Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль природы и экологического воспитания в формировании ценностных ориентаций у дошкольников | Арсентьева Ирина Георгиевна. Работа №349921. Номер работы: №349921

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья раскрывает значимость природы и экологического воспитания в формировании ценностных ориентаций у дошкольников. Ориентируясь на специфику возрастных особенностей детей, автор рассматривает способы привития любви и уважения к природе, отмечая важность развития у них экологической грамотности с раннего возраста. В статье представлены примеры практических занятий, которые могут стать основой для создания у детей стойких экологических убеждений и ответственного отношения к окружающей среде.

РОЛЬ ПРИРОДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Арсеньтьева Ирина Георгиевна, воспитатель

МДОУ «Звёздочка» п.Курорт-Дарасун

 

Аннотация. Статья раскрывает значимость природы и экологического воспитания в формировании ценностных ориентаций у дошкольников. Ориентируясь на специфику возрастных особенностей детей, автор рассматривает способы привития любви и уважения к природе, отмечая важность развития у них экологической грамотности с раннего возраста. В статье представлены примеры практических занятий, которые могут стать основой для создания у детей стойких экологических убеждений и ответственного отношения к окружающей среде.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, природа, ценностные ориентации, экологическая грамотность, воспитание, дети, дошкольное образование, нравственное воспитание, уважение к природе.

 

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста играет важную роль в их развитии и формировании системы ценностей. Природа окружает ребёнка с самого рождения, и именно она становится первой «учебной средой», в которой малыш познаёт мир. Важность экологического воспитания невозможно переоценить, ведь оно помогает формировать у детей уважение к окружающему миру и бережное отношение к природным ресурсам. Дошкольный возраст — это благоприятное время для того, чтобы заложить основы экологической культуры и создать фундамент, на котором ребёнок сможет выстроить осознанное отношение к природе и окружающему миру.

Воспитание экологически ответственной личности начинается с первых шагов ребёнка в общении с природой. Дети от природы любопытны, они интересуются всем, что их окружает: растениями, животными, погодными явлениями. Поэтому важно использовать их природную тягу к познанию, чтобы привить навыки и знания, которые помогут в дальнейшем стать экологически сознательными гражданами. Экологическое воспитание позволяет формировать ценностные ориентации, направленные на уважение к живому, развитие чувств сопереживания и заботы, осознание ценности жизни во всех её проявлениях.

Первым шагом к формированию экологического сознания у дошкольников является организация регулярных наблюдений за природой. Даже простые прогулки на свежем воздухе могут стать мощным средством воспитания: наблюдая за растениями, насекомыми, птицами, ребёнок учится понимать, что природа живая и что она нуждается в заботе. Важно, чтобы во время этих прогулок воспитатель помогал детям обратить внимание на изменения, которые происходят в окружающем мире: изменение цвета листьев осенью, появление первых цветов весной, следы животных на снегу зимой. Это помогает детям осознать, что природа не статична и что все её элементы взаимосвязаны.

Для формирования экологических ценностей также важно организовывать практические занятия, на которых дети могут своими руками взаимодействовать с природой. Например, дети могут участвовать в посадке растений. Посадив семечко и наблюдая за его ростом, ребёнок не только узнаёт, как растение развивается, но и начинает понимать, как важно заботиться о нём: поливать, ухаживать, беречь. Этот процесс вызывает чувство ответственности и гордости за результаты своего труда. Подобные занятия способствуют формированию уважительного отношения к природе и развивают такие качества, как трудолюбие и терпение.

Важной частью экологического воспитания является знакомство детей с правилами поведения в природе. Через игровые и обучающие занятия воспитатель может объяснить, почему не стоит рвать цветы в лесу или на полянке, зачем нужно убирать за собой мусор, почему нельзя пугать животных или ломать ветки деревьев. Этому можно учить на примере сказок, историй и рассказов, где герои проявляют уважение к природе или, наоборот, нарушают её законы и получают за это определённые последствия. Такие сюжеты помогают детям глубже понять последствия своих действий, способствуют осознанию, что природа нуждается в бережном отношении.

Использование сказок, рассказов и образов из природы — ещё один мощный инструмент для формирования экологического сознания. Например, воспитатель может рассказать историю о том, как деревья помогают человеку дышать, или о том, как птицы строят свои гнёзда и высиживают птенцов. Такие образы вызывают у детей чувство симпатии к природе, они начинают осознавать, что растения и животные также живые, у них есть свои особенности и потребности. Через такие рассказы дети учатся сопереживать и понимать, что любое живое существо заслуживает уважения и заботы.

Роль воспитателя в экологическом воспитании не ограничивается проведением занятий на природе и рассказами о животных и растениях. Важно, чтобы педагог сам являлся примером уважительного отношения к природе. Дети очень чувствительны к тому, что делают и как поступают взрослые. Если они видят, что воспитатель относится к природе с заботой, не мусорит, аккуратно обращается с растениями и животными, то они будут перенимать эту модель поведения. Таким образом, личный пример становится мощным средством воспитания экологической культуры.

Кроме того, воспитателю стоит привлекать родителей к процессу экологического воспитания. Можно предложить родителям проводить больше времени с детьми на природе, рассказывать им о растениях и животных, вместе ухаживать за комнатными цветами или организовывать семейные походы в лес, парк. Важно, чтобы ребёнок видел единство в подходах воспитателя и родителей, тогда он будет более восприимчив к ценностям, которые ему прививают. Совместные экологические проекты с участием родителей, такие как посадка деревьев или сбор мусора в парке, могут стать замечательной традицией, способствующей укреплению экологического сознания и в семье.

Экологическое воспитание невозможно без использования различных игр и творческих занятий, которые помогут закрепить знания и сделать их усвоение интересным и увлекательным процессом. Например, дети могут участвовать в таких играх, как «Собери мусор в лесу», «Посади дерево», «Найди следы животных». Подобные занятия можно проводить на природе или в детском саду, моделируя ситуации и обучая детей основам экологического поведения. Также можно использовать такие творческие занятия, как рисование на тему «Моя любимая природа» или изготовление поделок из природных материалов.

Не менее важным является обучение детей бережному использованию природных ресурсов. На простых примерах можно показать, что вода и электричество требуют бережного обращения. Воспитатель может объяснить детям, что вода нужна всем живым существам, и поэтому не стоит её зря тратить, что растениям нужны свет и тепло, чтобы расти, и для этого важно выключать свет, когда он не нужен. Такие простые уроки помогают детям формировать осознание важности сохранения природных ресурсов и учат их ответственно относиться к использованию воды, электроэнергии и других благ.

Экологическое воспитание оказывает влияние и на эмоционально-ценностное развитие детей. В процессе взаимодействия с природой у детей формируются такие качества, как доброта, чуткость, умение сострадать и заботиться о других. Дети, которые с детства учатся заботиться о природе, зачастую проявляют более высокую степень эмпатии, терпимости и уважения к окружающему миру. В дальнейшем это оказывает влияние и на их социальные отношения, помогая развить уверенность в себе и укрепить чувство ответственности.

Таким образом, роль природы и экологического воспитания в формировании ценностных ориентаций у дошкольников трудно переоценить. Экологическое воспитание помогает заложить основу для формирования у детей уважительного отношения к окружающему миру и понимания ценности каждого живого существа. Благодаря практике наблюдений, игровым занятиям и личному примеру воспитателя дети получают ценные навыки, которые помогут им стать ответственными и заботливыми взрослыми.

 

Список литературы

Колодей

А. Н. Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с объектами природы // Профессиональная ориентация. 2017. №1.

Шмоткина

А. И., Дятлова Т. В., Дорохина С. В. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в рамках внедрения ФГОС ДО // Интерактивная наука. 2023. №7 (83).

Щемелинина

О

.

В

.

Р

оль экологического воспитания и обучения в развитии познавательных

интересов у младших дошкольников

// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. №10.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×