта, применяемых в работе с ослабленным здоровьем детьми, самым популярным является плавание.
О пользе плавания написаны тысячи статей, в которых рассказывается о благотворном влиянии этого вида спорта на здоровье человека. Действительно, роль плавания в нашей жизни сложно переоценить: это один из самых полезных видов физической активности, который оказывает комплексное положительное влияние на человеческое тело, укрепляя здоровье на физическом и психологическом уровне.
Плавание – это универсальный вид спорта, в котором при движении задействованы абсолютно все мышцы с равномерной нагрузкой. Занимаясь в бассейне регулярно, мы можем довести линии своего тела до совершенства, не изнуряя себя утомительными пробежками или часами в тренажерном зале.
Плавание безопасно для наших суставов и позвоночника.
Плавание позволяет укрепить иммунитет и повысить защитную функцию организма.
Для занятий плаванием нет ограничений ни по возрасту, ни по половому признаку. И взрослые, и дети, и пожилые люди смогут извлечь из этого вида спорта максимум благоприятных возможностей для здоровья и физического развития.
Если для здорового человека занятия плаванием – средство активного развития и телесного самосовершенствования, то для детей с ослабленным или ограниченными возможностями в состоянии здоровья – это одно из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере, полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме.
Занятия оздоровительным плаванием – это, прежде всего, педагогический процесс по передаче и усвоению накопленного опыта взаимоотношений специалиста и лица, который имеет нарушение здоровья с расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. Признание в мире нового развивающего направления – водной реабилитации, как важного средства формирования, развития, восстановления и поддержки здоровья и работоспособности личности, свидетельствует о его большой значимости, особенно в реабилитации детей.
Цель занятий плаванием заключается в укреплении индивидуального здоровья, устранении или коррекции физического развития и физической подготовленности обучающихся, реабилитации двигательных функций организма и совершенствовании функциональных возможностей организма.
Главные задачи, которые я реализую на занятиях по плаванию:
— Укрепить и сохранить здоровье, замедлить прогрессирование заболевания;
— Корректировать нарушения в состоянии здоровья;
— Обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам в воде;
— Улучшить общую координацию движений;
— Способствовать улучшению функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
— Формировать потребность в ведении здорового образа жизни;
— Мотивировать занимающихся оздоровительным плаванием к переходу на спортивный уровень.
К средствам оздоровительного плавания отношу специальные упражнения, нацеленные на восстановление здоровья и физической работоспособности, нарушенных в результате заболеваний, а также после травм или перенесенных операций. Специальные средства дополняются средствами общеукрепляющего характера, направленными на оздоровление организма, развитие физических и волевых качеств, закрепление моторных навыков.
Занятия оздоровительным плаванием провожу в строгом соответствии с дидактическими принципами, а именно:
— последовательности, т.е. за счет освоения и выполнения простых плавательных движений осваиваются более сложные упражнения на воде (от простого к сложному);
— постепенности, характеризующимся постепенным увеличением нагрузки и обоснованным дозированием плавательных упражнений, выполняемых в основном с использованием повторного, интервального, равномерно-дистанционного методов;
— систематичный характер занятий (два раза в неделю), для формирования двигательного навыка, укрепления мышечного корсета, развития основных физических качеств, совершенствования плавательной подготовленности занимающихся;
— доступности, указывающим на то, что упражнения должны быть легко выполнимыми и не сложно-координированными, задачи, поставленные на занятии должны быть полностью реализованы, доступными данному контингенту занимающихся, каждый должен получить удовлетворение от достигнутого на занятии оздоровительным плаванием;
— наглядности, демонстрирующим правильность выполнения техники изучаемых упражнений, а также грамотное использование метода рассказа и показа на подобных занятиях;
— индивидуализации, выдвигающим требования учета индивидуальных особенностей патологии, физического состояния, а также плавательной подготовленности занимающихся;
— всесторонности, направленном на комплексное воздействие оздоровительного плавания, на все мышечные группы и функциональные системы организма, ослабленного патологией заболевания.
Успех обучения практическим навыкам плавания и уровень его оздоровительного влияния на организм обучающихся зависят от соблюдения основных требований к организации занятий в бассейне, обеспечения мер безопасности, выполнения санитарно-гигиенических правил: оснащение ванны бассейна удобными лестницами для спуска в воду и подъема при выходе из воды; вода должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам; наличие специального инвентаря и оборудования (мячи, нудлы, обручи, водные гантели, пояса, накладки для рук, доски для плавания т.д.), наличие оборудованных душевых и раздевалок.
Каждый обучающийся должен иметь сменную обувь (резиновые шлепанцы на рифленой подошве); средства личной гигиены (мыло, мочалку, полотенце); плавки/купальник; шапочку для плавания; очки для плавания (рекомендуем).
Для успешной работы с детьми с ОВЗ необходимо было разработать программу, которая соответствовала бы всем нормам.
Нормативно-правовую базу разработки программы по плаванию для обучающихся с ОВЗ составляют:
— Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598;
— Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
— Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Для работы с детьми ОВЗ я составила адаптированную дополнительную образовательную программу по плаванию (для групп адаптивного плавания).
Адаптированная дополнительная образовательная программа по плаванию для обучающихся с ОВЗ имеет оздоровительную и физкультурно-спортивную направленность.
Эта программа адаптирована для обучения детей плаванию с ОВЗ в МАОУДО «ЦДТ», учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивает коррекцию нарушений и развития социальную адаптацию.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, физического совершенствования, овладения физической культурой как частью общей культуры человека остается весьма значимой в условиях модернизации российского образования. Определение всестороннего развития личности предполагает овладение детьми основами плавания и умения свободно держаться на воде.
Обучение плаванию детей-инвалидов решает задачу государственного значения, поскольку, во-первых, служит основой профилактической мерой в устранен несчастных случаев на воде; во-вторых, является одним из эффективных оздоровительных средств и безмедикаментозной реабилитации; в-третьих, существенно повышает физическое, умственное и психическое развитие ребенка; в-четвертых, поднимает социальный статус ребенка-инвалида, адаптируя его к современным требованиям общественного развития.
Новизна программы заключается в том, что она направлена на решение ни одной задачи обучения, а комплексного подхода обучения и оздоровления детей.
Особый акцент в программе сделан на использование таких методических подходов, которые позволяют работать с каждым ребенком индивидуально, развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности. Детям предоставляется возможность из большого количества упражнений и разных способов выбрать те, которые у них лучше получаются. Это дает возможность каждому относиться к обучению более сознательно и активно.
В учебный программный материал по оздоровительном плаванию включены следующие разделы: теоретические сведения; практические навыки по технике плавания (подготовительные упражнения и обучение технике плавания); специальные корригирующие упражнения; упражнения на суше и в воде.
Теоретические сведения
Целью теоретической подготовки является овладение минимумом знаний, необходимых для понимания сущности плавания и его социальной роли. Теоретическую подготовку провожу в виде коротких сообщений, объяснений и бесед в начале занятия или в форме объяснений во время отдыха.
Практические навыки
1 этап. Приобщение к воде; подготовительные упражнения в воде (освоение дыхания, элементарных гребковых движений руками и работа ногами, скольжения, соскоков в воду).
2 этап. Разучивание техники плавания спортивными способами плавания, новых общеразвивающих и специальных упражнений пловца; совершенствование навыка плавания.
3 этап. Дальнейшее совершенствование навыка плавания, разучивание техники стартов и поворотов. На всех этапах применяю игровой метод обучения плаванию.
На первых занятиях даю общую характеристику подготовительных упражнений, объясняю их целесообразность в процессе обучения; показываю технику подготовительных упражнений; выполняем имитационно-подготовительные упражнения на суше, которые затем дети воспроизводят в воде: «Поплавок», «Медуза», «Стрелочка», «Лодочка» и др.
Для успешного обучения технике плавания в воде придерживаюсь следующей последовательности отработки плавательных элементов:
1) техника дыхания;
2) техника движений ногами с произвольным дыханием, с выдохом в воду;
3) координация движений ногами и дыхания;
4) техника движений руками с произвольным дыханием;
5) согласование движений руками с дыханием;
6) взаимодействие движений ногами и руками с задержкой дыхания;
7) согласование движений руками, ногами и дыхания.
При обучении плаванию применяю три основных группы методов: словесные; наглядные; практические.
К словесным методам относятся рассказ, объяснение, пояснение, беседа, разбор, анализ, указания, команды, распоряжения.
Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действий и др., я помогаю обучающимся создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить, устранить ошибки.
Объяснение должно быть кратким, образным и легким для понимания, содержать элементарные теоретические сведения и конкретные практические указания по выполнению элементов и движений в целом, т. е. дает ответ, почему именно надо делать то или иное, так или по-другому.
Пояснение позволяет уточнять непонятные моменты.
Беседа с обоюдными вопросами и ответами повышает самостоятельность и активность занимающихся, а педагог имеет обратную связь с обучающимися. Анализ и обсуждение ошибок направляю на коррекцию действий занимающихся. При этом уделяю внимание каждому ученику индивидуально в виде поощрения или замечания.
Указания даю для предупреждения и устранения ошибок до и после выполнения упражнений. Заостряю внимание детей на выполнении правильных исходных положений, основных ключевых моментов выполняемого движения, разъясняю условия для его правильного воспроизведения, даю подсказку о всевозможных ощущениях, которые возникают при выполнении упражнения. Например, при освоении правильно выполненного гребка рукой: «Почувствуй, как ты отталкиваешься от воды при каждом гребке».
При работе с детьми указания часто даю в форме образных выражений и различных сравнений, что облегчает понимание сущности задания. Например, при обучении выдоху в воду: «Дуй на воду, как на горячий чай».
Помимо решения учебных задач я устанавливаю взаимоотношения с занимающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес.
Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и другие объемные словесные методы и приемы провожу на суше ‒ до или после занятий в воде.
Когда группа находится в воде, даю только лаконичные команды, распоряжения. Например, я говорю: «Сейчас выполним скольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принять исходное положение. Сделать вдох ‒ «толчок» (последняя команда даю голосом или свистком). После выполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом ко мне, подводим итоги выполненных заданий.
Таким образом, с помощью команд легче управлять группой и ходом обучения.
Все задания на занятии выполняются под команду, она подается коротко. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения упражнений, темп и продолжительность их выполнения.
Команды делятся на предварительные (например, «Опустить лицо в воду!») и исполнительные (например, «Толчок!»).
Кроме команд, даю методические указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений. В них чаще всего уточняю отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине указываю, что упражнение получится только в том случае, если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя.
К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных, наглядных пособий, фото и видеоматериалов, а также применение жестикуляции.
Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей с ослабленным здоровьем. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям в целостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками в главных фазах). Гребок рукой в кроле, к примеру, изучается с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Как только занимающиеся получили представление о способе плавания в целом, они многократно выполняют упражнения в воде. Учебные варианты техники на суше я демонстрирую самостоятельно, а в воде ‒ занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение.
К практическим методам относятся: метод практических упражнений; соревновательный метод; игровой метод.
Метод практических упражнений может быть: преимущественно направленным на освоение спортивной техники; преимущественно направленным на развитие физических качеств.
Обе группы практических упражнений тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга на всех этапах. Первая группа больше применяется на начальных этапах, вторая ‒ на последующих.
Обучение технике движений может вестись двумя методами: методом целостно-конструктивного упражнения (целостного) и методом расчлененно-конструктивного упражнения (по частям).
При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение способом плавания в целом.
Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество. Разучивание в целом применяется на завершающем этапе освоения техники плавания. Совершенствование техники плавания проводится путем целостного выполнения плавательных движений.
Соревновательный и игровой методы широко применяю в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение включаю в игру или соревнование, его обязательно выполняем всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий.
Помимо всех вышеперечисленных методов применяю и метод непосредственной помощи, который использую в том случае, если необходима помощь (индивидуальное обучение, для детей с ослабленным здоровьем). Беру руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогаю ему несколько раз правильно воспроизвести движение.
Применяемые упражнения в воде у бортика могут быть самыми разнообразными. Они классифицируются по следующим признакам: по анатомическому – для развития мелких (движения пальцами, стопами, кистями), средних (движения шеей, голенью, бедром, предплечьем, плечом) и крупных (движения верхними или нижними конечностями, туловищем) групп мышц; по характеру мышечного сокращения – динамические и статические, когда мышца напрягается, но движения не происходит (условно сюда относятся дыхательные упражнения); по степени активности – активные (самостоятельные движения), активно-пассивные (например, помогая здоровой рукой), пассивные.
В воде применяю также упражнения на растягивание, в равновесии, направленные на повышение подвижности в суставах; координацию; укрепление ослабленных мышц и на расслабление напряженных мышц, т.е. корригирующие; расслабление с использованием предметов и снарядов (досточки, колобашки); дыхательные упражнения.
По своей направленности все упражнения делятся на общеразвивающие (общеукрепляющие) и специальные, предназначенные для избирательного воздействия на определенный сегмент опорно-двигательного аппарата или на весь организм. При этом одно и то же упражнение может в зависимости от целей и задач комплекса упражнений при одних заболеваний рассматриваться как специальное, при других – как общеразвивающее.
Дозировка упражнений осуществляю выбором исходного положения (стоя у бортика, лежа на воде, в плавании); сложностью движения (степень усилия, амплитуда движений, нагрузка на мелкие или крупные мышечные группы и т.п.), наличием элементов облегчения плавания или дополнительной нагрузки, продолжительностью и темпом, количеством повторений. Обязательно подбираю оптимальное соотношение упражнений: общеразвивающих и дыхательных, у бортика и в плавании, по элементам и в координации, в свободном и ускоренном темпе, с активным (свободное плавание, купание) и пассивным отдыхом (расслабление, паузы отдыха), с различной глубиной погружения. Общий объем движений должен соответствовать режиму двигательной активности обучающегося.
Упражнения в воде, применяемые в оздоровительном плавании
Основные группы упражнений
Содержание упражнений
Упражнения у бортика
Специальные комплексы гимнастических упражнений, выполняемые на различной глубине: разновидность ходьбы, бега, прыжков в воде; специальные упражнения на освоение с водой и обучение технике плавания
Плавание различными способами
Спортивные способы плавания (кроль на спине и на груди, брасс и баттерфляй); прикладные способы плавания (брасс на спине, плавание на боку); индивидуально рекомендуемые (лечебные способы плавания); перечисленные способы со средствами облегчения плавания (ласты, плавательные доски, надувные резиновые круги) и с дополнительными нагрузками (лопатки для плавания, амортизаторы)
Подвижные игры
Игры, облегчающие освоение с водой; игры с элементами обучения технике плавания; игры с элементами прикладного плавания (ныряние, транспортировка предметов, прыжки с бортика); игры с элементами водного поло
Свободное плавание, купание
Физическая активность в воде по желанию занимающихся
Содержание программы
Разделы программы
Количество часов
Теория
2
Подготовительные упражнения
20
Практические занятия:
40
— Обучение технике кроль на груди
20
— Обучение технике кроль на спине
20
Обучение прыжков (стартов)
4
Развлечения и игры
4
Контрольные испытания (аттестация)
2
Всего часов
72
Занятие состоит из трех частей:
— Вводная часть проводится на суше и включает в себя объяснение задач, выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление с теми элементами техники движений, которые дети затем будут делать в воде.
— В основной части обучающиеся привыкают к воде, овладевают элементами техники новых двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами, выполняют специальные упражнения для профилактики и коррекции заболеваний, играют в подвижные игры на воде.
— В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце занятия обучающиеся спокойно плавают и выполняют дыхательную гимнастику.
Программа рассчитана на работу с детьми 7-17 лет с ОВЗ.
Срок реализации программы – 1 год.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 45 минут.
Общее количество часов в год – 72.
Расписание занятий составляется администрацией учреждения и педагогом дополнительного образования с учетом создания благоприятных условий и режима тренировок, отдыха занимающихся, графика обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов.
Дети будут знать: основные правила безопасности поведения на воде; основы здорового образа жизни; правила личной гигиены.
Дети будут иметь представление: о водных видах спорта; о разных стилях плавания («кроль на груди », «кроль на спине»).
Дети будут уметь: держаться на воде, проплывать от 3 до 25 м прикладным или спортивным стилем плавания; погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду; выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с работой рук, с работой ног.
Виды и формы контроля в бассейне МАОУДО «ЦДТ», которые я применяю в своей работе: входной (предварительный) контроль проводится в начале учебного года для проверки исходных знаний и умений обучающихся; оперативный (текущий) контроль проводится на каждом занятии в форме педагогического наблюдения с целью устранения ошибок при выполнении двигательных действий; промежуточный контроль проводится с целью анализа результативности освоения обучающими отдельных разделов программы; итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме тестов по плавательной подготовке. Он позволяет выявить уровень достижения обучающимися запланированных результатов образовательного процесса.
Условия реализации программы:
— Укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
— Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ.
— Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики.
— Включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
— Финансирование реализации программы должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения.
Материально-технические условия:
— Возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ;
— Соблюдение санитарно-гигиенических и противопожарных норм;
— Создание социально-бытовых условий для обучающихся с ОВЗ;
— Соблюдение норм охраны труда работников образовательного учреждения.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
— Укрепление здоровья детей и развитие правильного отношения к здоровому образу жизни;
— Формирование гигиенических навыков у детей;
— Наличие положительной динамики и индивидуальных показателей здоровья;
— Формирование нравственных ценностей: доброты, милосердия, отзывчивости, дружбы;
— Формирование у детей навыков самостоятельной деятельности.
В заключение можно сказать, что научить ребенка плавать можно лишь при условии его свободного, без напряжения и страха поведения в воде. Играя, ребенок незаметно привыкает к свойствам водной среды настолько, что потребность в умении плавать возникает сама собой.
Таким образом, заниматься плаванием нужно на протяжении всей жизни. Физические недостатки и неловкость движений скрыты в воде от посторонних глаз, что позволяет занимающимся чувствовать себя более комфортно, и делает их более раскованными. Занятия помогают развитию юного организма, сохраняют здоровье, здравый рассудок и оптимизм даже в преклонном возрасте.
Для успешной реализации программы по оздоровлению и реабилитации детей с ОВЗ необходимо совершенствовать систему обучения, за счет создания условий и улучшения материально-технического оснащения бассейна (доступная среда), взаимосвязи всех заинтересованных лиц в оздоровлении детей (медицинское и педагогическое сопровождение) и, конечно включение семьи в процесс обучения и оздоровления.
Необходимо усилить акцент на воспитание положительной мотивации, интересов и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в значимости занятий плаванием. Содержание занятий строить так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности.
И самое главное ‒ это наличие положительной динамики и индивидуальных показателей здоровья.