Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ | Мой кабинет. Работа №353025. Номер работы: №353025

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Роль изучаемых произведений о Великой Отечественной войне в школе для формирования патриотизма у обучающихся.

 Уроки литературы и внеклассные мероприятия по предмету  – это плацдарм для работы над темой Великой Отечественной войны,  возможность поговорить о том, что такое героизм, народный дух, смелость, любовь к Родине, долг и ответственность. Именно в школе мы должны  раскрыть ученикам значение слов « патриот» и «патриотизм», так как детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.

 

Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа.

 

В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня,  прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.

 Анализируя художественную литературу о войне, «школьники знакомятся с биографиями выдающихся писателей, оставивших глубокий след в истории, жизни и творчестве. Существенной стороной обогащения школьников патриотическими чувствами является усвоение ими исторического материала о героическом прошлом нашего народа, его стремлении к укреплению могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками» [2]. 

 

РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

БОУ «Тарская гимназия №1

им. А.М. Луппова,

Нестеренко Людмила Дмитриевна

 

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин сказал: «Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» [3].

Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, так как детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине [3].

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.

Уроки литературы и внеклассные мероприятия по предмету  – это плацдарм для работы над темой Великой Отечественной войны,  возможность поговорить о том, что такое героизм, народный дух, смелость, любовь к Родине, долг и ответственность. Именно в школе мы должны  раскрыть ученикам значение слов « патриот» и «патриотизм», так как детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.

Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа.

В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня,  прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.

 Анализируя художественную литературу о войне, «школьники знакомятся с биографиями выдающихся писателей, оставивших глубокий след в истории, жизни и творчестве. Существенной стороной обогащения школьников патриотическими чувствами является усвоение ими исторического материала о героическом прошлом нашего народа, его стремлении к укреплению могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками» [2].

Эффективным методическим приемом формирования патриотических взглядов и убеждений учащихся является использование положительных примеров патриотизма известных исторических деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн [2].

В содержание программы по литературе для старших классов включено изучение военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.

Темы, которые раскрывает военная проза, очень многообразны. Это и боевые действия на передовой (например, Ю.Бондарев «Горячий снег», Б.Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», К.Воробьев «Убиты под Москвой»), и партизанское движение (например, В.Быков «Сотников»), и жизнь на оккупированной врагом территории (например, В. Быков «Обелиск», «Знак беды»), и пребывание в фашистских концлагерях (например, К.Воробьев «Крик», В.Семин «Нагрудный знак и другие).

Беседуя о войне 1941-1945 годов, как о тяжелейшем испытании для страны, мои ученики приходят к выводу, что эта война определила и самосознание народа-победителя.

Считаю, что произведения, поднимающие тему войны, Отечества, придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни.

Ребята по-новому осмысливают, что значит мужество. Это не просто не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю. 

На уроках литературы говорю детям о том, что мы должны знать, какие ужасы несёт с собой война. Мы должны знать, что война в действительности – зло, жестокость, смерть. И помогут нам в этом книги о Великой Отечественной войне.

Планируя в 5-9-х классах уроки по изучению произведений о войне, ставлю перед собой цель: показать внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, сочетающие в нём с поразительной стойкостью и самоотверженностью.

          Например, В 5 классе изучаем произведение К Симонова « Майор привёз мальчишку на лафете». Приходим к выводу, что «Дети и война» - это главная тема стихотворения.

Говорим на уроке о том, что детство – это начало жизни, самая лучшая пора, радостная, когда все тебя любят, мир полон красок, а война – это горе и смерть, самое трагическое событие в жизни людей и, в особенности, детей.  Это противоестественно, понятия " дети и война" - несовместимы. Война заставила рано повзрослеть мальчишек и девчонок.

Также на внеклассном чтении мы говорим о пионерах-героях, готовим о них сообщения, презентации.

Приходим к выводу, что маленькие герои большой войны погибали, но память  о них должна жить в наших сердцах.

В 8 классе,  изучая поэму А.Т. Твардовского  «Василий Теркин», мы пытаемся  оценить характер главного персонажа - Василия Теркина, его жизнелюбие, душевную стойкость, мужество, обращаем  внимание на юмор в поэме и на ее широкую популярность во время Великой Отечественной Войны. А  накануне  праздника  Дня Защитника Отечества я провожу с ребятами конкурсное  мероприятие « Тёркин -20…» В программе  звучат отрывки из поэмы А.Твардовского « Василий Тёркин», ребята показывают свою ловкость, сообразительность, силу, выносливость, смекалку, те качества, которые присуще главному герою произведения. Мы организуем выставку рисунков к поэме, пишем сочинения на тему «Мой любимый герой Теркин».

В старших классах изучение литературы ВОВ уже подразумевает знание учениками основных событий и дат этой великой трагедии.

Большие возможности принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы в старших классах.

Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов.

Например, анализируя рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», ребята приходят к выводу, что стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала» [4].

При анализе текста учащиеся получают задания: найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно-ориентированным.

Чтение и анализ рассказа завершаю просмотром фильма, который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека [4].

Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

Например, при изучении творчества Юлии Друниной важно не просто прочитать стихи, а «прожить» жизнью героев.  Ребята инсценируют  стихотворения Ю.Друниной «Зинка», «Санитарка».

В старших классах итоговый урок по творчеству О.Берггольц провожу в форме литературной гостиной  «Ольга Берггольц – великая дочь Ленинграда,  первый поэт блокады». Ребята приходят к выводу, что Ольге Берггольц выпало великое и трудное счастье стать поэтической музой, поэтическим знамением блокадного Ленинграда.

Произведения, поднимающие тему войны, Отечества, придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни. Именно в военной прозе и поэзии сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу Отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти [2].

           В своей работе по патриотическому воспитанию я использую воспитательные возможности не только уроков литературы, но и тот огромный потенциал, который несёт в себе проектная деятельность по краеведению: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений.

Так же мои ученики активно участвуют во внеклассных мероприятиях по литературе: конкурсе чтецов «Чтобы помнили», «Сквозь года звучит Победа!», участвуют в конкурсном сочинении «Гимн: мужеству, доблести и чести».

После изучения текстов о Великой Отечественной войне образы произведений должны вызвать у старшеклассников эмоциональный отклик в сердцах, желание изучать историю своей страны на материалах русской литературы того времени, желание  выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.

Таким образом, очень важно изучать на уроках тексты о войне отечественных писателей, потому что в них заключен большой образовательно – воспитательный потенциал.

Произведения военной тематики заставляют задуматься о настоящем и прошлом. Литература исследует истоки победы, показывает нам какая цена заплачена за нее. Поэтому об этом необходимо рассказывать на уроках литературы.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль литературы в этом плане невозможно переоценить.

Интернет-источники:

 

Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. - №6. - С. 59-63

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3856/Itemid,118/

Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. URL: 

http://megapredmet.ru/1-2104.html

https://web.snauka.ru/issues/2016/12/75625

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×