Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль познавательного развития в дошкольном возрасте | Сатарова Гульнар Асфановна. Работа №231492

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Сатарова Гульнар Асфановна
В статье дается определение познавательной сферы дошкольников в свете ФГОС и раскрываются её компоненты

Роль познавательного развития в дошкольном возрасте

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитие личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководства взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Познавательная сфера - это сложное образование, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире.

Познавательная сфера включает три взаимосвязанных компонента:

1. Познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.). Уровень их развития определяет возрастные познавательные возможности и индивидуальные способности ребенка, а также доступные ему способы познания мира.

2. Информация, которая отражает опыт человечества на пути познания мира и которую оно аккумулирует в различных источниках (хранилищах).

К источникам информации в широком смысле относятся следующие:

а) искусство, в основе восприятия которого, а также создания произведений искусства лежит умение эмоционально - чувственно откликаться на мир, нас окружающий;

б) науки, для освоения которых требуется определенный уровень развития абстрактного мышления;

в) личности (персоналии), знакомясь с фактами жизни различных людей, дети узнают о достижениях человечества в целом, о потенциальных возможностях человека;

г) мораль, правила и нормы поведения, которые диктуются, контролируются и оцениваются общественным мнением, традициями и обычаями.

Опыт познания мира накапливается в процессе активной деятельности людей разных времен и поколений. Любая деятельность имеет конечный результат, который проходит проверку жизнью. Результаты деятельности человека накапливаются в виде материальных и духовных ценностей, которые и аккумулируются в перечисленных выше источниках информации.

Каждый источник имеет свои особенности отражения мира, свои внутренние резервы и силы воздействия на человека. С точки зрения познавательного развития, желательно приобщить ребенка-дошкольника ко всем источникам информации (или как можно большему их числу) с учетом его индивидуальных возможностей.

Источники информации в узком смысле — это материальные хранилища (технические средства): книги, телевизор, радио, компьютер и пр. Развитие современного ребенка, живущего в огромном и интенсивном информационном поле немыслимо без знакомства с новейшими источниками информации и приобщения к ним.

3. Отношение к миру, или эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребенка. Мир ребенка - это поистине фейерверк звуков, красок, запахов, впечатлений от разнообразных, «разных событий и встреч. И чем больше добра и красоты взрослые при внесут в жизнь детей, тем активнее те будут в своих познавательных и творческих порывах.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П.Усова, Е.А. Панько и др.). Все это говорит о том, что в работе с детьми дошкольного возраста особое значение должно придаваться их познавательному развитию.

Познавательное развитие - это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Поиск эффективных средств познавательного развития, выявление условий становления познавательной деятельности в дошкольном детстве, изучение особенностей ее проявления, закономерностей формирования на различных возрастных этапах - одна из важнейших и актуальных проблем педагогической теории и практики. Решение этой проблемы позволит эффективно управлять процессом формирования познавательных способностей, обеспечивать наиболее полные условия для всестороннего развития личности, самостоятельности, инициативы с учетом возрастных и индивидуальных возможностей. Особое значение познавательное развитие приобретает в связи с подготовкой детей к школе.

Большое значение познавательной деятельности, как важнейшей образовательной области придается в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Познавательное развитие, согласно ФГОС предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Задачи познавательного развития детей среднего дошкольного возраста:

1. Расширять знания детей об окружающем мире, через знакомство с элементами различных областей знаний.

2. Познакомить детей с причинно-следственными связями как одним из жизненно важных и необходимых условий целостности нашего мира.

3. Способствовать формированию у детей положительного отношения к миру, в том числе и к миру природы.

Познавательная деятельность - это поиск действий, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×