Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль преподавателя в организации эффективного взаимодействия обучающихся | Гатиятулина Екатерина Ринатовна. Работа №359308

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Роль преподавателя в организации эффективного взаимодействия обучающихся

 

Воспитание и формирование коммуникативных и профессиональных качеств обучающихся нереально без сформированной коммуникативной культуры преподавателя. Потому что в условиях обучения основным средством передачи-приема информации выступает общение (специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми). Выделяют три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная - обмен информацией, интерактивная - организация взаимодействия между людьми (согласование действий, распределение функций или влияние на настроение, поведение, убеждение собеседника и др.), перциптивная – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения является неотъемлемой частью всего педагогического процесса прежде всего потому что сам термин «коммуникация» (лат. – общее, разделяемое со всеми) подразумевает процесс двустороннего обмена информацией, ведущего к взаимному пониманию. Существенным отличием данной стороны общения от двух остальных является то, что если взаимопонимание между коммуникантами не достигнуто, то процесс коммуникации не состоялся. Для того чтобы убедиться в том, что коммуникация состоялась, нужно располагать обратной связью (о том, как люди поняли друг друга, восприняли информацию, как отнеслись к проблеме), что немаловажно в педагогическом процессе. Причинами неудачной коммуникации в педагогическом процессе часто могут быть следующие факторы, исходящие от самих преподавателей:

1.     Стереотипы, которые формируются у педагога относительно отдельных линий поведения или ситуаций, в результате которых объективный анализ и понимание своих подопечных, ситуаций, проблем не формируются.

2.     Предвзятые представления - склонность опровергать все то, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно (по принципу - верим тому, чему хотим). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное.

3.     Плохие отношения между людьми, потому, что если отношения враждебны - трудно убедить в справедливости своих взглядов.

4.     Отсутствие внимания и интереса собеседника - интерес возникает тогда, когда человек осознает значимость информации для себя.

5.     Пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного количества фактов.

6.     Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность общения, слабая убедительность, нелогичность доводов.

7.     Неверный выбор тактики и стратегии общения.

У человека, кроме всех данных ему от природы способов передачи информации, есть такие, которые изобретены и усовершенствованы им самим:

·        язык и другие знаковые системы,

·        письменность в ее разных видах и формах (тексты, схемы, рисунки),

·        технические средства записи, передачи и хранения информации (радио и видеотехника, магнитная, лазерная и другие формы записей)

По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного ушел вперед за последнее время.

Общение (коммуникация) - это базовый, повсеместный процесс каждой группы. Общение - это вербальный и невербальный процесс, по средствам которого отдельные личности образуют группу, поддерживают ее и координируют свои усилия. Без общения нет группы. Существует несколько определений термина «общение». Оно определяется как процесс, с помощью которого люди создают и посылают сигналы, которые другие люди получают, интерпретируют и посылают свой ответ. Целью этого процесса для малой группы является истолкование смысла, значения информации, которая будет адекватно воспринята членами группы для эффективного выполнения группового задания. Общение составляет сущность педагогической деятельности, имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

Коммуникативно-организаторские склонности личности педагога, его умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты, участвовать в общественных мероприятиях, позитивно влиять на воспитанников, инициативность и др. непосредственно направлены на сотворчество и соавторство, которые способствуют эффективному педагогическому общению.

Во время учебного процесса педагогом используются различные элементы техники общения, которые усваиваются студентами чаще подсознательно, интуитивно, на уровне подражания. Поэтому каждому преподавателю вуза, независимо от той дисциплины, которую он преподает (будь то гуманитарный цикл, или технический) нужно весьма требовательно относиться к своей коммуникативной культуре. Хотя, особо значимыми для привития культуры общения все-таки и остаются гуманитарные учебные предметы. Преподавание иностранного языка является в данном случае благотворной почвой для успешного овладения как общих коммуникативных навыков и умений студентов, так и для развития, совершенствования и формирования специальных, тесно связанных с иностранным языком.

Коммуникативные умения педагога, в которых приоритетными являются общие (умение общаться в самом широком смысле), педагогические и специальные умения (производные по отношению к общим коммуникативным умениям) часто не выступают едино в процессе обучения. Тогда как педагогические коммуникативные умения нужны для осуществления педагогического взаимодействия в учебном процессе, а специальные коммуникативные - для общения на иностранном языке. Общие и специальные коммуникативные умения формируются с ориентацией на профессиональные коммуникативные умения преподавателя и структуру общения, основанные на концептуальной модели трехкомпонентной структуры общения, принятой в социальной психологии, состоящей из социального отражения, эмоционального взаимоотношения и поведенческого взаимоотражения (Мясищев, 1960; Бодалев, 1983). В соответствии с этой моделью общения Петривняя И.В. выделила три основных компонента коммуникативного умения:

·        психотехнический - является базисным и связан с фундаментальными психологическими свойствами личности, определяющими эффективность и особенности самореализации человека в общении, определяет успешность передачи – приема информации в учебном процессе восприятия и запоминания информации и проявляется в культуре и технике речевого, невербального общения;

·        экспрессивный - включает разнообразие средств и приемов выразительности в поведении участников процесса общения, ;

·        интеракционный - связан с техникой взаимодействия людей в процессе общения, умению чтения контекста и др. интеракции (Лабурова, 1990).

 

Фактором развития будущего учителя мы рассматриваем коммуникацию, как естественную потребность индивида, от ее простых (эмоциональный контакт) к более сложным формам (сотрудничество и сотворчество преподавателя и студентов, личностное общение и др.). Мы также считаем, что непосредственное общение существенно влияет на развитие других способностей (наблюдательность, самоконтроль и др.). Сотрудничество подразумевает взаимодействие педагога и студента в совместном участии в процессе воспитания и обучения, в совместной деятельности.

«Сотворчество преподавателя и студентов – фундаментальная характеристика профессионального обучения, реализующего задачи, становления специалиста в профессиональной культуре. «Ставшая» педагогическая культура и культура участников процесса обучения являются точками опоры их сотворчества» (Ю.В. Сенько, Гуманитарные основы педагогического образования, 2000 г.).

Одной из немаловажных задач профессиональной подготовки будущего учителя является владение и умение манипулировать речевыми и невербальными средствами общения на таком уровне, чтобы эффективно реализовать основные функции общения в своей педагогической деятельности. Таким образом, целесообразно развивать и корректировать различные функции коммуникативного общения студентов во время аудиторных занятий и самообразования. Функциями общения могут быть информационно, регуляционно и аффективно-коммуникативные. В них проявляются внутренние связи коммуникативной подсистемы с когнитивной и регулятивной психики (И.В. Петривняя, Куйбышев, 1990г.). Когнитивная – часть психологии человека, связанная с его подсознательными процессами и сознанием, включающая в себя знания о мире и о самом себе (Р.С. Немов). Регулятивная часть психологии человека, связана с его физиологическими регулятивными процессами. Информационно-коммуникативная функция общения связана с информационным взаимодействием. Во время занятий, в процессе общения между педагогом и учащимися информация передается - принимается и формируется. В связи с этим, как считает И.В. Петривняя, возникает в исследовании информационно-коммуникативных функций общения актуальная проблема влияния общения на динамику когнитивных процессов. Педагог, в процессе общения может воздействовать на сознание и подсознание учащегося посредством коммуникативного воздействия. К регуляционно-коммуникативной форме общения относится регуляция поведения. И.В. Петривняя считает, что благодаря общению индивид получает возможность регулировать не только свое собственное поведение, но и других, а также испытывать регуляционные воздействия с их стороны. В педагогическом процессе педагог в ходе общения может воздействовать на мотив, цель, программу, на выполнение отдельных действий и их контроль. При высоком уровне педагогического мастерства, его коммуникативной культуре, воздействия на личность учащегося буду весьма глубокими. Педагог сможет оказывать позитивное влияние в целом на личность воспитуемого, которое будет нести положительные результаты в течение длительного периода времени. С регуляционно-коммуникативной функцией общения связанны: подражание, внушение, убеждение (И.В. Петривняя).

Профессией, от которой требуется мастерское владение языком тела, является профессия преподавателя, учителя. Это обусловлено воспитательным характером личного примера наставника: выражение лица и манера поведения порой способны творить чудеса. От того, как воспользуется своими коммуникативными способностями педагог, зависит: убедит ли он, внушит ли позитивные побуждения, как будет подражать ему учащийся. Путем анализа возможностей невербальной коммуникации можно вывести модель эффективного невербального поведения преподавателя.

Педагог должен (Гордон Уэнрайт):

·        излучать дружелюбие,

·        проявлять душевную щедрость,

·        быть терпимым,

·        поощрять к учебе,

·        должен наладить контакт с каждым обучающимся,

·        внушать доверие к своей компетенции,

·        быть организованным

·        эмоционально устойчивым.

Важным качеством преподавателя является внимание к реакции учащихся и признание их вклада в совместную работу.

Педагог не должен:

·        высмеивать своих подопечных,

·        демонстрировать сарказм,

·        быть враждебным,

·        показывать высокомерие,

·        раздражаться.

Преподаватель должен учитывать национальные и культурные особенности языка тела, привитые средой внешкольного образования.

Вышеперечисленные качества педагога могут быть ярче проявлены с помощью невербальных средств, если он будет тонко чувствовать приемлемость тех или иных форм физического контакта с учащимися, при этом восприимчив к нюансам комфортной для учащихся дистанции, уважительно относиться к их личному пространству. Коммуникативная культура педагога будет непроизвольно передавать за счет личного примера педагогической культуры преподавателя. Педагогическая культура вырабатывает такие способы и правила коммуникации, которые соответствуют требованиям профессиональной этики, конкретной ситуации, целям совместной деятельности (И.Ф. Исаев, Профессионально-педагогическая культура преподавателя, 2202).

Коммуникативная функция педагогической культуры реализуется эффективнее, если в общении точки зрения преподавателя и учащихся совпадают на выбор средств и методов общения, при общей заинтересованности. «Осуществление коммуникативной функции педагогической культуры требует перехода от авторитарной позиции преподавателя и субординированной позиции студента к личностному, равноправному сотрудничеству» (И.В. Исаев).

Большую роль в общении играет речевая культура (знание норм речи, умение правильно использовать языковые формы), что облегчает усвоение передаваемой информации, воспитывает и дисциплинирует их речевую грамотность и мышление. Утверждение различных способов общения в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза требует от педагогов овладения умений, обеспечивающих проникновения во внутренний мир обучаемого, понимания его мировоззрения. Знание языка тела не разрешит полностью вех поставленных пред педагогом задач, но поможет ему лучше понять своих подопечных, сблизиться с ними. В частности, знание языка тела позволит анализировать, проецировать и предвидеть варианты ответной реакции, прогнозировать ход мыслей и действий студентов. Коммуникативная функция, таким образом, обусловливает необходимость развития таких составляющих как речевая культура, культура вербального и невербального общения, культура межнационального общения.

Не только знания и умения по специальности решают проблемы обучения и профессионального роста молодого учителя, но и многое зависит от личностно-психологических качеств и разносторонностью коммуникативных способностей. Именно на их синтезирование и должна быть направлена работа преподавателя при помощи психолого-педагогических средств, в том числе выбором различных технологий, упражнений и т.д.

 

Роль преподавателя в организации эффективного взаимодействия обучающихся

 

Воспитание и формирование коммуникативных и профессиональных качеств обучающихся нереально без сформированной коммуникативной культуры преподавателя. Потому что в условиях обучения основным средством передачи-приема информации выступает общение (специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми). Выделяют три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная - обмен информацией, интерактивная - организация взаимодействия между людьми (согласование действий, распределение функций или влияние на настроение, поведение, убеждение собеседника и др.), перциптивная – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения является неотъемлемой частью всего педагогического процесса прежде всего потому что сам термин «коммуникация» (лат. – общее, разделяемое со всеми) подразумевает процесс двустороннего обмена информацией, ведущего к взаимному пониманию. Существенным отличием данной стороны общения от двух остальных является то, что если взаимопонимание между коммуникантами не достигнуто, то процесс коммуникации не состоялся. Для того чтобы убедиться в том, что коммуникация состоялась, нужно располагать обратной связью (о том, как люди поняли друг друга, восприняли информацию, как отнеслись к проблеме), что немаловажно в педагогическом процессе. Причинами неудачной коммуникации в педагогическом процессе часто могут быть следующие факторы, исходящие от самих преподавателей:

Стереотипы, которые формируются у педагога относительно отдельных линий поведения или ситуаций, в результате которых объективный анализ и понимание своих подопечных, ситуаций, проблем не формируются.

Предвзятые представления - склонность опровергать все то, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно (по принципу - верим тому, чему хотим). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное.

Плохие отношения между людьми, потому, что если отношения враждебны - трудно убедить в справедливости своих взглядов.

Отсутствие внимания и интереса собеседника - интерес возникает тогда, когда человек осознает значимость информации для себя.

Пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного количества фактов.

Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность общения, слабая убедительность, нелогичность доводов.

Неверный выбор тактики и стратегии общения.

У человека, кроме всех данных ему от природы способов передачи информации, есть такие, которые изобретены и усовершенствованы им самим:

язык и другие знаковые системы,

письменность в ее разных видах и формах (тексты, схемы, рисунки),

технические средства записи, передачи и хранения информации (радио и видеотехника, магнитная, лазерная и другие формы записей)

По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного ушел вперед за последнее время.

Общение (коммуникация) - это базовый, повсеместный процесс каждой группы. Общение - это вербальный и невербальный процесс, по средствам которого отдельные личности образуют группу, поддерживают ее и координируют свои усилия. Без общения нет группы. Существует несколько определений термина «общение». Оно определяется как процесс, с помощью которого люди создают и посылают сигналы, которые другие люди получают, интерпретируют и посылают свой ответ. Целью этого процесса для малой группы является истолкование смысла, значения информации, которая будет адекватно воспринята членами группы для эффективного выполнения группового задания. Общение составляет сущность педагогической деятельности, имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

Коммуникативно-организаторские склонности личности педагога, его умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты, участвовать в общественных мероприятиях, позитивно влиять на воспитанников, инициативность и др. непосредственно направлены на сотворчество и соавторство, которые способствуют эффективному педагогическому общению.

Во время учебного процесса педагогом используются различные элементы техники общения, которые усваиваются студентами чаще подсознательно, интуитивно, на уровне подражания. Поэтому каждому преподавателю вуза, независимо от той дисциплины, которую он преподает (будь то гуманитарный цикл, или технический) нужно весьма требовательно относиться к своей коммуникативной культуре. Хотя, особо значимыми для привития культуры общения все-таки и остаются гуманитарные учебные предметы. Преподавание иностранного языка является в данном случае благотворной почвой для успешного овладения как общих коммуникативных навыков и умений студентов, так и для развития, совершенствования и формирования специальных, тесно связанных с иностранным языком.

Коммуникативные умения педагога, в которых приоритетными являются общие (умение общаться в самом широком смысле), педагогические и специальные умения (производные по отношению к общим коммуникативным умениям) часто не выступают едино в процессе обучения. Тогда как педагогические коммуникативные умения нужны для осуществления педагогического взаимодействия в учебном процессе, а специальные коммуникативные - для общения на иностранном языке. Общие и специальные коммуникативные умения формируются с ориентацией на профессиональные коммуникативные умения преподавателя и структуру общения, основанные на концептуальной модели трехкомпонентной структуры общения, принятой в социальной психологии, состоящей из социального отражения, эмоционального взаимоотношения и поведенческого взаимоотражения (Мясищев, 1960; Бодалев, 1983). В соответствии с этой моделью общения Петривняя И.В. выделила три основных компонента коммуникативного умения:

психотехнический - является базисным и связан с фундаментальными психологическими свойствами личности, определяющими эффективность и особенности самореализации человека в общении, определяет успешность передачи – приема информации в учебном процессе восприятия и запоминания информации и проявляется в культуре и технике речевого, невербального общения;

экспрессивный - включает разнообразие средств и приемов выразительности в поведении участников процесса общения

, ;

интеракционный

- связан с техникой взаимодействия людей в процессе общения, умению чтения контекста и др. интеракции (

Лабурова

, 1990).

 

Фактором развития будущего учителя мы рассматриваем коммуникацию, как естественную потребность индивида, от ее простых (эмоциональный контакт) к более сложным формам (сотрудничество и сотворчество преподавателя и студентов, личностное общение и др.). Мы также считаем, что непосредственное общение существенно влияет на развитие других способностей (наблюдательность, самоконтроль и др.). Сотрудничество подразумевает взаимодействие педагога и студента в совместном участии в процессе воспитания и обучения, в совместной деятельности.

«Сотворчество преподавателя и студентов – фундаментальная характеристика профессионального обучения, реализующего задачи, становления специалиста в профессиональной культуре. «Ставшая» педагогическая культура и культура участников процесса обучения являются точками опоры их сотворчества» (Ю.В. Сенько, Гуманитарные основы педагогического образования, 2000 г.).

Одной из немаловажных задач профессиональной подготовки будущего учителя является владение и умение манипулировать речевыми и невербальными средствами общения на таком уровне, чтобы эффективно реализовать основные функции общения в своей педагогической деятельности. Таким образом, целесообразно развивать и корректировать различные функции коммуникативного общения студентов во время аудиторных занятий и самообразования. Функциями общения могут быть информационно, регуляционно и аффективно-коммуникативные. В них проявляются внутренние связи коммуникативной подсистемы с когнитивной и регулятивной психики (И.В. Петривняя, Куйбышев, 1990г.). Когнитивная – часть психологии человека, связанная с его подсознательными процессами и сознанием, включающая в себя знания о мире и о самом себе (Р.С. Немов). Регулятивная часть психологии человека, связана с его физиологическими регулятивными процессами. Информационно-коммуникативная функция общения связана с информационным взаимодействием. Во время занятий, в процессе общения между педагогом и учащимися информация передается - принимается и формируется. В связи с этим, как считает И.В. Петривняя, возникает в исследовании информационно-коммуникативных функций общения актуальная проблема влияния общения на динамику когнитивных процессов. Педагог, в процессе общения может воздействовать на сознание и подсознание учащегося посредством коммуникативного воздействия. К регуляционно-коммуникативной форме общения относится регуляция поведения. И.В. Петривняя считает, что благодаря общению индивид получает возможность регулировать не только свое собственное поведение, но и других, а также испытывать регуляционные воздействия с их стороны. В педагогическом процессе педагог в ходе общения может воздействовать на мотив, цель, программу, на выполнение отдельных действий и их контроль. При высоком уровне педагогического мастерства, его коммуникативной культуре, воздействия на личность учащегося буду весьма глубокими. Педагог сможет оказывать позитивное влияние в целом на личность воспитуемого, которое будет нести положительные результаты в течение длительного периода времени. С регуляционно-коммуникативной функцией общения связанны: подражание, внушение, убеждение (И.В. Петривняя).

Профессией, от которой требуется мастерское владение языком тела, является профессия преподавателя, учителя. Это обусловлено воспитательным характером личного примера наставника: выражение лица и манера поведения порой способны творить чудеса. От того, как воспользуется своими коммуникативными способностями педагог, зависит: убедит ли он, внушит ли позитивные побуждения, как будет подражать ему учащийся. Путем анализа возможностей невербальной коммуникации можно вывести модель эффективного невербального поведения преподавателя.

Педагог должен (Гордон Уэнрайт):

излучать дружелюбие,

проявлять душевную щедрость,

быть терпимым,

поощрять к учебе,

должен наладить контакт с каждым обучающимся,

внушать доверие к своей компетенции,

быть организованным

эмоционально устойчивым.

Важным качеством преподавателя является внимание к реакции учащихся и признание их вклада в совместную работу.

Педагог не должен:

высмеивать своих подопечных,

демонстрировать сарказм,

быть враждебным,

показывать высокомерие,

раздражаться.

Преподаватель должен учитывать национальные и культурные особенности языка тела, привитые средой внешкольного образования.

Вышеперечисленные качества педагога могут быть ярче проявлены с помощью невербальных средств, если он будет тонко чувствовать приемлемость тех или иных форм физического контакта с учащимися, при этом восприимчив к нюансам комфортной для учащихся дистанции, уважительно относиться к их личному пространству. Коммуникативная культура педагога будет непроизвольно передавать за счет личного примера педагогической культуры преподавателя. Педагогическая культура вырабатывает такие способы и правила коммуникации, которые соответствуют требованиям профессиональной этики, конкретной ситуации, целям совместной деятельности (И.Ф. Исаев, Профессионально-педагогическая культура преподавателя, 2202).

Коммуникативная функция педагогической культуры реализуется эффективнее, если в общении точки зрения преподавателя и учащихся совпадают на выбор средств и методов общения, при общей заинтересованности. «Осуществление коммуникативной функции педагогической культуры требует перехода от авторитарной позиции преподавателя и субординированной позиции студента к личностному, равноправному сотрудничеству» (И.В. Исаев).

Большую роль в общении играет речевая культура (знание норм речи, умение правильно использовать языковые формы), что облегчает усвоение передаваемой информации, воспитывает и дисциплинирует их речевую грамотность и мышление. Утверждение различных способов общения в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза требует от педагогов овладения умений, обеспечивающих проникновения во внутренний мир обучаемого, понимания его мировоззрения. Знание языка тела не разрешит полностью вех поставленных пред педагогом задач, но поможет ему лучше понять своих подопечных, сблизиться с ними. В частности, знание языка тела позволит анализировать, проецировать и предвидеть варианты ответной реакции, прогнозировать ход мыслей и действий студентов. Коммуникативная функция, таким образом, обусловливает необходимость развития таких составляющих как речевая культура, культура вербального и невербального общения, культура межнационального общения.

Не только знания и умения по специальности решают проблемы обучения и профессионального роста молодого учителя, но и многое зависит от личностно-психологических качеств и разносторонностью коммуникативных способностей. Именно на их синтезирование и должна быть направлена работа преподавателя при помощи психолого-педагогических средств, в том числе выбором различных технологий, упражнений и т.д.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×