Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль поддерживающей среды в развитии личностных особенностей младших подростков | Нерсесян Алла Мамиковна. Работа №350289

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье рассматривается формирование поддерживающей среды ориентированной на личностные возможности младших школьников, на их активную внутреннюю позицию, использование внутренних ресурсов. Поддерживающая среда является психологическим пространством, которое благодаря организации комплексного воздействия на социальную систему «ребенок-значимые взрослые», позволяет развивать зону ближайшего развития, развивая основные новообразования возраста.

Роль поддерживающей среды в развитии личностных особенностей младших подростков

 

Создание поддерживающей среды лежит в основе модели развития субъектности, создающей условия, ориентированные на личностные возможности школьников, на активную внутреннюю позицию максимального использования своих потенциальных личностных ресурсов. Поддерживающая среда является психологическим пространством, которое благодаря организации комплексного воздействия на социальную систему «ребенок-значимые взрослые», позволяет развивать зону ближайшего развития, развивая основные новообразования возраста. Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

Задача «значимых взрослых» - найти средства и способы, позволяющие ребенку раскрыть личностный потенциал, а для этого понять проблемы ребенка, не навязывая ему свое видение.

Под поддержкой понимается деятельность, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. Психолог вовлекает всех значимых участников процесса обучения и воспитания, оказания поддержки занимая при этом управляющую позицию, учитывая возрастные и индивидуальные особенности школьника. Ведь трудности, которые испытывает младший подросток на этапе перехода в среднюю школу, служат «полем» для развития субъектных качеств, такие как рефлексия, активность, самооценка и др. Например, создавая для школьника условия с игровыми конфликтами, мы поддерживаем его внутренний потенциал, что дает результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого ребенка. Это его позитивный опыт выстраивания отношения к себе, как к субъекту, деятелю, который может управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свое желание, волю и активность.

Превентивный смысл психологической поддержки обернуть ребенка к трудностям, которые встают между ним и теми скрытыми для него смыслами, которые лежат в общении и деятельности со значимым взрослыми. Успешность взаимодействия системы «ребенок-значимые взрослые» возможна при соблюдении следующих условий: 1) согласие ребенка на помощь и поддержку; 2) приоритет самого ребенка в решении собственных проблем; 3) совместимость, сотрудничество, содействие; 4) соблюдение принципа конфиденциальности; доброжелательность и безоценочность; 5) защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни.

Возможна и опосредованная поддержка. Она осуществляется при отсутствии явного запроса со стороны школьника, базируется на диагностике, профессиональном наблюдении педагога-психолога.

Суть поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Поддержать можно начинающее проявление.

Увидеть это можно, когда ребенок уже сделал шаг в ту или другую сторону: проявил талант, способность или, наоборот, совершил неблаговидный поступок, сделал ошибку. В первом случае важно подкрепить то, что начинает проявляться, во втором – удержать, чтобы не скатился вниз, не упал.

Вовремя полученная поддержка освобождает ребенка от множества нерешенных проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит – полноценно жить и учиться. Этот взгляд предполагает внимание к саморазвитию личности.

Психологическая поддержка ставит целью развитие уникальности личности, в то время как индивидуальный подход предполагает приведение ее в соответствие с определенными требованиями (чтобы все освоили одну и ту же программу, чтобы ребенок несмотря ни на что «встроился в коллектив»). В том случае, когда поддержка становится принципом деятельности всех «значимых взрослых», оказывается возможным совместный поиск в осуществлении этой озвученной задачи. Задача «значимых взрослых» - найти средства и способы, позволяющие ребенку раскрыть личностный потенциал, а для этого понять проблемы ребенка, не навязывая ему свое видение.

Ирина Владимировна Дубровина - российский психолог, считает, что истинная поддержка, основанная на подчеркивании положительных способностей, возможностей, сторон ребенка, переживающего проблемную ситуацию, может быть оказана несколькими оптимальными способами и приемами. К ним она относит следующие: не подчеркивать промахи ребенка, показывать удовлетворение ребенком; поощрять все попытки ребенка справиться с ситуацией самостоятельно; позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно; проявлять веру в ребенка, эмпатию.

В отечественной психологии психологическая поддержка рассматривается с позиции гуманистической психологии. Основателями гуманистической психологии являются: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и др. Выделена ее основная цель – повышение позитивной «Я-концепции», развитие способности личности к самостоятельному осуществлению деятельности, при внутренней уверенности в правильности этой деятельности; создание гармоничной системы взаимоотношений. Результатом психологической поддержки является разрешений проблемной ситуации. Психологическая поддержка способствует формированию умения адекватно оценивать складывающиеся ситуации и предвидеть выход из них, когда они становятся проблемными.

Поэтому создавая для младшего подростка поддерживающую среду, мы не только обеспечиваем поддержку учащемуся со стороны значимых взрослых, но и позволяем школьнику обеспечить поддержку самому себе.

В числе основных задач поддерживающей среды – это создать условия для развития ребенка, помогать ему делать осознанный личный выбор, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других.

В основу разработки поддерживающей среды закладывались:

Индивидуальные и групповые занятия, направленные на коррекцию психических функций ребенка с целью формирования у него новообразований, соо

тветствующих возрастному этапу е

го развития;

Вовлечение в эту деятельность значимых для ребенка взрослых на принципах сотрудничества с психологом

, с

целью позволить

восстановления искаженного или нарушенного

ранее контакт

ов

всех членов образовательного процесса, а затем, при опосредовании психологом,

и получения возможности

перенести новые отношения ребенка и значимых взрослых, сложившиеся в ходе коррекционно-развивающего процесса в модельной среде;

изменение позиций всех субъектов системы «ребенок-родитель-учитель», осуществляющееся в процессе их взаимодействия в модельной среде,

с целью создания

предпосыл

ок

устой

чивости произошедших изменений, в

осстановления

взаимопонимания и эмоционального контакта детей и взрослых, а также перенос

а

сформированных навыков детей из модельной среды в реальную социальную ситуацию их развития

, что позволи

т системе преодолеть паттерн

(

паттерн это -

парадигма поведения, свойственная человеку в определенных обстоятельствах. Эта модель работает автоматически, непроизвольно, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром)

неэффективных вза

имодействий ее членов и

обеспечи

т в дальнейшем возможность творческого взаимодействия всех субъектов образовательного и воспитательного процессов.

На сегодня существуют две основные концепции, разработанные

Ириной Владимировной Дубровиной и Львом Моисеевичем Фридманом российским, советским психологомпедагогикамматематиком, крупным специалистом в области педагогической и математической психологии, доктором психологических наук, профессором. В первой – это работа практического психолога образования акцентирована на психологическом аспекте, во второй – на педагогическом. Главная цель психологической службы образования – содействие социальной ситуации развития и охраны здоровья личности обучающихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Психолог окажется бессильным в достижении главной цели, если будет работать в одиночку, если не обретет себе поддержку в лице остальных значимых взрослых в жизни подростка.

По мнению Раисы Викторовны Овчаровой, влияние педагога на учащихся реализуется в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личности педагога, его профессиональной компетентности, уровня авторитета, возраста детей и многих других параметров.

Еще хочу остановится на одном из важнейших аспектов которое координирует взаимодействие ребенка и родителей, психологу необходимо общаться с обоими родителями, что даст возможность получить более объективную и разностороннюю картину жизни подростка. Совместная работа дает родителям почувствовать общую ответственность за судьбу подростка. Обязательно нужно рассказать родителям о методах и техниках консультирования и коррекции, по которым планируется работа с их ребенком. Следует объяснить родителям, что коррекция происходит не только благодаря решениям и действиям одного лишь консультанта. Это живой процесс взаимодействия, когда невозможно заранее сказать, какой из приемов станет наиболее важным для достижения цели. Также следует заранее обговорить, что для ребенка важно, чтобы со своими проблемами, желаниями и вопросами, которые возникают у него в связи с консультированием, он обращался непосредственно к психологу. Иногда требуется долгое время, чтобы он смог решиться сам сказать психологу об испытываемых трудностях.

Проводя групповые занятия для подростков, мы с одной стороны, обеспечиваем формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, а с другой – выполнение возрастных задач развития. Основные направления групповой работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.

Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает, прежде всего, развитие умения сделать выбор, готовности нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

В групповой работе мы используем коммуникативные игры, которые формируют у младшего подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства и дать ему вербальное или невербальное поглаживание; способствуют углублению осознания сферы общения, обучают умению сотрудничать; игры, направленные на развитие воображения; задания с использованием терапевтических метафор.

Подростковый период – это резкий скачок в развитии, дающий ребенку большие возможности осознания себя. Поэтому так важно использовать в работе с подростками основанные на терапевтических метафорах сказки и притчи.

К компонентам терапевтической метафоры относят:

- метафорический конфликт – появление ситуации, в которой герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (непохожести на других, наличия страхов и т.д.)

- метафорический кризис – наступление невыносимой для героя ситуации, несущей символику смерти;

- поиск и нахождение ресурсов внутри себя – открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;

- торжество и праздник – переживание ситуации успеха, признания со стороны окружающих.

Система психолого-педагогических мероприятий, включающая в себя психологическую поддержку развития личностных особенностей младших подростков, обеспечивает эффективность личностного становления, освоению социально активных форм поведения, формированию эмоциональной устойчивости, снижению негативных эмоциональных переживаний, повышению уровня самоуважения, самооценки, развитию мотивационной сферы, оптимизации межличностного взаимодействия, развитию коммуникативной компетентности.

Условиями эффективной психологической поддержки младшего подростка являются: 1) учет индивидуальных и возрастных особенностей данной возрастной группы; 2) построение субъект-субъектных отношений;

3) создание атмосферы понимания и принятия личности; 4) сопереживание; 5) вера в успех личности; 6) включение в процесс психологической поддержки различных субъектов образовательного процесса.

В заключении выделим основные направления психологической поддержки, которые способствуют эффективному становлению личности младшего подростка: психологическая поддержка развития личностных характеристик (самооценка, мотивация, коммуникативная компетентность), психологическая поддержка эмоциональных паттернов и стилей поведения (эмоциональная устойчивость, способность преодолевать негативные эмоциональные переживания, социальной активности).

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×