РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ | Мой кабинет. Работа №353025. Номер работы: №353025
Роль изучаемых произведений о Великой Отечественной войне в школе для формирования патриотизма у обучающихся.
Уроки литературы и внеклассные мероприятия по предмету – это плацдарм для работы над темой Великой Отечественной войны, возможность поговорить о том, что такое героизм, народный дух, смелость, любовь к Родине, долг и ответственность. Именно в школе мы должны раскрыть ученикам значение слов « патриот» и «патриотизм», так как детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.
Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа.
В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.
Анализируя художественную литературу о войне, «школьники знакомятся с биографиями выдающихся писателей, оставивших глубокий след в истории, жизни и творчестве. Существенной стороной обогащения школьников патриотическими чувствами является усвоение ими исторического материала о героическом прошлом нашего народа, его стремлении к укреплению могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками» [2].
РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
БОУ «Тарская гимназия №1
им. А.М. Луппова,
Нестеренко Людмила Дмитриевна
Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин сказал: «Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» [3].
Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, так как детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине [3].
Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.
Уроки литературы и внеклассные мероприятия по предмету – это плацдарм для работы над темой Великой Отечественной войны, возможность поговорить о том, что такое героизм, народный дух, смелость, любовь к Родине, долг и ответственность. Именно в школе мы должны раскрыть ученикам значение слов « патриот» и «патриотизм», так как детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.
Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа.
В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.
Анализируя художественную литературу о войне, «школьники знакомятся с биографиями выдающихся писателей, оставивших глубокий след в истории, жизни и творчестве. Существенной стороной обогащения школьников патриотическими чувствами является усвоение ими исторического материала о героическом прошлом нашего народа, его стремлении к укреплению могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками» [2].
Эффективным методическим приемом формирования патриотических взглядов и убеждений учащихся является использование положительных примеров патриотизма известных исторических деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн [2].
В содержание программы по литературе для старших классов включено изучение военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Темы, которые раскрывает военная проза, очень многообразны. Это и боевые действия на передовой (например, Ю.Бондарев «Горячий снег», Б.Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», К.Воробьев «Убиты под Москвой»), и партизанское движение (например, В.Быков «Сотников»), и жизнь на оккупированной врагом территории (например, В. Быков «Обелиск», «Знак беды»), и пребывание в фашистских концлагерях (например, К.Воробьев «Крик», В.Семин «Нагрудный знак и другие).
Беседуя о войне 1941-1945 годов, как о тяжелейшем испытании для страны, мои ученики приходят к выводу, что эта война определила и самосознание народа-победителя.
Считаю, что произведения, поднимающие тему войны, Отечества, придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни.
Ребята по-новому осмысливают, что значит мужество. Это не просто не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю.
На уроках литературы говорю детям о том, что мы должны знать, какие ужасы несёт с собой война. Мы должны знать, что война в действительности – зло, жестокость, смерть. И помогут нам в этом книги о Великой Отечественной войне.
Планируя в 5-9-х классах уроки по изучению произведений о войне, ставлю перед собой цель: показать внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, сочетающие в нём с поразительной стойкостью и самоотверженностью.
Например, В 5 классе изучаем произведение К Симонова « Майор привёз мальчишку на лафете». Приходим к выводу, что «Дети и война» - это главная тема стихотворения.
Говорим на уроке о том, что детство – это начало жизни, самая лучшая пора, радостная, когда все тебя любят, мир полон красок, а война – это горе и смерть, самое трагическое событие в жизни людей и, в особенности, детей. Это противоестественно, понятия " дети и война" - несовместимы. Война заставила рано повзрослеть мальчишек и девчонок.
Также на внеклассном чтении мы говорим о пионерах-героях, готовим о них сообщения, презентации.
Приходим к выводу, что маленькие герои большой войны погибали, но память о них должна жить в наших сердцах.
В 8 классе, изучая поэму А.Т. Твардовского «Василий Теркин», мы пытаемся оценить характер главного персонажа - Василия Теркина, его жизнелюбие, душевную стойкость, мужество, обращаем внимание на юмор в поэме и на ее широкую популярность во время Великой Отечественной Войны. А накануне праздника Дня Защитника Отечества я провожу с ребятами конкурсное мероприятие « Тёркин -20…» В программе звучат отрывки из поэмы А.Твардовского « Василий Тёркин», ребята показывают свою ловкость, сообразительность, силу, выносливость, смекалку, те качества, которые присуще главному герою произведения. Мы организуем выставку рисунков к поэме, пишем сочинения на тему «Мой любимый герой Теркин».
В старших классах изучение литературы ВОВ уже подразумевает знание учениками основных событий и дат этой великой трагедии.
Большие возможности принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы в старших классах.
Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов.
Например, анализируя рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», ребята приходят к выводу, что стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала» [4].
При анализе текста учащиеся получают задания: найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно-ориентированным.
Чтение и анализ рассказа завершаю просмотром фильма, который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека [4].
Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
Например, при изучении творчества Юлии Друниной важно не просто прочитать стихи, а «прожить» жизнью героев. Ребята инсценируют стихотворения Ю.Друниной «Зинка», «Санитарка».
В старших классах итоговый урок по творчеству О.Берггольц провожу в форме литературной гостиной «Ольга Берггольц – великая дочь Ленинграда, первый поэт блокады». Ребята приходят к выводу, что Ольге Берггольц выпало великое и трудное счастье стать поэтической музой, поэтическим знамением блокадного Ленинграда.
Произведения, поднимающие тему войны, Отечества, придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни. Именно в военной прозе и поэзии сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу Отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти [2].
В своей работе по патриотическому воспитанию я использую воспитательные возможности не только уроков литературы, но и тот огромный потенциал, который несёт в себе проектная деятельность по краеведению: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений.
Так же мои ученики активно участвуют во внеклассных мероприятиях по литературе: конкурсе чтецов «Чтобы помнили», «Сквозь года звучит Победа!», участвуют в конкурсном сочинении «Гимн: мужеству, доблести и чести».
После изучения текстов о Великой Отечественной войне образы произведений должны вызвать у старшеклассников эмоциональный отклик в сердцах, желание изучать историю своей страны на материалах русской литературы того времени, желание выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.
Таким образом, очень важно изучать на уроках тексты о войне отечественных писателей, потому что в них заключен большой образовательно – воспитательный потенциал.
Произведения военной тематики заставляют задуматься о настоящем и прошлом. Литература исследует истоки победы, показывает нам какая цена заплачена за нее. Поэтому об этом необходимо рассказывать на уроках литературы.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль литературы в этом плане невозможно переоценить.
Интернет-источники:
Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. - №6. - С. 59-63
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3856/Itemid,118/
Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. URL:
http://megapredmet.ru/1-2104.html
https://web.snauka.ru/issues/2016/12/75625