Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль проектной деятельности в формировании функциональной грамотности на начальном этапе обучения | Алексеева Лариса Юрьевна. Работа №349029

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Проектная деятельность является одним из эффективных инструментов формирования функциональной грамотности у младших школьников. Эта статья исследует роль проектного подхода в образовательном процессе, демонстрируя, как он способствует развитию навыков, необходимых для успешной жизни в современном обществе. Мы рассмотрим примеры успешной реализации проектной деятельности в начальной школе и проанализируем, как такие проекты могут помочь учащимся применять знания на практике, развивать критическое мышление и сотрудничество.

Ключевые слова: проектная деятельность, функциональная грамотность, начальная школа, критическое мышление, сотрудничество, навыки XXI века.

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Алексеева Лариса Юрьевна, учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей № 59 города Сочи имени Трубачева М.Г.
Аннотация: Проектная деятельность является одним из эффективных инструментов формирования функциональной грамотности у младших школьников. Эта статья исследует роль проектного подхода в образовательном процессе, демонстрируя, как он способствует развитию навыков, необходимых для успешной жизни в современном обществе. Мы рассмотрим примеры успешной реализации проектной деятельности в начальной школе и проанализируем, как такие проекты могут помочь учащимся применять знания на практике, развивать критическое мышление и сотрудничество.
Ключевые слова: проектная деятельность, функциональная грамотность, начальная школа, критическое мышление, сотрудничество, навыки XXI века.
Современное образование требует от учащихся не только знаний, но и умений применять эти знания в реальных жизненных ситуациях. Функциональная грамотность, как способность использовать свои знания и навыки для решения практических задач, становится основой успешной социализации и адаптации в обществе. В этом контексте проектная деятельность занимает важное место в образовательном процессе начальной школы, предоставляя ученикам возможность активно участвовать в учебном процессе и самостоятельно находить решения поставленных задач.
Проектная деятельность включает в себя выполнение заданий, которые имеют четко определенную цель, предполагают исследование и творческий подход к решению проблемы. Она способствует не только усвоению учебного материала, но и развитию таких важных навыков, как работа в команде, критическое мышление и умение самостоятельно планировать свои действия. Например, в рамках проекта "Наш город" учащиеся могут исследовать историю своего населенного пункта, собирать информацию, проводить интервью с местными жителями, а затем создавать презентацию, в которой будут представлены их находки. Такой проект не только расширяет кругозор учащихся, но и формирует у них чувство принадлежности к сообществу.
Кроме того, проектная деятельность позволяет ученикам применять знания из разных предметных областей. Например, в проекте "Экология и мы" учащиеся могут изучать проблемы экологии, разрабатывать свои идеи по улучшению окружающей среды, проводить эксперименты и представлять результаты работы на школьной конференции. Этот междисциплинарный подход помогает детям осознать взаимосвязь между предметами и видеть практическое применение полученных знаний.
Важно отметить, что проектная деятельность также способствует развитию навыков самостоятельного обучения. Учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, им предоставляется возможность выбирать темы для исследования, определять методы работы и оценивать результаты своей деятельности. Это формирует у них уверенность в собственных силах и желание учиться на протяжении всей жизни. Например, в проекте "Мои любимые книги" дети могут выбрать книги, которые они хотят изучить, обсудить их с одноклассниками и создать собственные рекомендации для чтения. Такой подход не только развивает читательскую грамотность, но и прививает любовь к книгам.
Еще одной важной составляющей проектной деятельности является ее ориентация на практические результаты. Проекты, которые заканчиваются реальными продуктами — выставками, презентациями, книгами или социальными акциями, создают у детей ощущение завершенности и достижения. Это может быть проект "Праздник осени", где учащиеся не только изучают осенние изменения в природе, но и организуют праздник для родителей и гостей, делая поделки, готовя угощения и подготавливая сценки. Такой опыт дает детям возможность увидеть результат своих усилий и ощутить гордость за свою работу.
Методы проектной деятельности можно адаптировать под разные возрастные группы и уровни подготовки учащихся. В начальной школе важно учитывать интересы и потребности детей, предлагая им проекты, которые будут им близки и понятны. В то же время, учитель играет ключевую роль в поддержке и направлении работы учащихся. Он должен обеспечивать необходимую информацию, помогать в организации работы и оценивать результаты, создавая атмосферу сотрудничества и взаимопомощи.
Проектная деятельность способствует формированию социальных навыков у младших школьников. В процессе работы над проектом учащиеся учатся слушать друг друга, выражать свои мысли и находить компромиссы. Это особенно важно в контексте современного общества, где сотрудничество и коммуникация становятся ключевыми навыками. Например, в проекте "Спорт для всех" учащиеся могут организовать спортивный праздник, где они не только будут заниматься спортом, но и учиться работать в команде, распределяя роли и обязанности.
Однако, несмотря на все преимущества проектной деятельности, важно помнить о некоторых вызовах, связанных с ее реализацией. Учителям необходимо планировать время, ресурсы и поддержку для успешной реализации проектов. Кроме того, важно оценивать как процесс, так и результаты работы учащихся, чтобы учесть их мнение и вовлеченность в проект.
В заключение, проектная деятельность является мощным инструментом формирования функциональной грамотности у младших школьников. Она помогает учащимся не только усваивать учебный материал, но и развивать критическое мышление, социальные навыки и уверенность в себе. Через реализацию проектов дети учатся работать в команде, принимать решения и находить творческие решения для реальных задач. Проектная деятельность не только обогащает образовательный процесс, но и подготавливает учащихся к успешной жизни в современном мире. Использование этого подхода в начальной школе создает условия для развития активных, самостоятельных и творческих личностей, готовых к вызовам будущего.
Список литературы
Захарова В.А. Выбор ключевых элементов педагогической технологии формирования функциональной грамотности в начальной школе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-klyuchevyh-elementov-pedagogicheskoy-tehnologii-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-v-nachalnoy-shkole
Пичугин С.С., Громова Л.А. Модернизация учебных заданий для формирования функциональной грамотности младших школьников: от алгоритма к творчеству // Известия ВГПУ. 2021. №3 (156). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-uchebnyh-zadaniy-dlya-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov-ot-algoritma-k-tvorchestvu
Пичугин С.С., Громова Л.А., Самкова В.А., Красноперова В.Ф. Формирование функциональной грамотности в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. №3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-v-nachalnoy-shkole
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×