Роль предмета «Технология» в профессиональном самоопределении школьников | Горшкова Ирина Александровна. Работа №275332
Автор: Горшкова Ирина Александровна
Сегодня, во время становления нового технологического уклада, возникают проблемы при подготовке учеников к реальной жизни. Школьники V-VII классов знакомятся с профессиями, VIII-IX – находятся на стадии предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления в старшей школе. X-XI классы - период, характеризующийся конкретизацией старшеклассниками пути продолжения образования. Задача учителя - научить конструировать свой профессиональный маршрут в мире сильно деформированных социально-профессиональных ролей.
И. А. Горшкова
г. Гаврилов-Ям, МОУ СШ №6
Роль предмета «Технология» в профессиональной ориентации и профессиональном самоопределении школьников.
Аннотация. Сегодня, во время становления нового технологического уклада, возникают проблемы при подготовке учеников к реальной жизни. Школьники V-VII классов знакомятся с профессиями, VIII-IX – находятся на стадии предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления в старшей школе. X-XI классы - период, характеризующийся конкретизацией старшеклассниками пути продолжения образования. Задача учителя - научить конструировать свой профессиональный маршрут в мире сильно деформированных социально-профессиональных ролей.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профилирующее направление, социально-профессиональный статус
Открыв страницы нового «Закона об образовании РФ», мы сможем заметить, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования сегодня является успешность профессиональной ориентации. Учёными доказано, что профессиональное самоопределение – это длительный процесс согласования внутриличностных потребностей и социально-профессиональных потребностей общества, охватывающий весь жизненный и трудовой путь человека.
Индустриальная эпоха уступила место технологической, и с этим возникли проблемы в подготовке учеников к реальной жизни. Как мы знаем, одним из направлений образовательного процесса в области технологии является формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования. Из сказанного выше следует, что лучшим временем для профессиональной ориентации является именно школьный возраст.
У школьников V-VII классов интересы, в их подростковом возрасте, изменчивы и подвижны, поэтому педагогам не нужно ставить задачу их ориентации на конкретные профессии. В учебниках, в конце параграфа, в рубрике «знакомимся с профессиями» дается характеристика их особенностей. Важно уже в этом возрасте актуализировать саму проблему выбора, связанную с продолжением образования и, возможно, с будущей профессиональной сферой, формирования нравственных ценностей труда, практического опыта включения в трудовые процессы. Педагогу технологии необходимо осознавать важность воспитания добросовестного отношения к труду у школьников, понимания его роли в жизни общества, а также помогать в приобретении различных умений и навыков. К сожалению, в последние годы замечается снижение желаний подростков приобретать данное умение у девочек к шитью. После вводного контроля выясняется, что многие ученицы никогда не держали в руках иголку. Отсюда: неуверенность, нежелание, боязнь. Мы никогда в будущем не освоим высоких технологий пошива, без освоения элементарных умений.
Успех зависит и от работы сферы дополнительного образования. В нашем небольшом городе работает достаточно большое количество различных кружков: эти дополнительные занятия являются первой профессиональной пробой для ребёнка, стоит лишь замотивировать его к данным видам деятельности. Дети чувствуют себя намного увереннее на уроках технологии после посещения в начальном звене кружков «Мягкая игрушка», «Вяжем сами» и т.д.
Цель профессиональной ориентации (VIII-IX классы) - предварительное самоопределение школьников в отношении профилирующего направления в старшей школе. У старших подростков в период развития их личностного самосознания необходимо сосредоточить внимание на формировании у них способности соотносить свои идеалы (жизненные, нравственные, профессиональные) с их реальными возможностями, запросами рынка труда и профессий, согласованных с рынком образовательных услуг. Региональная программа «Технологии отраслей профессиональной деятельности Ярославской области» предоставляет возможность познакомиться с предприятиями и учебными заведениями региона и изучить направления и виды трудовой деятельности, которые востребованы в области на рынке труда. Большую роль для нас играют посещения таких предприятий, как «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат», швейное производство «Браво Файсо», керамическое производство «Сады «Аурики».
Говоря о X-XI классах - периоде, характеризующимся конкретизацией старшеклассниками пути продолжения образования и получения соответствующей профессии, мы условно назовём его периодом уточнения социально-профессионального статуса, сложность которого заключается в том, что школьнику необходимо сделать окончательный выбор, и если он будет ошибочным, то может повлиять на реальный ход жизни. Ученик должен уметь решать проблемы, которые встанут перед ним в жизни и понимать, что от ошибок никто не застрахован.
Не вызывает сомнения, что профессия человека определяет его образ жизни, а образ жизни, в свою очередь, влияет на выбор профессии. Делая данный выбор, юноши и девушки проявляют свои способности к самосовершенствованию, самопознанию, реализуют потребность в самореализации и становлении личности. Профессия становится средством достижения этого образа жизни, а не существенной частью его самого, что влияет на выбор учащимися профессии и, порой, свидетельствует о примитивности их профессиональных предпочтений. Старшеклассники задумываются о своем будущем, хотят учиться, работать, мечтают о профессиональной карьере. Моя задача, как учителя: приобщить учащихся к реальной жизни, научить анализировать свои возможности в профессиональном выборе.
По статистике больше половины выпускников хотят делать то, чего делать не могут в ситуации, когда это никому не надо. Об этом говорят и результаты опросника методики способности в деятельности [1]. Ребята дают по тридцати шести вопросам две оценки: «первую оценку за желание, чтобы данное утверждение было о Вас, а вторую за то, можете ли Вы утверждать, что это о Вас». По оценкам учащихся, половина «хотят и могут» работать чуть ли не в четырех сферах деятельности, при этом мало задумываются, как долго нужны будут эти специалисты. Это говорит о важности формирования у современных школьников способности включаться в конкретные виды труда, социальные отношения профессионального коллектива для приобретения практического опыта в избираемой профессии. Основным «средством производства» станет квалификация сотрудников, а также будет цениться гибкость в приобретении новых компетенций, обучаемость и креативность. Современный человек должен непрерывно повышать свою квалификацию, - сама профессиональная область со временем становится под сомнение, он должен осваивать новые и неожиданные профессиональные области, переключаться с одной профессии на другую. В дальнейшем кто-то будет менять профессии одну за другой, а кто-то конструировать свою собственную, неповторимую «профессиональную мозаику» [2].
Одно из предложений об изменении роли профессиональной ориентации в ближайшие годы заключается в том, что для значительной части людей не так важно будет найти свою нишу на рынке труда, сколько уметь сконструировать свой профессиональный маршрут в мире сильно деформированных социально-профессиональных ролей. Мы должны готовить детей к непредсказуемому будущему. Сегодня возрастает значимость «экстрим-образования», в ходе которого повышается готовность людей к участию в рискованных проектах, где они учатся обосновывать свое мнение и продвигать инновации. При реализации профессиональной ориентации учащейся молодежи на получение актуальных на рынке труда профессий важным является представление о превращении значительной части современных профессий в краткосрочные «пакеты компетенций», о востребованности на рынке труда не знаний, умений и навыков как таковых, а способности выполнять определенные функции либо решать неалгоритмические задачи [2].
Советский космонавт Г.С. Титов считает, что «Всякая профессия сложна и интересна по-своему. Если человек нашел свое призвание, труд становится для него радостью». Хочется, чтобы наши выпускники получали наслаждение и удовольствие от своей работы, а курс технологии, интегрируя в своем содержании знания и умения всех предметов общего образования, помогал в профессиональном самоопределении.
Библиографический список
1.Бондарев В.П. Новая профориентационная диагностическая методика «Способности в деятельности» [Текст] // Школа и производство. - 2014 - №1. – С.12 - 15.
2.Родичев Н.Ф. Проблемы профессиональной ориентации молодежи в условиях маркетизации образования и изменения мира профессий. [Текст] // Школа и производство. - 2014. - №3. - С 8-11; №4. - С. 9-13.