Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль подвижных игр в развитии координации и моторики у детей | Акимова Марина Анатольевна. Работа №353205

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена анализу значения подвижных игр в развитии координации движений и моторных навыков у дошкольников. Рассматривается влияние игровых форм физической активности на гармоничное развитие детей, укрепление их здоровья и формирование двигательных умений. Особое внимание уделяется возрастным особенностям организации подвижных игр и их роли в интеграции физических, эмоциональных и когнитивных процессов.

Ключевые слова: подвижные игры, координация движений, моторика, дошкольники, физическое развитие, игровая деятельность, здоровье.

РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИИ И МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

 

Акимова Марина Анатольевна, инструктор по физкультуре

ГБДОУ детский сад 39 Приморского района, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. Статья посвящена анализу значения подвижных игр в развитии координации движений и моторных навыков у дошкольников. Рассматривается влияние игровых форм физической активности на гармоничное развитие детей, укрепление их здоровья и формирование двигательных умений. Особое внимание уделяется возрастным особенностям организации подвижных игр и их роли в интеграции физических, эмоциональных и когнитивных процессов.

Ключевые слова: подвижные игры, координация движений, моторика, дошкольники, физическое развитие, игровая деятельность, здоровье.

 

Физическое развитие ребенка дошкольного возраста является важной составляющей формирования его личности и здоровья. В этом процессе подвижные игры занимают особое место, так как они естественным образом сочетают двигательную активность и эмоциональное вовлечение, обеспечивая тем самым высокую мотивацию и эффективность занятий. Подвижные игры способствуют гармоничному развитию координации движений и моторных навыков, что играет ключевую роль в подготовке детей к последующим этапам обучения и жизни.

Координация движений представляет собой способность ребенка точно и согласованно выполнять двигательные действия, требующие участия различных групп мышц. На дошкольном этапе развития координация активно формируется, так как у детей продолжают развиваться нервная система, опорно-двигательный аппарат и сенсорные функции. Подвижные игры оказывают комплексное воздействие на развитие координации, так как в них дети выполняют разнообразные движения — бег, прыжки, повороты, броски и ловлю предметов, требующие согласования между глазами, руками и ногами.

Моторные навыки, в свою очередь, включают мелкую и крупную моторику, обеспечивающую выполнение как простых, так и сложных движений. Подвижные игры способствуют развитию как крупной моторики (укрепление мышц, развитие силы и выносливости), так и мелкой моторики (движения пальцев, кистей рук), что особенно важно для подготовки ребенка к школьным занятиям, включая письмо. В процессе игры дети учатся управлять своим телом, развивают ловкость, гибкость и быстроту реакции.

Подвижные игры имеют значительное влияние не только на физическое развитие, но и на эмоциональную и когнитивную сферы. Во время игр дети сталкиваются с необходимостью быстро принимать решения, учитывать правила и взаимодействовать с другими участниками, что развивает у них концентрацию внимания, память и коммуникативные навыки. Эмоциональное вовлечение в игру стимулирует позитивный настрой, помогает снять стресс и формирует у детей устойчивый интерес к физической активности.

Организация подвижных игр в дошкольном образовательном учреждении требует учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Так, в младшем дошкольном возрасте упор делается на игры, включающие простые движения, которые легко повторить. В старшем возрасте вводятся более сложные задания, требующие развития пространственной ориентации, чувства равновесия и навыков командного взаимодействия. Игры также можно адаптировать под физические возможности и интересы каждого ребенка, что делает их универсальным инструментом физического воспитания.

Роль инструктора по физической культуре в организации подвижных игр заключается в создании условий, которые способствуют раскрытию двигательного потенциала каждого ребенка. Инструктор должен учитывать не только физическое состояние детей, но и их эмоциональное и психологическое состояние, создавая поддерживающую и мотивирующую атмосферу. Подвижные игры, сопровождаемые доброжелательной обстановкой и вовлечением воспитателя, формируют у детей уверенность в себе, укрепляют коллективные связи и развивают навыки сотрудничества.

Важно отметить, что подвижные игры не требуют сложного оборудования или больших пространств, что делает их доступными для проведения как в зале, так и на улице. При этом использование природных или простых материалов, таких как мячи, кегли или скакалки, обогащает игровой процесс, стимулируя творческий подход и воображение детей.

Таким образом, подвижные игры являются эффективным и универсальным методом физического воспитания дошкольников. Они способствуют не только укреплению здоровья и развитию координации движений, но и формированию эмоциональной устойчивости, коммуникативных навыков и когнитивных способностей. Интеграция подвижных игр в образовательный процесс позволяет сделать занятия физической культурой увлекательными, доступными и полезными для каждого ребенка, обеспечивая его гармоничное развитие и успешную адаптацию к будущей жизни.

 

Список литературы

 

1. Апанасова И. А. Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста через подвижные игры и двигательные упражнения / И. А. Апанасова, М. Л. Зверева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 123-126.

2. Парфенова С. В. Взаимосвязь подвижных игр и речевого развития у детей 3-4 лет в условиях ДОУ / С. В. Парфенова, К. С. Маслова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 96-97.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×