"Роль проектной деятельности в развитии младшего школьника" | Худолеева Ирина Петровна. Работа №351030
Актуальность рассмотрения данной темы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения.
Роль проектной деятельности в развитии младшего школьника
Актуальность рассмотрения данной темы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.Особенно это важно в младшем школьном возрасте, который представляет собой один из самых сложных и неоднозначных для анализа периодов развития в жизни человека. В рамках процесса обучения в этом возрасте закладываются основы социализации человека, особенности его взаимодействия с окружающими, а также формируется та образовательная база, которая в последствии, станет фундаментом его образовательной и трудовой деятельности.
Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. При этом соблюдаются все этапы, соответствующие структуре учебной деятельности.
1. Погружение в проект.
2. Организационный этап.
3. Осуществление деятельности.
4. Обработка и оформление результатов.
5. Обсуждение полученных результатов.
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находится в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта в 1-2 классе должна составлять 1-2 недели, детям будет удобнее заниматься им во внеклассной и во внеурочной деятельности, чтобы опереться на помощь взрослых. При этом родители не должны брать на себя выполнение части работы, а лишь помогают ребенку советом. В 3-4 классе продолжительность можно увеличить до 1 месяца, чтобы учащиеся не потеряли интерес к проекту.У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений.В 4 классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, оформить готовый проект самостоятельно.
Так, у меня ребята 3 класса, то проектная деятельность одна из ведущих работ в обучении. Дети готовят проекты по таким предмета: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика. Очень интересно проходит защита проектов.Дети с удовольствием готовят проекты.(«Проекты по окружающему миру: «Богатство, отданные людям», по русскому языку: «Рассказ о слове», по литературному чтению «Создаём волшебную сказку»). Конечно помогают родители, старшие сестры и братья.
Безусловно, проектная деятельность несет в себе множество достоинств, но учителю следует учитывать возрастные возможности учащихся 7-11 лет, сформированность их ряда коммуникативных умений, развитие мышления, их “интеллектуальную зрелость”. На всех этапах проекта учитель выполняет различную, но важную роль. На первых этапах он побуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, помогает сформулировать цель и задачи проекта, во время самостоятельной деятельности детей он выступает в качестве консультанта, а на этапе презентации он помогает учащимся излагать свои мысли, выстраивать свое выступление, оценивает его деятельность со стороны.
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно. В ходе проектной деятельности учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания, учатся пользоваться приобретенными знаниями и умениями при решении проблемных заданий, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают у себя исследовательские умениям и творческое мышление.