Роль предметно пространственной среды для развития мелкой моторики рук | Демчук Оксана Юрьевна. Работа №232692
Автор: Демчук Оксана Юрьевна
В связи с модернизацией образования в ДОУ совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, позволяющей ребенку более полно проявить себя и проявить активность, становится важной задачей. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как неотъемлемого компонента образовательного процесса
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
«Предметно-пространственная среда как стимул речевого развития дошкольников»
Выполнил: воспитатель МБДОУ №97
г.Чебоксары
Александрова Людмила Николаевна
Содержание.
1.Паспорт проекта.
2.Актуальность (проблема).
3.Анализ среды (внешней и внутренней).
4.Цели и задачи проекта.
5.Участники и их роль в реализации проекта.
6.Ресурсы (материальные, информационные, кадровые, технические).
7.Механизм реализации проекта.
8.План реализации проекта.
9.Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности.
10.Перспективы дальнейшего развития проекта.
11.Список литературы.
12.Приложение.
Паспорт проекта.
Тема проекта
«Предметно-пространственная среда как стимул речевого развития дошкольников»
Автор проекта
Александрова Людмила Николаевна,
воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №97 «Семицветик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики
Место реализации
проекта
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №97 «Семицветик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики
Проблема, на решение которой направлен проект
Недостаточное соответствие предметно-развивающей среды в группе для речевого развития детей.
Цель проекта
Создание в группе предметно-развивающей среды, стимулирующей речевую активность и развитие речемыслительной деятельности детей.
Задачи проекта
Р
азработать план мероприятий по активизации деятельности педагогов
, родителей
по созданию предметно-развивающей среды с учетом
возрастных и индивидуальных
особен
ностей детей.
О
богащение предметной среды по требованию ФГОС ДО
.
П
одбор инновационных развивающих технологий в работе по развитию речи
О
рганизовать деятельность через самостоятельное ее “открытие” и освоение на предметной основе в активной детской деятельност
и
Участники проекта
Дети среднего дошкольного возраста,
педагоги ДОУ,
родители воспитанников
Сроки реализации проекта
01.09.2017-31.05.2018
Ожидаемые результаты
О
богащенная, развивающая предметная среда в группе, соответствующая требованиям ФГОС ДО
.
И
спользование инновационных технологий по речевому развитию
приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Повышается число родителей-активистов,
участвующих
в
образовательном процессе
по
речевому
развитию детей
дошкольного возраста
.
В связи с модернизацией образования в ДОУ совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, позволяющей ребенку более полно проявить себя и проявить активность, становится важной задачей. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как неотъемлемого компонента образовательного процесса. В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации» четко определена организация предметно-развивающей среды в различных видах детской деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтению художественной литературы. В качестве основной цели педагогической работы ФГОС ДО выдвигает всестороннее развитие каждого ребенка.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности и служит основой для полноценного развития личности каждого малыша. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира. От качества речи, умения ею пользоваться на занятиях, наблюдении на прогулке, в игре, в обсуждении чего-либо зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками , авторитет и социальное положение в детском сообществе.
Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей достаточно велико: разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка.
Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда - это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
И в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольное образование возникла остро проблема по созданию развивающей образовательной среды для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Положительные факторы
Отрицательные факторы
Наличие разработанных технологий и программ обучения дошкольников
Организация диагностических кабинетов в поликлиниках.
Наличие разнообразной специальной литературы по речевому развитию.
Наличие центров развития в городских условиях.
Воздействие окружающей среды (экологические и природно-климатические факторы).
Рост количества
детей дошкольников с речевыми нарушениями
Положительные факторы
Отрицательные факторы
наличие образовательной программы
наличие перспективного плана работы с детьми по обогащению и активизации речи воспитанников
кабинет учителя-логопеда, оборудованный и оснащенный методическими пособиями
низкая педагогическая компетентность родителей
недостаточная оснащенность предметно-развивающей среды в группах
низкий уровень речевого, познавательного и психического развития детей
Цель проекта – создание в группе предметно-развивающей среды, стимулирующей речевую активность и развитие речемыслительной деятельности детей.
Р
азработать план мероприятий по активизации деятельности педагогов, родителей по созданию предметно-развивающей среды с учетом возрастных и индивидуальных особен
ностей детей.
О
богатить
предметной среды по требованию ФГОС ДО
.
П
одобрать инновационные развивающие технологии
в работе по
речевому
развитию
.
О
рганизовать деятельность через самостоятельное ее “открытие” и освоение на предметной основе в активной детской деятельности
.
Для детей:
Для педагогов:
Для родителей:
1.Формирование творческого развития ребенка дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды,
2.Формирование правильной речи, умение делать умозаключения
1. Качественное освоение педагогами инновационных технологий по речевому развитию детей дошкольного возраста
2. Повышение профессионального уровня педагогов.
3. Улучшение качества работы в создании условий для речевого развития детей дошкольного возраста.
4. Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.
1. Сформированная активная родительская позиция.
2. Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
3. Активное участие родителей в формировании пространственной среды в группе
Воспитатели
Учитель-логопед
Старший воспитатель
младший воспитатель
Родители
№п/п
Виды ресурсов
1
Информационные
Интернет-ресурсы
Специальная литература
Методические разработки, презентации
Научная и художественная литература
2
Материальные
Бюджетное финансирование
Спонсорские и добровольные пожертвования
3
Технические
Наглядные и дидактические пособия
Музыкальный центр
Ноутбук
Цифровой фотоаппарат
4
Кадровые
Педагоги, специалисты ДОУ
Этапы
Сроки
Действия
Ответственные
Подготовительный
Сентябрь
2017г.
Выявление проблемы, сбор информации, составление плана для реализации проекта
Старший воспитатель, воспитатели,
логопед
Основной
Октябрь 2017г.-апрель 2018г.
Реализация основного содержания проекта
Воспитатели, логопед
Заключительный
Май 2018г.
Обобщение
Старший воспитатель, воспитатели,
логопед
Этапы
Программа действий
Подготовительный
Подбор и изучение литературы.
Обогащение предметно-развивающей среды в группе по ФГОС ДО
Приобретение дидактического материала, методической литературы
Составление плана работы.
Подбор инновационных технологий и внедрение в образовательный процесс
Основной
Беседы с детьми с целью выявления уровня речевого развития детей
Пополнение развивающей среды группы
Проведение дней открытых дверей, совместных вечерних досугов с родителями.
Чтение художественной литературы в режимные моменты.
Ситуативные разговоры с детьми, игровые ситуации.
Разучивание
стихов
, потешек , загадывание загадок.
Оформление книжного уголка.
Подборка дидактических игр по темам.
Сюжетно- ролевые игры по темам занятий
Заключительный
Итоговая диагностика.
Проведение открытого мероприятия.
Обобщение итогов проекта.
Выступление на педагогическом совете с итогами реализации проекта и перспективами дальнейшего развития
Р
азработка системы
работы по данной теме с детьми среднего и
старшего дошкольного возраста
.
Повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ
(выездные семинары, конференции, публикации
, повышение квалификации и др.).
П
родолжить обогащение предметн
о-развивающей среды.
Нормативные документы:
Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
Федеральным законом 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Конституцией Российской Федерации , ст. 43, 72;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
Закон Чувашской Республики от 30.07.2013 № 50 «Об образовании в Чувашской Республике" и другие подзаконные акты, постановления и приказы
Список литературы:
Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.
.
Бочкарева О.Н. Обогащение и активизация словарного запаса. Средняя группа.-Волгоград,2009.
Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-№8.
Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.-М.:Перспектива,2011
Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –http://goo.gl/VhpiUr
Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с обраовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
Приложение 1.
Критерии оценки уровня развития словаря у детей среднего дошкольного возраста .
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
У ребёнка сформирована связная речь. Он называет и показывает на картинке предметы посуды, одежды, обуви, животных; называет действия цвет и размер игрушек, вкус продуктов; употребляет существительные в именительном падеже ед. и мн. числа Правильно употребляет имена сущ. в винит. падеже ед. числа без предлога при ответе на вопрос по картинкам» Что ты видишь?»» Вижу дом.» Согласует прилагательные с существительными; употребляет предлоги, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами ,глаголы в форме ед.и мн.числа в изъявительном наклонении.
Ребёнок понимает значение слов и показывает их на картинке.
У ребенка сформирована фразовая речь. Он называет и показывает на картинке предметы посуды, одежды, обуви, животных; называет действия; путает цвет и размер игрушек, вкус продуктов.
Допускает незначительные ошибки в употреблении существительных в именительном падеже ед. и мн. числе. Иногда допускает ошибки при согласовании существительных с прилагательными в употреблении предлогов, при употреблении существительных уменьшительно-ласкательными суффиксами, в употреблении глагольных форм.
Ребёнок понимает значение слов и показывает их на картинке. Но часто допускает ошибки при назывании предметов посуды, одежды, обуви, животных;
Неправильно называет действия, путает цвет и размер игрушек, вкус предметов;
Не употребляет существительные ед. и мн. числа; не умеет согласовать
существительные с прилагательным; не пользуется в речи предлогами, существительными
уменьшительно-ласкательными суффиксами; ошибки в употреблении глагольных форм; речь ребёнка однословная.
Приложение 2.
Диагностическая методика для изучения развития речи детей среднего дошкольного возраста О.Н.Бочкаревой (О.Н.Бочкарева. «Обогащение и активизация словарного запаса. Средняя группа». Волгоград. ИТД «Корифей», 2009).
Были выделены следующие параметры оценки:
Обследование импрессивной стороны речи
.
Понимание речи (существительных, обобщающих слов, действий).
Понимание инструкций, предложений.
Понимание форм единственного и множественного числа существительных.
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать называемые педагогом предметы).
Понимание содержания текста (сказка «Курочка Ряба»).
Обследование экспрессивной стороны речи.
Характер экспрессивной речи (однословная, фразовая, связная).
Изучение активного словаря детей по лексическим темам (существительные, глаголы, прилагательные).
Состояние грамматического строя речи:
а) употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа;
б) употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога;
в) согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (назвать по картинкам);
г) употребление предложно-падежных конструкций с простыми
предлогами -в, на (по картинкам);
д) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами (по картинкам);
е) употребление глаголов единственного и множественного числа.
Приложение 3 .
Список воспитанников посещающих среднюю группу
№
И.Ф. ребенка
Показатели
на сентябрь 2017г.
1
Антон А.
Средний
2
Степа А.
Высокий
3
Рамиля Б.
Высокий
4
Дима В.
Низкий
5
Костя Г.
Высокий
6
Ксения Д..
Средний
7
Вика Д.
Высокий
8
Никита Е.
Высокий
9
Валера И.
Высокий
10
Илья И.
Средний
11
Илья К.
Высокий
12
Никита К.
Низкий
13
Анна К.
Высокий
14
Настя К..
Низкий
15
Миша К.
Средний
16
Егор Л.
Низкий
17
Катя Н.
Высокий
18
Анна Н.
Низкий
19
Дима П.
Высокий
20
Олеся П.
Средний
21
Даниил П.
Средний
22
Настя С.
Средний
23
Миша С.
Низкий
24
Кирилл С.
Высокий
25
Миша С.
Средний
26
Аня Т .
Высокий
27
Аня Т.
Средний
28
Вика Ф.
Низкий
29
Ирина Ф.
Высокий
30
Глеб Я.
Средний
Приложение 4 .
Результат первичной диагностики (сентябрь 2017)
Высокий уровень –45% (13 детей)
Средний уровень – 34% (10 детей);
Ниже среднего – 21% ( 7 человек);
Приложение 5.
Картотека загадок для детей среднего дошкольного возраста
Подборка загадок о животных
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
***
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.(корова)
***
Хвост крючком, нос пятачком.(поросёнок)
***
Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь.(свинья)
***
Спереди – пятачок, сзади – крючок,
Посередине спинка, а на ней щетинка.(свинья)
***
Идёт, идёт, бородой трясёт,
Травки просит:
“Ме-ме-ме, дай-ка травки мне-е-е”.(коза)
***
Борода да рожки
Бегут по дорожке.(козёл)
***
Облачко на ножках,
Ходит по дорожкам.(овечка)
***
По горам, по долам, ходит шуба, да кафтан.(овечка, баран)
***
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.(осёл)
***
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.(гусь)
***
Ночью не спит,
Мышей сторожит.(кошка)
***
Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.(кот, кошка)
***
Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьет, песенки поет.(кошка)
***
Даже по железной крыше
Ходит тихо – тише мыши,
На охоту ночью выйдет
И как днем вокруг все видит,
Часто спит, а после сна -
Умывается она.(кошка)
***
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.(кошка, кот)
***
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.(кролик)
***
Заворчал живой замок, лег у двери поперек.
Две медали на груди, лучше в дом не заходи!(собака)
***
И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И всё же называются
Они – морские …(свинки)
***
У тигрицы есть тигрёнок,
У козы — козлёнок,
У кошки — котёнок,
У овечки?..(ягнёнок)
***
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети?..(петушок)
***
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.(конь)
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
***
В сумке – не пакеты и не булки;
Я у мамы в сумке на прогулке.(кенгурёнок)
***
Он совсем не кровожадный, потому что травоядный,
На носу два рога, на ногах копыта – от врагов защита.(носорог)
***
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.(мышь)
***
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.(лиса)
***
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом.(лиса)
***
За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало – нет ни дыма, ни пожара.(лиса)
***
На гору бегом, с горы кувырком.(заяц)
***
Не барашек и не кот, носит шубу целый год.
Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета.(заяц)
***
По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом – ушки торчком.(заяц)
***
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги…
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? …(зайка)
***
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)
***
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры)
***
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
***
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь)
***
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.